Примерное планирование индивидуальной работы с детьми по зрительным нагрузкам и подготовке к лечению

Примерное планирование индивидуальной работы с детьми по зрительным нагрузкам и подготовке  к лечению

(амблиопия и косоглазие)

Содержание офтальмо-педагогического журнала:

1.     Список детей группы, с указанием возраста и даты поступления ребёнка в дошкольное учреждение.

2.     Диагнозы детей, сопутствующие заболевания, группа здоровья.

3.     Острота зрения ребёнка на начало и конец учебного года.

4.     Период лечения рёбенка, зрительная нагрузка (заполняется на каждый квартал).

5.     Показания остроты зрения детей (заполняется ежемесячно).

6.     Разделение детей на подгруппы в соответствии с индивидуальными особенностями:  а) офтальмологическим диагнозом  б) уровнем развития (заполняется ежеквартально).

7.     Схема расположения детей за столами при проведении фронтальной совместной  деятельности (относительно учебной доски и источника света и других требований).

8.     Рекомендации тифлопедагога по соблюдению индивидуального режима зрительной работы дошкольника (продолжительность занятия, характеристика наглядных пособий, учет  вида косоглазия, наличие  подставки, освещенность и др. параметры).

9.     Рекомендации педагога-психолога по индивидуальной работе с детьми.

10.    Противопоказания к выполнению некоторых физических упражнений (в зависимости от специфики заболевания ребенка и других показаний).

Раздел I.  Подготовка детей к лечению на аппаратах.

Острота зрения: 0,4 – 1,0   Вид косоглазия: учитывается.

Время занятий: соответствует возрастным нормам, занятия проводятся 2-3 раза в день.

Задачи: учить детей различать цвета, учить совмещению и слиянию предметных и силуэтных изображений, дифференцировать основные направления  пространства, словесно обозначать их соответствующими терминами, развивать прослеживающую функцию глаза.

Ф.И. ребенка Упражнения и игры
Совмещение предметов:

«Цыпленок и яйцо», «Кружок и звездочка», «Машина и гараж», «Мяч и квадрат».

Дидактические игры с рамками-вкладышами.

Слияние предметов:

«Шарики с усиками»,

«Чайник с ручкой»,

«Кошка с ушками»,

«Елочка» (верхушка и основание), «Собери из частей».

Упражнения на ориентировку в пространстве:

«Расположи предметы справа, слева, вверху, внизу», «Нарисуй фигуру по заданию», «Разложи фигуры по схеме», «Узнай,  что изменилось?»,

«Куда села бабочка?», «Составь узор» (палочки, фигуры) и др.

1.
2.
3.

Примерное планирование индивидуальной работы с детьми по зрительным нагрузкам и подготовке  к лечению

Фото 1.  Игры и упражнения на совмещение и слияние предметов.

Примерное планирование индивидуальной работы с детьми по зрительным нагрузкам и подготовке  к лечению

Фото 2.   Подготовка  к проверке зрения на четырехточечном аппарате.

Раздел II.   Подготовка детей к операции.

Острота зрения: 0,4 – 1,0 (возможно и ниже).           Вид косоглазия: учитывается.

Время занятий:  соответствует возрастным нормам, занятия проводятся 2-3 раза в день.

Задачи:  учить совмещению и слиянию предметных и силуэтных изображений, дифференцировать основные направления  пространства, словесно обозначать их соответствующими терминами, развивать прослеживающую функцию глаза, тренировать и укреплять глазные мышцы.

Ф.И. ребенка Упражнения и игры
Игры и упражнения на совмещение, слияние и ориентировку в пространстве: (см.  раздел «Подготовка детей к лечению на аппаратах») Игры с мячом: подбрасывание, ловля,  прокатывание, метание. Метание стрел, мешочков, шариков в цель и др. Игры по типу кольцебросов:

«Серсо»,«Поймай мяч в сачок»,

«Кегли», «Боулинг».

Упражнения на обведение внешнего и внутреннего контура предметов,

лабиринты.

Настенные зрительные тренажеры, прослеживание  взглядом за движением предмета, указки по линии (положение головы при этом неподвижно). Упражнения для развития и укрепление глазных мышц.
1.
2.
3.

Примерное планирование индивидуальной работы с детьми по зрительным нагрузкам и подготовке  к лечению   Примерное планирование индивидуальной работы с детьми по зрительным нагрузкам и подготовке  к лечению

Фото 3, 4.  Настенные тренажеры.

