Журнал «Музыкальный руководитель» — 6/2025
Авторские методики
О. Руденко. Давайте петь, играя! Открытое доминантное занятие с детьми вокальной студии ДОО
Цель занятия – формирование вокально-хоровых навыков детей и их эмоционального мира посредством исполнения знакомого песенного репертуара. Задачи: побуждать детей к самовыражению, используя накопленные в течение учебного года вокально-хоровые умения; развивать творческие способности; популяризировать среди родителей значение правильного и чистого пения. Автор – лауреат Всероссийского конкурса «Музыка с нами повсюду!».
Е. Баженова. Развиваем звуковысотный слух. Музыкально-дидактические игры для детей 4–7 лет
Предлагаемые автором игры дают дошкольникам представления о музыкальных интервалах, способствуют развитию навыка их правильного интонирования. Автор – победитель Всероссийского конкурса «Музыка с нами повсюду».
А. Зорькина. Разучиваем песню. Этапы работы над русской народной песней «А мы просо сеяли». Старший дошкольный возраст
Автор – лауреат Всероссийского конкурса «Наши друзья песни».
Е. Пузырева. Поём с малышом. Развивающие песенки-потешки для детей от 1 месяца
По Федеральным общеобразовательным программам музыкальное развитие рёбенка рекомендуется начинать уже с младенчества. Музыкальные руководители должны владеть знаниями по этому направлению. Авторские песенки-потешки в фольклорном стиле могут использоваться в различных режимных моментах жизни ребёнка. Небольшие и лёгкие для исполнения, они способствуют развитию музыкальности, памяти, реакции, интеллекта, эмоциональной отзывчивости. Автор – победитель Всероссийского конкурса «Наши друзья песни».
Н. Кротова, С. Луценко, Е. Финогеева. Музыкальная шкатулка. Музыкально-дидактическая игра по ознакомлению с русскими народными инструментами. Старшая группа
Цель игры (различных её вариантов) – формирование у детей знаний о русских народных музыкальных инструментах. Задачи: формировать представления об инструментах, учить рассказывать о них по картинкам с изображением; учить классифицировать инструменты на струнные, духовые, коробчатые, ударные; закреплять навыки звукоизвлечения; воспитывать любовь к русской народной музыке. Авторы – лауреаты конкурса «Музыка с нами повсюду!».
Проектная деятельность
Т. Извозникова. Музыкальная мастерская. Исследовательско-творческий проект для детей старшей и подготовительной к школе групп и родителей
Цель проекта – создание единого образовательного пространства в семье и дошкольном учреждении для формирования основ музыкальной культуры детей через развитие музыкально-сенсорных способностей. Задачи: учить детей видеть проблему и находить пути её разрешения; расширять представления детей о музыкальных инструментах; развивать умение сопоставлять, сравнивать и делать выводы по результатам исследовательской деятельности; развивать исследовательские, музыкальные и творческие способности детей; учить оформлять результаты своих исследований и творческих работ; подключать родителей к сбору информации по проекту и изготовлению музыкальных инструментов. Автор – победитель Всероссийского конкурса «Музыка с нами повсюду!».
Из опыта работы
Е. Иванова. Добрая сказка. Как учить детей доброте, милосердию и гуманности на основе театральной постановки «Сказка про Тошку, который искал клад» по одноимённой сказке Е. Каргановой
В современном мире, где ценности и нормы поведения постоянно меняются, важно уделять внимание воспитанию в детях таких качеств как доброта, милосердие и гуманность – они являются основой для формирования гармоничной личности и успешной адаптации в обществе. Одним из эффективных методов воспитания является театральная постановка. Театрализованная деятельность позволяет детям не только погрузиться в мир сказки, но и научиться сопереживать героям, анализировать их поступки и делать выводы о том, что такое хорошо и что такое плохо. Автор – победитель Всероссийского конкурса «Учим детей доброте».
Сценарии праздников и развлечений
О. Терещенко. Донская казачья ярмарка. Праздник для детей старшего дошкольного возраста
Цель праздника – приобщение детей к традициям донского края, фольклору. Задачи: совершенствовать творческие способности средствами русского и казачьего фольклора; развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, народные песни, потешки, танцы, игры; поддерживать стремление детей искать выразительные средства для создания образа персонажей.
