Журнал «Музыкальный руководитель» — 5/2025
Профессия – педагог
Е. Рябова. Когда профессия – призвание
Елизавета Станиславовна Рябова, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 8» города Меленки Владимирской области является продолжателем династии педагогов. У истоков семейного педагогического пути стояла её бабушка – Мария Федоровна Лекторская. Она жила и работала в городе Меленки, была свидетелем событий Великой Отечественной войны… Автор – победитель Всероссийского конкурса «Сердце отдаём детям».
Авторские методики
А. Пашнина, Н. Шаманаева. Как сделать Злюку добрее. Занятие для детей средней группы
Цель – воспитание духовно-нравственных ценностей через создание игровых и проблемных ситуаций в ходе образовательной деятельности. Задачи: способствовать развитию речи, музыкального и интонационного слуха, координации, моторики, внимания, памяти, мышления; воспитывать дружелюбие, стремление понять причины поступков, желание помогать, делать добро; формировать певческие навыки; учить эмоционально реагировать на музыку разного характера, выполнять коллективные действия, характерные движения персонажа в играх. Авторы – победители Всероссийского конкурса «Учим детей доброте».
Е. Бодрова. На поиски Колобка. Занятие в форме игры-путешествия с использованием ИКТ. Для детей средней группы
Дети совершают путешествие по русским народным сказкам, а заодно демонстрируют свои навыки и умения в разных видах музыкально-игровой деятельности.
С. Авдеева. Солнышко и дождик. Музыкальная игра для детей разных возрастных групп
Через использование хорошо знакомого и востребованного репертуара легче всего воспитать у детей любовь к музыке, но один и тот же материал можно представлять в различных видах музыкальной деятельности, варьировать, усложнять, как, например, всем известную игру «Солнышко и дождик». Автор – лауреат Всероссийского конкурса «Музыка с нами повсюду!».
Е. Тюкова. Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. Занятие для детей старшего дошкольного возраста
Цель – становление основ уважительного, бережного отношения к культуре русского народа. Задачи: приобщать детей к культуре и традициям русского народа, формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, речевой деятельности, развивать творческие способности. Автор – участник Всероссийского конкурса «Учим детей доброте».
Музыка в коррекционной работе
Э. Пугачёва, Ю. Ибрагимова. Потерявшийся ритм. Музыкальный досуг с использованием нетрадиционного оборудования. Для детей подготовительной к школе группы с особыми образовательными потребностями (группа компенсирующей направленности)
Цель – создание условий для развития музыкальных способностей детей. Задачи: закреплять понятия «ритм», «ритмический рисунок», умение узнавать знакомые песни по ритмическому рисунку; развивать умение воспроизводить ритмический рисунок в хлопках, шлепках, притопах, на ударном музыкальном инструменте и с помощью движений; развивать правильное речевое дыхание и умение контролировать дыхание во время речи; формировать правильную интонацию и ритма речи; развивать фонематический слух и восприятие речевого ритма; улучшать артикуляцию и произношение звуков.
Проектная деятельность
С. Высочкина. Музыка дождя. Исследовательский проект в старшей группе
Проект направлен на приобретение новых знаний и умений, расширение кругозора и предназначен для повышения профессиональной компетенции педагога в области экспериментально-исследовательской деятельности и приобщения родителей к совместной с детьми деятельности. Исследуются звучание природы, строение шумовых инструментов, звуки которых имитируют настоящие. Автор – лауреат Всероссийского конкурса «Музыка с нами повсюду».
Из опыта работы
В. Уланова. Музыкальные секреты для маленьких слушателей. Социальное партнёрство детского сада, детской школы искусств и фольклорного ансамбля
Работа над проектом «Музыкальные секреты для маленьких слушателей» содействовала развитию художественно-эстетического образования детей, привлечению их к занятиям в системе дополнительного образования, творческому развитию личности ребёнка, расширению музыкального кругозора, его эстетических чувств в эмоциональном познании мира. Автор – победитель Всероссийского конкурса «Сердце отдаём детям».
Сценарии праздников и развлечений
О. Дьячкова. Сказ о Песне. Театрализованное выступление коллектива детского сада на фестивале детского творчества. Старшая и подготовительная к школе группы
Автор – победитель Всероссийского конкурса «Наши друзья песни».
Г. Оленберг, А. Жимарева. Семена дружбы. Театрализованное представление для детей дошкольного возраста
По мотивам мультфильма «Незнайка на Луне». Для детей всех возрастных групп ДОО.
Л. Абрамушкина. В мастерской музыкальных инструментов. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста
Цель – развитие познавательных способностей детей посредством знакомства с музыкальными инструментами; приобщение к классическому музыкальному искусству.
Е. Бокарева. «Там, на неведомых дорожках…» Игровой досуг для детей старшей группы
Цель – создание условий для развития интереса у детей к сказкам посредством игровых заданий. Задачи: уточнить знания детей о сказках, сказочных персонажах; развивать физические качества: ловкость, быстроту, меткость, координацию движений; воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, способности выполнять задания совместно и сообща. Автор – участник Всероссийского конкурса «Здоровый образ жизни – с детства!».
Л. Ольшванг, Е. Пестерева. Путешествие на Остров доброты. Досуг для детей 6–7 лет
Цель – повышение уровня коммуникативных способностей, сплочённости группы. Воспитание доброжелательного отношения к товарищам. Систематизация и обобщение правил культуры поведения со сверстниками. Задачи: создать положительный эмоциональный настрой; развивать навыки вербального и невербального общения; формировать умения и навыки для работы в сотрудничестве; обогащать словарь детей «вежливыми» словами. Авторы – лауреаты Всероссийского конкурса «Учим детей доброте»
Ю. Соколова. Путешествие Зайчика. Представление пальчикового музыкального театра. Старший дошкольный возраст
Задачи: развивать мелкую моторику рук, чувство ритма, речевое взаимодействие между детьми; формировать двигательные способности; закреплять навыки игры на музыкальных инструментах; расширять кругозор. Автор – победитель Всероссийского конкурса «Учим детей доброте».
Л. Даутова. Доброе cердце. Спектакль кукольного театра для детей 4–5 лет
Сказка о том, как котёнок Мурзик прыгать учился и спас Птичку. Автор – участник Всероссийского конкурса «Учим детей доброте».
Песни, пьесы, танцы, стихи
В. Шестакова. Славным защитникам России
Л. Синегубова, С. Синегубов. Мой прадедушка – герой!
А. Комаров, Н. Ипатова. Чудо-одуванчики
А. Комаров, Т. Рядчикова. Лесовик
Э. Пугачёва, Ю. Ибрагимова. Скоро в школу
Л. Зайцева. С другом мир добрей
О. Егорова, Н. Меркушова. Квокка
Стихи
В. Мирясова. Загадки о домашних животных (Овечка. Осёл). Загадки о насекомых (Муравей. Шмель)
Т. Страхова. Будем купаться здесь. «Лучик солнца, лучик золотой…». Василёк