Раздел III   Послеоперационный период лечения

Острота зрения:  0,4 – 1,0.   Вид косоглазия:  учитывается.

Время занятий:  соответствует возрастным нормам, занятия проводят 2-3 раза в день.

Задачи: способствовать  разработке и улучшению зрительно-двигательных функций глаза, повышению

скорости зрительного восприятия, выработке устойчивого бинокулярного зрения.

Фамилия, имя    ребенка Игры и упражнения
Комплекс упражнений на развитие и укрепление глазодвигательных мышц. Упражнения на выработку   бинокулярного зрения Настольные игры Игры с мячом и    кольцебросами
Выполнять различные движения глаз: вверх-вниз, влево-вправо, по кругу, по диагонали.

Упражнения и игры с использованием настенных тренажеров

Рассматривание картин с 3-х плановой перспективой, игры «Далеко-близко», «Забьем гвоздики», «Попади в  колечко»и др. «Хоккей», «Футбол», «Рыбалка»,  «Бильярд», «Летающие колпачки» и др.

Игрушки стереоскопического вида

См. таблицу «Подготовка детей к операции»
1.
2.
3.

Примечания: все игры и упражнения после операции проводятся с ограничением зрительной и  физической нагрузки, согласно рекомендациям и разрешению врача-офтальмолога.

Примерное планирование индивидуальной работы с детьми по зрительным нагрузкам и подготовке  к лечению

Фото 5. Выполнение упражнения на развитие глазных мышц.

                                 Раздел IV.   Содержание работы по зрительным нагрузкам Л.А. Григорян

Зрительная нагрузка № 1

Острота зрения:  0,01 – 0,3.   Вид косоглазия: не учитывается   Возраст: 3-4 года.

Время занятий:  соответствует возрастным нормам 5 -15 минут, занятия проводят 1-2 раза в день.

Материал: крупных размеров (не менее 2 -3-х см),  ярких, преимущественно контрастных цветов: красный, зеленый, оранжевый.

Задачи: способствовать повышению остроты зрения детей, обогащению сенсорного опыта, учить выделять цвет, форму, размер предметов и отражать эти понятия в своей речи.

Фамилия, имя    ребенка Игры и упражнения
Крупная мозаика, вкладыши, матрешки, объемные игрушки Конструктор крупный, цветные палочки,  объемные игрушки, разрезные картинки Настольные игры  с   крупными предметными картинками, лото и др. Нанизывание и сортировка крупных бус, пуговиц и др.

Игры с пирамидками

Обведение, раскрашивание крупных контуров, игры «Найди по контуру и силуэту»
1.
2.
3.

Примерное планирование индивидуальной работы с детьми по зрительным нагрузкам и подготовке  к лечению

Фото 6.Упражнения на обведение внешнего и внутреннего контура предмета.

Примечание: во время проведения занятия у детей возможно наличие окклюзии.

Зрительная нагрузка № 2

Острота зрения:  0,4 – 1,0.   Вид косоглазия:  учитывается   Возраст: 3-4 года.

Время занятий:  соответствует возрастным нормам 5 -15 минут, занятия проводят 2-3 раза в день.

Материал: размер  менее 2-х см,  ярких, преимущественно контрастных цветов.

Задачи: повышение остроты зрения детей, обогащение сенсорного опыта, учить выделять цвет, форму, размер предметов и отражать эти понятия в своей речи.

Фамилия, имя    ребенка Игры и упражнения
Мозаика, рамки-вкладыши, матрешки, объемные игрушки Конструктор из мелких деталей, цветные палочки,  объемные игрушки, разрезные картинки Настольные игры  с    предметными картинками, лото и др. Нанизывание и сортировка  бус, пуговиц и др. предметов.

Игры с пирамидками,

шнурование

Обведение, раскрашивание  контуров, игры «Найди по контуру и силуэту»
1.
2.
3.

Примечание: характер упражнений при сходящемся косоглазии должен быть на расслабление конвергенции, а при расходящемся – на усиление аккомодации.

Примерное планирование индивидуальной работы с детьми по зрительным нагрузкам и подготовке  к лечению Примерное планирование индивидуальной работы с детьми по зрительным нагрузкам и подготовке  к лечению

Фото 7 и 8. Игры и упражнения при зрительной нагрузке № 2.

Зрительная нагрузка № 3

Острота зрения:  0,01 – 0,3.   Вид косоглазия:  не учитывается   Возраст: 5 – 7 лет.

