Журнал «Дошкольное воспитание» — 6/2025

Журнал «Дошкольное воспитание» — 6/2025

НАУКА

Искусственный интеллект в дошкольном образовании. Точки роста и кризиса в использовании искусственного интеллекта (Микляева Н.В., канд. пед. наук, Москва; Гризик Т.И., канд. пед. наук, г. Орехово-Зуево, Московская область).

Рассматриваются возможности искусственного интеллекта в системе дошкольного образования. Даны: определение ИИ, сферы его распространения, общие задачи и пути реализации в современном мире. Описаны экспериментальные ситуации общения с ИИ с целью выявления и решения актуальных задач современной ДОО. Обозначены риски и возможности, ограничения в использовании искусственного интеллекта в педагогической практике ДОО.

 

РЕДАКЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Энциклопедия физической культуры ребенка. Паралимпийское движение (Щербак А.П., канд. пед. наук, г. Ярославль).

Статья посвящена паралимпийскому движению России как составляющей международного спортивного движения. Представлена краткая история данного движения, основные понятия и задачи. Описаны символы Паралимпийских игр: флаг, гимн, эмблема, девиз, огонь, клятва. Перечислены спортивные дисциплины для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата, слепых, с интеллектуальными нарушениями.

Игры и упражнения с мячом (Грибановская Л.А., Москва).

Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Играя, дети определяют свойства мяча, знакомятся с разными движениями, начинают разучивать элементы спортивных игр с мячом и пр. В статье описываются разные формы работы с мячом и развивающие игры.

«Солнышко лучистое». Дидактическое пособие по физкультуре (Савосина О.Л., г. Прокопьевск, Кузбасс).

Набор увлекательных игр и упражнений: «Пройди по лучику солнышка», «Моталочка», «Силачи», «Кто быстрей», «Перепрыгни через лучик», «Веселая скакалочка». Оборудование к играм сложено внутри «солнышка», что позволяет экономно располагать его в группе, легко переносить в разные места.

 

ПРАКТИКА

Символы России (Клецова И.А., Ярославцева Н.А., Москва).

Мероприятие, направленное на формирование представлений об официальных и образных символах России. Предлагается описание разнообразных форм: загадки, подвижные и развивающие игры, игра-мемо «Народные промыслы России» и пр.

День России. Спортивный праздник (Антипина Е.А., г. Красноярск).

Командное мероприятие, проводимое на участке детского сада.

Проверь свою готовность к школе (Стрихарь Е.Ю., г. Екатеринбург).

Занятие направлено на оценку и развитие психологической готовности к школе у детей подготовительной к школе группы. В игровой форме с заданиями на внимание, моторику, саморегуляцию и коммуникативные навыки дети доказывают свою готовность стать первоклассниками и получают заслуженные призы.

Краеведческая работа с дошкольниками (Крючкова Н.П., село Поим, Пензенская область).

Работа по краеведению включает в себя три основных направления: экологическое, историческое, культурное.

Интерактивные цифровые игры. Формат PowerPoint (Махаева А.В., Григорьева И.А., Рыжова Т.А., г. Саров, Нижегородская область).

Опыт включения детей в процесс создания и использования самодельных интерактивных цифровых игр. Описаны классификация игр и алгоритм их создания.

Игрополис. Блок дидактических игр (Колосова О.Н., Макрушина Н.В., Панычева Н.Ю., г. Прокопьевск, Кемеровская область).

Цель: развитие логического мышления. Главная особенность игр – многофункциональность и вариативность: игры легко видоизменяются, что позволяет развивать у детей гибкость ума. Предложено описание трех игровых комплектов.

Книжная иллюстрация в работе с детьми с нарушением зрения (Зуева Я.Б., г. Прокопьевск, Кузбасс).

Описан алгоритм полисенсорного обследования книжной иллюстрации и дальнейшего моделирования изображения.

Сказка про Красную пожарную машину. Театральная постановка (Кузьмина Т.В., Колупаева Т.В., г. Мариинск, Кемеровская область).

Авторская сказка позволяет приобщить дошкольников к экологической культуре и способствует формированию безопасного поведения. Содержание приближено к реальности, а фантастические события и образы делают его увлекательным, хорошо запоминающимся и понятным детям.

Основы безопасного поведения. Система работы с детьми (Пупынина Л.В., г. Курганинск, Краснодарский край).

Познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми); сформировать умение самостоятельно применять эти правила в жизни.

Путешествие курочки и цыплят. Развлечение для детей и родителей (Вторыгина Н.С., Колмакова М.И., г. Северодвинск, Архангельская область).

Сценарий физкультурного мероприятия для детей раннего возраста.