Т. Джулай. Город здоровья. Досуг для детей подготовительной к школе группы
Цель досуга – становление интеллектуальной и социальной компетентности детей в процессе игровой, речевой, творческой и музыкальной деятельности. Задачи: формировать познавательные действия и познавательную мотивацию, первичные представления о ценностях здорового образа жизни, основы безопасного поведения; развивать любознательность, умение устанавливать причинно-следственные связи, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость. Автор – победитель Всероссийского конкурса «Здоровый образ жизни – с детства!».
Л. Шабалина. День знаний. Досуг в форме игры-путешествия. Подготовительная к школе группа
Цель досуга – создание для детей праздничной радостной атмосферы. Задачи: воспитывать дружеские отношения между детьми; развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры, договариваться, помогать друг другу; формировать у детей познавательную мотивацию, стимулировать желание делиться своими знаниями и получать новые знания.
А. Сушкова. В поисках геометрических фигур. Досуг для детей 6–7 лет
Цель досуга – обобщение элементарных представлений детей о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник) в игровой форме. Задачи: закрепить основные цвета и умение детей ориентироваться в пространстве, опираясь на карту-схему; формировать у детей навык развёрнутого ответа на вопрос и умение видеть фигуры в форме музыкальных инструментов; развивать речь, память, логическое мышление, воображение детей и умение составлять целое из частей; воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в команде.
О. Муллина. Осенняя сказка Старика-годовика. Театрализованное представление по мотивам сказки В. Сутеева «Под грибом». Для детей старшей группы
Н. Царева. В поисках клада. Развлечение в форме игры-путешествия с применением конструирования. Для детей 4–5 лет
Цель развлечения – активизация и закрепление конструкторских навыков и умений детей посредством участия в игре-путешествии. Задачи: закреплять конструкторские навыки детей; закреплять представления детей об объёмных геометрических телах; учить устанавливать пространственное расположение частей относительно друга; формировать умение детей сознательно принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по правилам; воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, общительность; способствовать воспитанию доброты.
Е. Баженова. «Вместе весело шагать…» Познавательно-развлекательная программа, посвящённая творчеству В. Шаинского. Старший дошкольный возраст
Цель мероприятия – знакомство детей с творчеством В. Шаинского. Задачи: обогащать музыкальные впечатления детей при восприятии песен композитора; способствовать развитию выразительного исполнения образных музыкально-ритмических движений; развивать навыки исполнения песен; формировать артистические способности; развивать интонационную выразительность речи, дикцию. Автор – лауреат Всероссийского конкурса «Музыка с нами повсюду!».
И. Мельцина. Концерт «Круглый год»
Во время этого музыкально-поэтического представления дети совершают путешествие по временам года, демонстрируя навыки в разных видах творчества.
Песни, пьесы, танцы, стихи
Е. Гомонова. Белочка и дождик
Л. Синегубова. Что такое доброта?
Автор – победитель Всероссийского конкурса «Учим детей доброте».
Е. Гомонова. Частушки овощей
А. Комаров, Н. Ипатова. На прогулке
А. Комаров, Т. Рядчикова. Ёжик и волк
Э. Пугачева. Осенний букет
Стихи
В. Мирясова. Загадки о домашних животных (Лошадка. Баран)
Вместе с родителями
А. Пашнина. Стереотипы взрослых – проблемы детей. Консультация для родителей
Большинство родителей живёт во власти стереотипов, которые порой мешают им трезво оценить возможности своего ребёнка, нанося тем самым вред его психике, мешая адаптации в коллективе сверстников. В статье рассматриваются основные из этих стереотипов, а также предлагаются пути их преодоления.
О. Мурзина. Музыкальное лото. Игра по песням В. Шаинского для детей от 6 лет
Цель игры – укрепление взаимосвязи взрослых и детей через совместную игровую деятельность. Задачи: познакомить детей с песнями композитора В. Шаинского; систематизировать знания детей о куплетной форме песни; воспитывать интерес к музыке советских и российских композиторов; укреплять связь нескольких поколений в семье с помощью совместного исполнения знакомых песен; формировать уважительное отношение к музыкальному наследию нашей страны. Автор – победитель Всероссийского конкурса «Наши друзья песни».