Время занятий:  соответствует возрастным нормам 15 -20 минут, занятия проводят 2-3 раза в день.

Материал:  размер 2 см и меньше, ярких, преимущественно контрастных цветов, разнообразной формы.

Задачи: создавать условия для повышения остроты зрения детей, способствовать обогащению сенсорного опыта, учить выделять цвет, форму, размер предметов и отражать эти понятия в активной речи.

Фамилия, имя    ребенка Игры и упражнения
Мозаика, вкладыши, матрешки, объемные игрушки Конструктор из мелких деталей, цветные палочки,  объемные игрушки, разрезные картинки Настольные игры  с    предметными картинками, лото и др. Нанизывание и сортировка  бус, пуговиц и др.

Игры с пирамидками

Обведение, раскрашивание  контуров, игры «Найди по контуру и силуэту»
1.
2.
3.

Примечание: занятия проводятся при  обязательном наличии окклюзии, так как фиксация нецентральная.

Примерное планирование индивидуальной работы с детьми по зрительным нагрузкам и подготовке  к лечению Примерное планирование индивидуальной работы с детьми по зрительным нагрузкам и подготовке  к лечению

Фото 9, 10.  Игры и упражнения при зрительной нагрузке № 3.

Зрительная нагрузка № 4

Острота зрения:  0,01 – 0,3.   Вид косоглазия: не учитывается. Фиксация: центральная, неустойчивая.   Возраст: 5 – 7 лет.

Время занятий:   15-20 минут, занятия проводят 2-3 раза в день, преимущественно днем (полдень), т.к. работает центральная ямка сетчатки.

Материал:  размер менее 2-х см,  ярких, преимущественно контрастных цветов: оранжевый, красный,   зеленый, желтый.

Задачи: обеспечивать условия для повышения остроты зрения, выработки устойчивой центральной фиксации, используя упражнения на локализацию, обогащать сенсорный опыт детей, учить выделять цвет, форму, размер предметов и отражать эти понятия в своей речи.

Фамилия, имя    ребенка Игры и упражнения
Мозаика, вкладыши, матрешки, объемные игрушки Конструктор из мелких деталей, цветные палочки,  объемные игрушки, разрезные картинки Настольные игры  с    предметными картинками, лото, домино и др., калейдоскоп Нанизывание и сортировка  бус, пуговиц, колец и др.

Игры с пирамидками,

шнурование, плетение,

сортировка семян

Обведение, раскрашивание  контуров, игры «Найди по контуру и силуэту»
1.
2.
3.

Примечания: все упражнения проводятся только при наличии окклюзии.

Примерное планирование индивидуальной работы с детьми по зрительным нагрузкам и подготовке  к лечению Примерное планирование индивидуальной работы с детьми по зрительным нагрузкам и подготовке  к лечению

Фото 11, 12.  Игры и упражнения при зрительной нагрузке № 4.

Зрительная нагрузка № 5   (подгруппа № 1)

Острота зрения:  0,4 – 0,8.   Вид косоглазия:  сходящееся.   Фиксация: центральная.  Возраст: 5 -7 лет.

Время занятий:  соответствует возрастным нормам 15-20 минут, занятия проводят 1-2 раза в день.

Материал: размер  менее 2-х см,  ярких, преимущественно контрастных цветов.

Задачи: создать условия для повышения остроты зрения детей, обогащения их сенсорного опыта.

Фамилия, имя    ребенка Игры и упражнения
Графические задания в тетради в крупную клетку Конструктор из мелких деталей, игры с  цветными мелкими палочками, мелкой мозаикой Настольные игры  с мелкими   предметными картинками, лото, домино и др. Нанизывание и сортировка  бус, пуговиц, колец и др.

Шнурование, плетение, работа с проволокой,

вышивание

Обведение контуров, раскрашивание  мелких деталей,

штрихование фигур.

Игры «Найди по контуру и силуэту»

1.
2.
3.

Примечание: занятия с ребенком проводятся при обязательном наличии окклюзии.

Зрительная нагрузка № 5   (подгруппа № 2)

Острота зрения:  0,8 – 1,0.   Вид косоглазия:  учитывается, косоглазие сходящееся, угол минимальный. Фиксация: центральная.   Возраст: 5 -7 лет.

Время занятий:  соответствует возрастным нормам 15-20 минут, занятия проводят 2-3 раза в день.

Материал:  разнообразный.

