Журнал «Дошкольное воспитание» — 2/2025
НАУКА
Роль пищевого поведения в развитии личности ребенка. Взгляд психолога (Жедунова Л.Г., д-р психол. наук, Посысоев Н.Н., к. психол. наук, г. Ярославль).
Рассматривается психологическое содержание пищевого поведения ребенка в контексте его отношений с миром. Акцентируется внимание на роли отношений взрослого с ребенком в процессе и по поводу приема пищи в формировании способов контакта ребенка с собой, с другими, с миром в целом.
Мобилизационная готовность вербальной памяти как важнейший элемент учебной деятельности (Белошистая А.В., д-р пед. наук, г. Мурманск).
В контексте подготовки ребенка к школе очень важна целенаправленная работа над развитием его вербальной памяти, причем не столько ее объема и надежности, сколько ее «управляемости», т.е. умения воспроизводить запомненную информацию не подряд (как стихи), а выборочно (по осознаваемому запросу). В психологии это качество называют мобилизационной готовностью вербальной памяти. В статье предлагается система заданий, цель которых – развитие произвольности вербальной памяти дошкольника и оперативной памяти (обслуживающей непосредственно осуществляемые действия).
РЕДАКЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Энциклопедия физической культуры ребенка. Легкая атлетика (Щербак А.П., к. пед. наук, г. Ярославль).
Использование легкоатлетических упражнений в системе дошкольного образования. Спортивные дисциплины легкой атлетики: легкоатлетический бег, легкоатлетическое метание, легкоатлетические прыжки, спортивная ходьба и многоборья. Использование этих упражнений для диагностики физической подготовленности детей дошкольного возраста. Контрольные упражнения, являющиеся нормативами первой ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
ПРАКТИКА
«Земля – наш общий дом». Экологический турнир (Егорова А.А., Сафиуллина Э.С., г. Бугульма, Республика Татарстан).
Сценарий конкурсного мероприятия, посвященного Дню Земли.
Русская изба. Пособие-макет для изучения предметов старины и быта (Синько М.Г., Новинская Л.В., Кемеровская область – Кузбасс).
Пособие используется в различных видах деятельности; дети могут рассмотреть предметы старины, манипулировать ими; наглядно увидеть, как жили, отдыхали и работали русские люди в старину, какие они соблюдали обычаи и как украшали свой быт.
Знакомство с ремеслами и искусством казаков (Яшинскас Н.А., станица Должанская, Краснодарский край).
Открытое мероприятие в разновозрастной группе, где педагоги-гости становятся активными участниками, вступают в контакт с воспитанниками группы, участвуют в совместной деятельности. В процессе игровых заданий и практической деятельности дети знакомятся с некоторыми ремеслами родного края, с соответствующими профессиями и традициями использования результатов труда ремесленников.
Байкальские пейзажи. Коллективное рисование на спичборде (Гуназа М.А., г. Зима, Иркутская область).
В воспитательно-образовательной работе с детьми большое значение отводится региональному компоненту. Иркутская область уникальна тем, что на ее территории находится озеро Байкал, поэтому важно воспитывать у дошкольников эстетическую отзывчивость на красоту природы родного края, чувство гордости за свою малую Родину. Предложенный сценарий мероприятия посвящен воспитанию любви к родному краю.
«Люби и знай свой Приморский край!». Лэпбук (Терехова Н.А., г. Лесозаводск, Приморский край).
С помощью лэпбука дети могут быстро и эффективно усвоить новую информацию о родном крае и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Игры в различных видах деятельности помогают изучать: символы Приморского края; города Приморского края и их гербы; известные мосты г. Владивостока и маяки; народы Приморского края. Дети узнают секрет лотоса, проводят опыт со свечой.
«Экопластинка» и «Знатоки Урала». Дидактические пособия по экологии (Перминова Е.М., Абубакирова Г.А., Кагилева М.В., г. Краснотурьинск, Свердловская область).
Многофункциональные пособия по экологии, с помощью которых дошкольники знакомятся с объектами живой и неживой природы, усваивают экологические понятия, законы и взаимосвязи в природе. Описание игр к каждому пособию.
Социально значимые акции (Артемьева А.Ю., Мишакова И.А., г. Чебоксары, Чувашская Республика).
Опыт использования эффективной формы работы в формировании гражданской позиции ребенка. Описание акций, которые встроены в годовую систему работы.
Торжество сказки (Пустовалова И.А., Москва).
Сказка – это «прекрасное творение искусства» (В.П. Аникин), обладающее безграничным методологическим потенциалом. В статье представлен интересный подход в работе с детьми среднего дошкольного возраста, стержнем которого является знакомство и общение воспитанников со сказками. Проживание каждой сказки происходит с помощью разных видов деятельности и форм работы, что позволяет педагогам решать широкий круг образовательных задач.
Зарубежная книга в детском саду (Королёва Н.С., Санкт-Петербург).
Автор статьи на протяжении нескольких лет знакомит детей раннего и дошкольного возраста с современными переводными книгами. Предлагаем читателям познакомиться с наблюдениями, своеобразными зарисовками с натуры или «репортажами с места событий», которые содержат интересные методические приемы.