Журнал «Дошкольное воспитание» — 1/2025
НАУКА
Новая феноменология детства в контексте рисков социокультурной среды (Слепцова И.Ф., к. пед. наук, Москва).
Рассматривается новая феноменология детства в контексте вызовов и рисков современной социокультурной ситуации. Анализируются риски социализации современного ребенка, «детоцентризм» и «детствосбережение» как приоритеты государственной и образовательной политики. На основе анализа исследований в рамках теории поколений дается характеристика детей «цифрового поколения», указаны точки роста и дефициты, имеющие отношение к метапредметным способностям. Раскрывается новая феноменология детства: особенности эмоционального, личностного, психомоторного, речевого развития.
К проблеме воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду (Левшина Н.И., Санникова Л.Н., Юревич С.Н., кандидаты пед. наук; Летягина О.Г., г. Магнитогорск, Челябинская область).
Современная образовательная ситуации привела к необходимости изменения и обновления подходов к организации трудового воспитания детей дошкольного возраста. В статье аргументируется необходимость воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду как к одной из отечественных ценностей; приводятся результаты педагогической диагностики с субъектами образовательного процесса (детьми, родителями и педагогами) в дошкольной образовательной организации по указанной проблеме. Авторы выявляют затруднения педагогов и обосновывают необходимость внедрения инновационного проекта по воспитанию у дошкольников ценностного отношения к труду через реализацию формы семейных мастерских при ознакомлении с профессиями родителей воспитанников.
Коллекционирование в экологическом образовании дошкольников (Курачев Д.Г., д-р филос. наук, Курачева Л.Г., к. психол. наук, г. Брянск).
Рассмотрен потенциал коллекционирования в подведении детей к оперированию классификационными отношениями. Показана важность систематизации природного материала по различным основаниям, рассмотрены методы и приемы работы, способствующие выполнению классификационного действия детьми.
ПРАКТИКА
Юные защитники Отечества (Ведьмак Е.И., станица Новоминская, Краснодарский край).
Сценарий мероприятия, посвященного 23 февраля.
«Будем Родину защищать!» (Вторыгина Н. С., Бармина С.В., Семенова Н.Н., г. Северодвинск, Архангельская область).
Спортивный праздник для детей и родителей.
Кулинарное шоу. Мамам посвящается (Носкова Д.В., г. Курган, Курганская область).
Сценарий мероприятия, на котором семейные дуэты «мама + ребенок» соревнуются в приготовлении вкусных блюд.
Семейные традиции (Корнилова Т.Е., г. Бежецк, Тверская область).
Проект, организованный педагогами, воспитанниками и родителями детского сада совместно с работниками детской библиотеки.
Стихи читаем, учим, обсуждаем и в них играем (Саясова В.В., поселок Красный бор, Нижегородская область).
Опыт работы в разновозрастной группе. Стихи Агнии Львовны Барто знают люди разного возраста. Важно познакомить с творчеством поэтессы и современных детей. В детском саду малышам нравится, когда воспитатель декламирует стихи и сопровождает действиями с любимой игрушкой (мячик, мишка и т.д.). Но дети, как известно, быстро растут, и у взрослого появляется возможность не только познакомить их со стихотворением, выучить его, но и помочь им овладеть мастерством инсценировки.
Архитектура бумаги. Объемное конструирование (Старова Н.С., г. Иваново).
Опыт организации деятельности детей по художественному моделированию из бумаги, в котором можно выделить три последовательных блока работы: исследуем, фантазируем, презентуем.
Металлические конструкторы на занятиях техническим творчеством (Леонова М.А., Москва).
Опыт работы по программе дополнительного образования «Юный техник» для детей с ОВЗ. Даны методические рекомендации по использованию металлического конструктора на занятиях техническим творчеством и этапы усложнения работы с ним.
Мультипликация с использованием даров Ф. Фрёбеля (Белова А.Р., Киселёва И.А., г. Урай, Тюменская область, ХМАО – Югра).
Опыт работы с детьми 4–5 лет с тяжелыми нарушениями речи, включающий в себя: использование разных наборов в создании мультфильмов; этапы создания продукта. Читатели могут посмотреть созданные детьми мультфильмы по ссылкам и QR-кодам.
Как заморский принц Никола Тру-Ля-Ля научился беречь здоровье (Селькова Е.О., Кречетова Н.М., г. Новокузнецк, Кемеровская область).
Подробный сценарий мероприятия, который проводится одновременно в нескольких детских садах посредством трансляции в системе ZOOM.
«Мы любим эскимо!» (Баронова В.В., Москва).
Сценарий познавательно-речевого мероприятия, на котором дети узнают, когда появилось эскимо, из чего его производят. Также они научатся образовывать относительные прилагательные, определять количество слогов в слове, составлять рассказ по мнемотаблице, поупражняются в различении твердых и мягких согласных.