Система работы по организации летнего оздоровительного периода в дошкольном учреждении

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении.

Жан Жак Руссо

Летний оздоровительный период – сезонный отрезок времени, в который реализуется система мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей.

Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на всестороннее развитие. Основная задача взрослых ‒как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий оздоровительного, познавательного и развлекательного характера. Важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах еще долго радовали детей.

Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовились к ней все участники воспитательно-образовательного процесса.

 

Регламентирующие нормативные документы

Проведение профилактических, закаливающих, оздоровительных  и воспитательных мероприятий с детьми в летний период регламентируют нормативные документы:      

·         Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г).

·         Конституция РФ от 12.12.1993г. (ст. 38, 41, 42, 43).

·         Федеральный закон от 24.07.98 г. 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

·         Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

·         Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.09.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

·         Приказ Минздрава России от 04.04.03 № 139 «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений».

·         Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольного образовательного учреждения СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные главным государственным санитарным врачом РФ от 15.05.2013 № 26.

·         Инструкция по охране жизни и здоровья детей в дошкольных учреждениях и на детских площадках, утвержденная  МинпросвещениемРСФСР 30.01.1955.

·         Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей».

 

Принципы планирования оздоровительной работы

        При планировании оздоровительной работы следует придерживаться следующих принципов:

·         комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;                                                                                         

·         непрерывное проведение профилактических, закаливающих и  оздоровительных мероприятий;

·         использование простых и доступных технологий;                                                     

·         формирование положительной мотивации у детей,родителей и педагогов к проведению профилактических закаливающих и оздоровительных мероприятий;

·         повышение эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения элементарных  правил и нормативов: оптимального двигательного режима, физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима и водоснабжения.

 

Организация работы в летний оздоровительный период

Цель –повышение качества оздоровительной работы с воспитанниками и широкая пропагандаздорового образа жизни среди всех участников воспитательно-образовательного процесса в летний период.

Задачи летнего оздоровительного периода:

·         реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей;

·         создать комфортные условия для физического, психического, нравственного воспитания каждого ребенка, развития у них любознательности и познавательной активности;

·          организовать здоровьесберегающий режим, обеспечивающий охрану жизни, предупреждение заболеваемости и детского травматизма;

·         осуществлять просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.

При подготовке к летнему оздоровительному периоду следует исходить из необходимости учета следующих факторов:

·         ООП ДОО;

·         индивидуальных социально-психологических особенностей детей;

·         особенностей климатической зоны.

Система оздоровления детей в летний период включает в себя:

Система работы по организации летнего оздоровительного периода в дошкольном учреждении

Общие рекомендации по организации летнего оздоровительного периода:

·                    ежегодно к летнему оздоровительному периоду проводится ремонт и покраска оборудования, участки дополняются малыми архитектурными формами,  игровым оборудованием;

·                    организуется подвоз земли и песка, высадка деревьев, разбивка цветников;

·                    каждый день организуется работа взрослых по соблюдению санитарно-гигиенических требований (обрабатывается песок в песочницах, ежедневно моется пол на верандах, в жаркую погоду участки поливаются водой, своевременно скашивается трава и т.д.);

·                    организуется предметно-развивающая среда на территории ДОО  (оборудование для игровой и познавательно-исследовательской деятельности в песке и воде, выносные зонтики, теневые навесы, чехлы для песочниц, расширяется ассортимент выносного оборудования);

·                    соблюдается  режим дня летнего оздоровительного периода, соответствующий ООП ДОО;

·                    соблюдается питьевой режим летнего оздоровительного периода, соответствующий ООП ДОО (питье выдается по первому требованию ребенка);

·                    увеличивается продолжительность прогулок и сна (в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы дошкольных образовательных учреждений, п. 2.12.14);

·                    различные виды детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение)и самостоятельная деятельность детей организуются на воздухе;

·                    проводятся регулярные беседы по теме: «Формирование представлений о здоровом образе жизни». 

 

Ожидаемые результаты

·         приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

·         развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников;

·         повышение уровня экологической культуры воспитанников (развитие экологического — гуманного, природоохранного, осознанно-бережного отношения к природе);

·         повышение уровня коммуникативных способностей детей;

·         повышение эффективности в работе с родителями по вопросам ЗОЖ;

·         активизация познавательных интересов детей к трудовой деятельности в природе.

 

Рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной работы

с детьми в летний период

Циклограмма двигательной активности детейв летний период

Формы работы при организации летнего оздоровительного периода

Рекомендации по организации закаливания детей в летний период

Рекомендации по организации рационального питания детей в летний период

Рекомендации по организации оздоровительно-просветительской работы с родителями

План мероприятий в летний оздоровительный период

 

Функционирование здоровьесберегающей, целенаправленной, систематически спланированной работы всего коллектива нашего образовательного учреждения приводит к следующим положительным результатам:

·         Снижение детской заболеваемости в летний оздоровительный период.

·         Отсутствие случаев травматизма и отравления детей.

·         Повышение уровня физического, психического здоровья детей.

·         Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы. 

 

 

Литература

1. Кузнецова М. Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ [Текст]: практическое пособие  / М. Н. Кузнецова. – М.: Айрис-пресс, 2007.

2. Кожухова Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях [Текст]: учебное  пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова; под редакцией С. А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3. Пенькова Л. А. Под парусом лето плывёт по Земле [Текст]: методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов  и колледжей / Л. А. Пенькова. – М.: Линка-пресс, 2006.

4. Белкина В.  Н. Дошкольник: обучение и развитие [Текст]: / В. Н. Белкина, Н. Н. Васильева Н. В. Ёлкина. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

5. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим [Текст]: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада / М.  Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

6. Фролов, В. Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / В. Г. Фролов, Г. П. Юрко. – М.: Просвещение, 1983.

7. Воронкова Л. В. Спортивный клуб в детском оздоровительном лагере [Текст]: / Л. В. Воронкова, М. А. Соломченко.  – М.: Педагогическое общество России, 2006. 8. Гришина Т. В. Маленькие туристы [Текст]: / Т. В. Гришина // Детский сад со всех сторон. – 2004. — № 36.

 

 

Вдовиченко Светлана Александровна, воспитатель изодеятельности,

Вегнер Ирина Николаевна, инструктор по физической культуре,

Воробьева Татьяна Петровна, воспитатель,

Терехова Оксана Викторовна, воспитатель,

МБДОУ  «Детский сад №47 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей»,

г. Полысаево, Кемеровская область

5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x