Задачи: способствовать поддержанию высокой остроты зрения детей, расслаблению конвергенции.

Фамилия, имя    ребенка Игры и упражнения
Игры с мячом, кольцеброс, кегли и др.

(проводятся 2-3 раза в день).

Игры с использованием настенных тренажеров

Конструктор магнитный, игры с  цветными палочками, мозаика магнитная на вертикальной доске.

Шнурование, плетение с использованием подставки или вертикальной поверхности

Игры  с   предметными картинками, лото, домино и др.

(дозировано, 1 раз в день)

Графические задания  в тетради в крупную клетку

(проводиться только по рекомендации врача-офтальмолога, дозировано,

1 раз в неделю)

Обведение контуров, раскрашивание,

штрихование фигур.

Игры  «Найди по контуру и силуэту»

1.
2.
3.

Примечание: все упражнения с ребенком вблизи проводятся с использованием подставки или мольберта  и др. вертикальных поверхностей.

Примерное планирование индивидуальной работы с детьми по зрительным нагрузкам и подготовке  к лечению

Фото 13.  Игры и упражнения при зрительной нагрузке № 5  (подгруппа №1).

Примерное планирование индивидуальной работы с детьми по зрительным нагрузкам и подготовке  к лечениюПримерное планирование индивидуальной работы с детьми по зрительным нагрузкам и подготовке  к лечению

Фото 14, 15.  Игры и упражнения при зрительной нагрузке № 5  (подгруппа №2).

Зрительная нагрузка № 6

Острота зрения:  0,4 – 1,0.   Вид косоглазия:  учитывается, косоглазие расходящееся.

Фиксация: центральная.  Возраст: 5-7 лет.

Время занятий:  соответствует возрастным нормам 15-20 минут, занятия проводят 2-3 раза в день.

Материал: размер менее 2-х см, разнообразный.

Задачи: повышение остроты зрения детей, усиление аккомодации.

Фамилия, имя    ребенка Игры и упражнения
 Мозаика мелкая,  вышивание, работа с проволокой.

Работа в тетради в клетку

Конструктор из мелких деталей, цветные палочки мелкие,   разрезные картинки Настольные игры  с    предметными картинками, лото и др.

мелкого размера

Нанизывание и сортировка  бус, пуговиц, колец и др. предметов.

Игры с пирамидками.

Шнурование, плетение,

работа с бисером

Обведение, раскрашивание  мелких деталей, контуров, игры «Найди по контуру и силуэту» и др.
1.
2.
3.

Примерное планирование индивидуальной работы с детьми по зрительным нагрузкам и подготовке  к лечению

Фото 16.  Игры и упражнения при зрительной нагрузке № 6.

Зрительная нагрузка № 7

Острота зрения:  0,8 – 1,0.   Вид косоглазия:  не учитывается, т.к. угол косоглазия минимальный или его не имеется.

Время занятий:  соответствует возрастным нормам, занятия проводят 1-2 раза в день.

Задачи: способствовать  разработке и улучшению зрительно-двигательных функций глаза, повышению

скорости зрительного восприятия, выработке устойчивого бинокулярного зрения, закреплению высокой остроты зрения.

Фамилия, имя    ребенка Игры и упражнения
Комплекс упражнений на развитие и укрепление глазных мышц Упражнения на выработку   бинокулярного зрения Настольные игры

на физическую компетенцию

Игры с мячом, кегли, кольцеброс Графические задания в тетради в клетку, на ориентировку в пространстве
Упражнения и игры с использованием настенных тренажеров, прослеживание контура фигур Рассматривание трёхплановых картинок, игры «Далеко — близко», «Забьем гвоздики», «Попади в  колечко или стаканчик» и др. Настольный театр (объемный) «Хоккей», «Футбол», «Рыбалка», «Бильярд», «Летающие колпачки»,

«Прыгающие лягушата» и др.

Упражнения на метание, ловлю, попадание в цель, прокатывание и т.д. Обведение клетки, закрашивание клетки, рисование по клеткам

(1 раз в неделю)

Лабиринты, зашумленные изображения

1.
2.
3.

Примерное планирование индивидуальной работы с детьми по зрительным нагрузкам и подготовке  к лечению

   Фото 17. «Расставь фигуры ближе – дальше» (трёхплановая картинка).

Кодзасова Елена Васильевна, Рагалёва   Наталья Яковлевна, учителя-дефектологи (тифлопедагоги), ГБОУ детский сад  № 1764,  г.  Москва.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x