Примерное планирование индивидуальной работы с детьми по зрительным нагрузкам и подготовке к лечению
Примерное планирование индивидуальной работы с детьми по зрительным нагрузкам и подготовке к лечению
(амблиопия и косоглазие)
Содержание офтальмо-педагогического журнала:
1. Список детей группы, с указанием возраста и даты поступления ребёнка в дошкольное учреждение.
2. Диагнозы детей, сопутствующие заболевания, группа здоровья.
3. Острота зрения ребёнка на начало и конец учебного года.
4. Период лечения рёбенка, зрительная нагрузка (заполняется на каждый квартал).
5. Показания остроты зрения детей (заполняется ежемесячно).
6. Разделение детей на подгруппы в соответствии с индивидуальными особенностями: а) офтальмологическим диагнозом б) уровнем развития (заполняется ежеквартально).
7. Схема расположения детей за столами при проведении фронтальной совместной деятельности (относительно учебной доски и источника света и других требований).
8. Рекомендации тифлопедагога по соблюдению индивидуального режима зрительной работы дошкольника (продолжительность занятия, характеристика наглядных пособий, учет вида косоглазия, наличие подставки, освещенность и др. параметры).
9. Рекомендации педагога-психолога по индивидуальной работе с детьми.
10. Противопоказания к выполнению некоторых физических упражнений (в зависимости от специфики заболевания ребенка и других показаний).
Раздел I. Подготовка детей к лечению на аппаратах.
Острота зрения: 0,4 – 1,0 Вид косоглазия: учитывается.
Время занятий: соответствует возрастным нормам, занятия проводятся 2-3 раза в день.
Задачи: учить детей различать цвета, учить совмещению и слиянию предметных и силуэтных изображений, дифференцировать основные направления пространства, словесно обозначать их соответствующими терминами, развивать прослеживающую функцию глаза.
Ф.И. ребенка | Упражнения и игры | ||
Совмещение предметов:
«Цыпленок и яйцо», «Кружок и звездочка», «Машина и гараж», «Мяч и квадрат». Дидактические игры с рамками-вкладышами. |
Слияние предметов:
«Шарики с усиками», «Чайник с ручкой», «Кошка с ушками», «Елочка» (верхушка и основание), «Собери из частей». |
Упражнения на ориентировку в пространстве:
«Расположи предметы справа, слева, вверху, внизу», «Нарисуй фигуру по заданию», «Разложи фигуры по схеме», «Узнай, что изменилось?», «Куда села бабочка?», «Составь узор» (палочки, фигуры) и др. |
|
1. | |||
2. | |||
3. |
Фото 1. Игры и упражнения на совмещение и слияние предметов.
Фото 2. Подготовка к проверке зрения на четырехточечном аппарате.
Раздел II. Подготовка детей к операции.
Острота зрения: 0,4 – 1,0 (возможно и ниже). Вид косоглазия: учитывается.
Время занятий: соответствует возрастным нормам, занятия проводятся 2-3 раза в день.
Задачи: учить совмещению и слиянию предметных и силуэтных изображений, дифференцировать основные направления пространства, словесно обозначать их соответствующими терминами, развивать прослеживающую функцию глаза, тренировать и укреплять глазные мышцы.
Ф.И. ребенка | Упражнения и игры | ||||
Игры и упражнения на совмещение, слияние и ориентировку в пространстве: (см. раздел «Подготовка детей к лечению на аппаратах») | Игры с мячом: подбрасывание, ловля, прокатывание, метание. Метание стрел, мешочков, шариков в цель и др. | Игры по типу кольцебросов:
«Серсо»,«Поймай мяч в сачок», «Кегли», «Боулинг». |
Упражнения на обведение внешнего и внутреннего контура предметов,
лабиринты. |
Настенные зрительные тренажеры, прослеживание взглядом за движением предмета, указки по линии (положение головы при этом неподвижно). Упражнения для развития и укрепление глазных мышц. | |
1. | |||||
2. | |||||
3. |
Фото 3, 4. Настенные тренажеры.
