Журнал «Дошкольное воспитание» — 10/2025

Журнал «Дошкольное воспитание» — 10/2025

От редакции

О втором рождении журнала, сохранении и приумножении педагогических традиций (Семенова Т.А.).

Профессия — педагог

Татьяна — счастливое имя журнала «Дошкольное воспитание» (Кудрявцев В.Т.). 

 Сейчас журнал возглавили две Татьяны: Татьяна Цветкова — основатель Издательства «ТЦ Сфера», и Татьяна Семенова — главный редактор журнала. Я не очень верю в символизм совпадений, но почему-то уверен, что любимый журнал достойно встретит столетие и откроет свой новый век под этим прекрасным именем.

Подготовка педагогических кадров

Самостоятельная работа студентов в процессе освоения дисциплины «Литературное образование дошкольников» (Лияскина А.В.).

В статье рассматриваются вопросы подготовки будущего педагога к решению задач литературного образования детей дошкольного возраста. Автор выделил показатели компетентности педагога, выступающие исходными исследовательскими установками при определении как содержания дисциплины «Литературное образование детей дошкольного возраста», так и форм самостоятельной работы студентов. Рассмотрены некоторые виды внеаудиторной самостоятельной работы.

 

Стандарт дошкольного образования

Проблема формирования естественно-научного мышления у детей: предпосылки, содержание, технологии (Слепцова И.Ф.).

Статья посвящена проблеме формирования предпосылок естественно-научного мышления у детей через раскрытие теоретических и практических аспектов. Обосновывается актуальность вопроса, рассматривается определение, сущность и основные линии развития естественно-научного мышления. Показана многосоставность этого процесса, преемственность ФГОС ДО и ФОП ДО, включенность данной задачи в содержание образовательных областей. Отмечаются особенности образовательного процесса, делается акцент на развитии диалектического мышления у детей с выделением признаков творчества. В качестве инновации представлена технология «пространство детской реализации», или «пространство возможностей», раскрывается проблемный подход в обучении, реактивно-спонтанный тип обучения и партнерская позиция педагога.

Развивающая предметно-пространственная среда для формирования финансовой грамотности старших дошкольников (Потекаева Н.Г., Крючкова О.Л.).

Авторы делятся опытом формирования финансовой грамотности старших дошкольников путем создания развивающей предметно-пространственной среды. Описаны атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Банк», румбокс «Сбербанк», дидактические игры «За покупками» и «Юный финансист», календарь мероприятий.

Дополнительное образование

Необычное электричество: выработка энергии из фруктов и овощей (Никитенко Т.В., Бортник О.В., Руденко А.Н.).

В статье представлен исследовательский проект, доказывающий эффективность использования фруктов и овощей в качестве источника электрической энергии. Авторы описывают эксперимент по выработке электричества с применением цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».

 

Цифровые технологии в дошкольном образовании

Как увидеть невидимку? Цифровой микроскоп в детском саду (Глушкова Г.В., Смирнова О.Г.).

В статье представлен опыт работы педагогов по реализации познавательно-исследовательского проекта «Как увидеть невидимку?» с применением цифровых микроскопов в организации детских исследований. Показаны приемы эффективного взаимодействия с детьми при проведении самостоятельных исследований объектов микромира.

Методическая копилка

Квест-игра в старшей группе «Следствие вела “Комета”!» (Бондарева И.А., Посысаева О.В., Николаева В.И.).

В статье представлен опыт работы с детьми старшей группы по формированию представлений о государственном символе страны — флаге России. Описана одна из увлекательных форм работы с детьми — квест-игра с использованием инновационных кубиков Академии Наураши.

Педагогические проекты

Погружение в народную традицию хлебопечения: межрегиональный проект (Лескина М.С., Колегова Н.В., Устьянцева Е.Ю.).

Статья представляет опыт реализации межрегионального проекта, направленного на формирование исследовательского интереса у дошкольников посредством погружения в народную традицию хлебопечения. Описаны инновационные подходы и методы, использованные в проекте, в том числе экскурсии, эксперименты и творческие занятия, направленные на всестороннее изучение истории хлеба и культуры хлебопечения.

Всестороннее воспитание личности ребенка

Художественная литература как психолого-педагогическая составляющая воспитания детей и молодежи (Бацкалёва В.В.).

Автор рассматривает книготерапию как один из способов психолого-педагогического воздействия на детей и подростков с целью их духовного, нравственного и эстетического воспитания, анализирует различия в подходах зарубежных и отечественных педагогов, психологов и писателей к проблемам развития детей и подростков.

 

Актуальные проблемы дошкольного воспитания

Знакомство дошкольников с культурными традициями народов России (Воробьева И.Н., Рычагова Е.С.).

В статье рассматривается вопрос приобщения детей дошкольного возраста к истории и культурным традициям многонациональной страны. Представлен опыт практической работы по воспитанию у дошкольников духовно-нравственных качеств на основе ознакомления с культурным наследием прошлого.

От игры к исследованию (Кузнецова Е.Г.).

В статье представлен опыт организации поисково-исследовательской деятельности детей в процессе решения реальной практической задачи — анализа состояния озимых зерновых культур после аномально теплой малоснежной зимы.

Семейный досуг

Акция «Экосумка вместо пакета!» (Девяткина М.А., Вергунова Е.В.).

Проблема загрязнения целлофановыми пакетами окружающей среды затрагивает всю нашу планету. Что можно предложить взамен полиэтилена?