Журнал «Дошкольное воспитание» — 4/2025
НАУКА
Искусственный интеллект в дошкольном образовании. Введение в проблему искусственного интеллекта: диалог с нейросетью (Микляева Н.В., канд. пед. наук, Москва; Гризик Т.И., канд. пед. наук, г. Орехово-Зуево, Московская область).
В статье рассматриваются возможности искусственного интеллекта в системе дошкольного образования. Даны определение ИИ, сферы его распространения, общие задачи и пути реализации в современном мире. Описаны экспериментальные ситуации общения с ИИ с целью выявления и решения актуальных задач современной ДОО. Обозначены риски и возможности, ограничения в использовании искусственного интеллекта в педагогической практике ДОО.
РЕДАКЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Энциклопедия физической культуры ребенка. Олимпийское движение (Щербак А.П., канд. пед. наук, г. Ярославль).
Статья посвящена олимпийскому движению России как составляющей международного спортивного движения. Перечислены права и обязанности Международного олимпийского комитета, международных спортивных федераций и национальных олимпийских комитетов согласно Олимпийской хартии. Представлены основные понятия Олимпийских игр. Описаны символы олимпийского движения, включая флаг, гимн, эмблему, девиз, огонь.
День здоровья. Музыкальное развлечение (Антонова В.В., Горшунова М.А., г. Александров, Владимирская область).
Сценарий мероприятия для детей 3–4 лет по мотивам произведений К. Чуковского «Мойдодыр» и А. Барто «Девочка чумазая», направленный на популяризацию здорового образа жизни.
Юные туристы (Грахова Ю. Д., станица Динская, Краснодарский край).
Мероприятие проводится на территории детского сада. Дети выполняют игровые спортивные задания, знакомятся с основами туризма, правилами поведения в природе и возможными трудностями на туристской тропе.
ПРАКТИКА
Формирование основ финансовой грамотности (Лиханова Н.В., с. Покровское, Неклиновский район, Ростовская область).
Статья посвящена проблеме формирования у дошкольников основ финансовой культуры, которое реализуется через различные виды детской деятельности (игровую, исследовательскую, коммуникативную, творческую и трудовую). Предложенные авторские игровые ситуации актуализируют имеющиеся у детей первичные экономические понятия и знакомят с новыми финансово-экономическими отношениями.
Впервые в России. Освоение космоса (от редакции).
Информация об основных космических достижениях России в освоении космоса.
«Как мы планеты открывали». Спортивно-познавательное путешествие (Ковалева Е.Н., Корнилова Г.Н., г. Мурманск).
Сценарий мероприятия для старших дошкольников. Путешествие в космос сопровождается выполнением развивающих заданий и игр – дети обобщают свои представления о космосе, закрепляют знания в творческой и спортивной деятельности.
Рассказ о солдатской кружке (Нечуговских М.И., Канова И.А., г. Лысьва, Пермский край).
Воспитатель приносит в группу «музейный чемодан» и рассказывает истории о войне, о трудовых подвигах в тылу, о солдатской кружке. Дети устраиваются на привале, «полевая кухня» угощает их обедом.
![]() |
![]() |
Куклы (Михайлова М.Г., Москва).
Яркое веселое мероприятие, на котором дети расширяют свои представления об истории кукол разных стран и Древней Руси.
Народная кукла в коррекционной работе (Молькова Н.В., п. Бурмакино, Ярославская область).
Народная кукла – один из интересных «инструментов» работы с детьми, который в руках умелого педагога становится отличным помощником для коррекции речевых нарушений. Возможности здесь велики: специально подобранные игры; технология изготовления куклы; составление описательных рассказов; развитие мелкой моторики, тактильного восприятия и пр. Автор предлагает разнообразный практический материал.
![]() |
![]() |
«Волк и семеро козлят на новый лад». Логопедическое мероприятие (Богомолова В.С., Казакова А.Ю., Усова М.В., г. Зима, Иркутская область).
Предлагаем вашему вниманию авторскую сказку с включением в нее логопедических игр.
День защиты детей. Мастер-класс (Попова Т.Ю., Москва).
У Международного дня детей есть флаг: на зеленом фоне, символизирующем рост, гармонию, свежесть и плодородие, вокруг знака Земли размещены стилизованные фигурки. Дети 5–8 лет создают объемный символ, чем-то напоминающий флаг праздника, – глобус с фигурками детей группы.
![]() |
![]() |
![]() |