Раздел III Послеоперационный период лечения
Острота зрения: 0,4 – 1,0. Вид косоглазия: учитывается.
Время занятий: соответствует возрастным нормам, занятия проводят 2-3 раза в день.
Задачи: способствовать разработке и улучшению зрительно-двигательных функций глаза, повышению
скорости зрительного восприятия, выработке устойчивого бинокулярного зрения.
Фамилия, имя ребенка | Игры и упражнения | |||
Комплекс упражнений на развитие и укрепление глазодвигательных мышц. | Упражнения на выработку бинокулярного зрения | Настольные игры | Игры с мячом и кольцебросами | |
Выполнять различные движения глаз: вверх-вниз, влево-вправо, по кругу, по диагонали.
Упражнения и игры с использованием настенных тренажеров |
Рассматривание картин с 3-х плановой перспективой, игры «Далеко-близко», «Забьем гвоздики», «Попади в колечко»и др. | «Хоккей», «Футбол», «Рыбалка», «Бильярд», «Летающие колпачки» и др.
Игрушки стереоскопического вида |
См. таблицу «Подготовка детей к операции» | |
1. | ||||
2. | ||||
3. |
Примечания: все игры и упражнения после операции проводятся с ограничением зрительной и физической нагрузки, согласно рекомендациям и разрешению врача-офтальмолога.
Фото 5. Выполнение упражнения на развитие глазных мышц.
Раздел IV. Содержание работы по зрительным нагрузкам Л.А. Григорян
Зрительная нагрузка № 1
Острота зрения: 0,01 – 0,3. Вид косоглазия: не учитывается Возраст: 3-4 года.
Время занятий: соответствует возрастным нормам 5 -15 минут, занятия проводят 1-2 раза в день.
Материал: крупных размеров (не менее 2 -3-х см), ярких, преимущественно контрастных цветов: красный, зеленый, оранжевый.
Задачи: способствовать повышению остроты зрения детей, обогащению сенсорного опыта, учить выделять цвет, форму, размер предметов и отражать эти понятия в своей речи.
Фамилия, имя ребенка | Игры и упражнения | ||||
Крупная мозаика, вкладыши, матрешки, объемные игрушки | Конструктор крупный, цветные палочки, объемные игрушки, разрезные картинки | Настольные игры с крупными предметными картинками, лото и др. | Нанизывание и сортировка крупных бус, пуговиц и др.
Игры с пирамидками |
Обведение, раскрашивание крупных контуров, игры «Найди по контуру и силуэту» | |
1. | |||||
2. | |||||
3. |
Фото 6.Упражнения на обведение внешнего и внутреннего контура предмета.
Примечание: во время проведения занятия у детей возможно наличие окклюзии.
Зрительная нагрузка № 2
Острота зрения: 0,4 – 1,0. Вид косоглазия: учитывается Возраст: 3-4 года.
Время занятий: соответствует возрастным нормам 5 -15 минут, занятия проводят 2-3 раза в день.
Материал: размер менее 2-х см, ярких, преимущественно контрастных цветов.
Задачи: повышение остроты зрения детей, обогащение сенсорного опыта, учить выделять цвет, форму, размер предметов и отражать эти понятия в своей речи.
Фамилия, имя ребенка | Игры и упражнения | ||||
Мозаика, рамки-вкладыши, матрешки, объемные игрушки | Конструктор из мелких деталей, цветные палочки, объемные игрушки, разрезные картинки | Настольные игры с предметными картинками, лото и др. | Нанизывание и сортировка бус, пуговиц и др. предметов.
Игры с пирамидками, шнурование |
Обведение, раскрашивание контуров, игры «Найди по контуру и силуэту» | |
1. | |||||
2. | |||||
3. |
Примечание: характер упражнений при сходящемся косоглазии должен быть на расслабление конвергенции, а при расходящемся – на усиление аккомодации.
Фото 7 и 8. Игры и упражнения при зрительной нагрузке № 2.
Зрительная нагрузка № 3
Острота зрения: 0,01 – 0,3. Вид косоглазия: не учитывается Возраст: 5 – 7 лет.
Время занятий: соответствует возрастным нормам 15 -20 минут, занятия проводят 2-3 раза в день.
Материал: размер 2 см и меньше, ярких, преимущественно контрастных цветов, разнообразной формы.
Задачи: создавать условия для повышения остроты зрения детей, способствовать обогащению сенсорного опыта, учить выделять цвет, форму, размер предметов и отражать эти понятия в активной речи.
Фамилия, имя ребенка | Игры и упражнения | ||||
Мозаика, вкладыши, матрешки, объемные игрушки | Конструктор из мелких деталей, цветные палочки, объемные игрушки, разрезные картинки | Настольные игры с предметными картинками, лото и др. | Нанизывание и сортировка бус, пуговиц и др.
Игры с пирамидками |
Обведение, раскрашивание контуров, игры «Найди по контуру и силуэту» | |
1. | |||||
2. | |||||
3. |
Примечание: занятия проводятся при обязательном наличии окклюзии, так как фиксация нецентральная.
Фото 9, 10. Игры и упражнения при зрительной нагрузке № 3.
Зрительная нагрузка № 4
Острота зрения: 0,01 – 0,3. Вид косоглазия: не учитывается. Фиксация: центральная, неустойчивая. Возраст: 5 – 7 лет.
Время занятий: 15-20 минут, занятия проводят 2-3 раза в день, преимущественно днем (полдень), т.к. работает центральная ямка сетчатки.
Материал: размер менее 2-х см, ярких, преимущественно контрастных цветов: оранжевый, красный, зеленый, желтый.
Задачи: обеспечивать условия для повышения остроты зрения, выработки устойчивой центральной фиксации, используя упражнения на локализацию, обогащать сенсорный опыт детей, учить выделять цвет, форму, размер предметов и отражать эти понятия в своей речи.
Фамилия, имя ребенка | Игры и упражнения | ||||
Мозаика, вкладыши, матрешки, объемные игрушки | Конструктор из мелких деталей, цветные палочки, объемные игрушки, разрезные картинки | Настольные игры с предметными картинками, лото, домино и др., калейдоскоп | Нанизывание и сортировка бус, пуговиц, колец и др.
Игры с пирамидками, шнурование, плетение, сортировка семян |
Обведение, раскрашивание контуров, игры «Найди по контуру и силуэту» | |
1. | |||||
2. | |||||
3. |
Примечания: все упражнения проводятся только при наличии окклюзии.
Фото 11, 12. Игры и упражнения при зрительной нагрузке № 4.
Зрительная нагрузка № 5 (подгруппа № 1)
Острота зрения: 0,4 – 0,8. Вид косоглазия: сходящееся. Фиксация: центральная. Возраст: 5 -7 лет.
Время занятий: соответствует возрастным нормам 15-20 минут, занятия проводят 1-2 раза в день.
Материал: размер менее 2-х см, ярких, преимущественно контрастных цветов.
Задачи: создать условия для повышения остроты зрения детей, обогащения их сенсорного опыта.
Фамилия, имя ребенка | Игры и упражнения | ||||
Графические задания в тетради в крупную клетку | Конструктор из мелких деталей, игры с цветными мелкими палочками, мелкой мозаикой | Настольные игры с мелкими предметными картинками, лото, домино и др. | Нанизывание и сортировка бус, пуговиц, колец и др.
Шнурование, плетение, работа с проволокой, вышивание |
Обведение контуров, раскрашивание мелких деталей,
штрихование фигур. Игры «Найди по контуру и силуэту» |
|
1. | |||||
2. | |||||
3. |
Примечание: занятия с ребенком проводятся при обязательном наличии окклюзии.
Зрительная нагрузка № 5 (подгруппа № 2)
Острота зрения: 0,8 – 1,0. Вид косоглазия: учитывается, косоглазие сходящееся, угол минимальный. Фиксация: центральная. Возраст: 5 -7 лет.
Время занятий: соответствует возрастным нормам 15-20 минут, занятия проводят 2-3 раза в день.
Материал: разнообразный.
Задачи: способствовать поддержанию высокой остроты зрения детей, расслаблению конвергенции.
Фамилия, имя ребенка | Игры и упражнения | ||||
Игры с мячом, кольцеброс, кегли и др.
(проводятся 2-3 раза в день). Игры с использованием настенных тренажеров |
Конструктор магнитный, игры с цветными палочками, мозаика магнитная на вертикальной доске.
Шнурование, плетение с использованием подставки или вертикальной поверхности |
Игры с предметными картинками, лото, домино и др.
(дозировано, 1 раз в день) |
Графические задания в тетради в крупную клетку
(проводиться только по рекомендации врача-офтальмолога, дозировано, 1 раз в неделю) |
Обведение контуров, раскрашивание,
штрихование фигур. Игры «Найди по контуру и силуэту» |
|
1. | |||||
2. | |||||
3. |
Примечание: все упражнения с ребенком вблизи проводятся с использованием подставки или мольберта и др. вертикальных поверхностей.
Фото 13. Игры и упражнения при зрительной нагрузке № 5 (подгруппа №1).
Фото 14, 15. Игры и упражнения при зрительной нагрузке № 5 (подгруппа №2).
Зрительная нагрузка № 6
Острота зрения: 0,4 – 1,0. Вид косоглазия: учитывается, косоглазие расходящееся.
Фиксация: центральная. Возраст: 5-7 лет.
Время занятий: соответствует возрастным нормам 15-20 минут, занятия проводят 2-3 раза в день.
Материал: размер менее 2-х см, разнообразный.
Задачи: повышение остроты зрения детей, усиление аккомодации.
Фамилия, имя ребенка | Игры и упражнения | ||||
Мозаика мелкая, вышивание, работа с проволокой.
Работа в тетради в клетку |
Конструктор из мелких деталей, цветные палочки мелкие, разрезные картинки | Настольные игры с предметными картинками, лото и др.
мелкого размера |
Нанизывание и сортировка бус, пуговиц, колец и др. предметов.
Игры с пирамидками. Шнурование, плетение, работа с бисером |
Обведение, раскрашивание мелких деталей, контуров, игры «Найди по контуру и силуэту» и др. | |
1. | |||||
2. | |||||
3. |
Фото 16. Игры и упражнения при зрительной нагрузке № 6.
Зрительная нагрузка № 7
Острота зрения: 0,8 – 1,0. Вид косоглазия: не учитывается, т.к. угол косоглазия минимальный или его не имеется.
Время занятий: соответствует возрастным нормам, занятия проводят 1-2 раза в день.
Задачи: способствовать разработке и улучшению зрительно-двигательных функций глаза, повышению
скорости зрительного восприятия, выработке устойчивого бинокулярного зрения, закреплению высокой остроты зрения.
Фамилия, имя ребенка | Игры и упражнения | ||||
Комплекс упражнений на развитие и укрепление глазных мышц | Упражнения на выработку бинокулярного зрения | Настольные игры
на физическую компетенцию |
Игры с мячом, кегли, кольцеброс | Графические задания в тетради в клетку, на ориентировку в пространстве | |
Упражнения и игры с использованием настенных тренажеров, прослеживание контура фигур | Рассматривание трёхплановых картинок, игры «Далеко — близко», «Забьем гвоздики», «Попади в колечко или стаканчик» и др. Настольный театр (объемный) | «Хоккей», «Футбол», «Рыбалка», «Бильярд», «Летающие колпачки»,
«Прыгающие лягушата» и др. |
Упражнения на метание, ловлю, попадание в цель, прокатывание и т.д. | Обведение клетки, закрашивание клетки, рисование по клеткам
(1 раз в неделю) Лабиринты, зашумленные изображения |
|
1. | |||||
2. | |||||
3. |
Фото 17. «Расставь фигуры ближе – дальше» (трёхплановая картинка).
Кодзасова Елена Васильевна, Рагалёва Наталья Яковлевна, учителя-дефектологи (тифлопедагоги), ГБОУ детский сад № 1764, г. Москва.