Знакомство с элементами народного костюма и декоративно-прикладного творчества саамов. Образовательная ситуации по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Знакомство с элементами народного костюма и декоративно-прикладного творчества саамов. Образовательная ситуации по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста

И Б. Абушова, воспитатель, МАДОУ Детский сад № 78, г. Мурманск

 

Цель: знакомство детей с народным искусством коренных жителей Крайнего Севера – саами.

Задачи: развивать художественно-творческие способности при выполнении саамского узора способом «тычка»; сформировать представление о различных видах одежды и обуви саамов (летняя, зимняя, мужская, женская); пополнить словарь детей: перевязка, юпа, каньги, колпак, печок, яры; сформировать представление об особенностях саамской вышивке бисером, закрепить значения цвета бисера в саамской вышивке и элементов орнамента; воспитывать положительное отношение к культуре родного края.

Предварительная работа: беседа о большой и малой родине, знакомство с различными видами искусства, жизнью и бытом коренных народов Кольского полуострова – саамов.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, кукла в саамском костюме, шкатулка, наборы для ряженья из бумаги, белый картон («планшет») по количеству детей, кусочек оленьего меха, лейка, тазик, салфетка, бисер разного цвета, ватные палочки, гуашь трёх цветов (белый, синий, жёлтый), заготовка с узором.

Музыкальное оформление: «Саамская песня», фонограмма-минус «У оленя дом большой».

 

Ход мероприятия

 

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Надеюсь, что настроение у вас отличное и вы готовы к новым открытиям!

На прошлой неделе мы с вами познакомились с различными видами искусств. Что такое искусство? Какие виды искусства вы помните? (Ответы детей.) Сегодня мы познакомимся с искусством известного нам народа севера – саами. А помогать вам будет девочка Натла. (Кукла в руках воспитателя здоровается с детьми: «Тиррв парнэ! Здравствуйте дети! Вы узнали, кто я?». Дети отвечают.)

Знакомство с элементами народного костюма и декоративно-прикладного творчества саамов. Образовательная ситуации по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Чтобы много знать,

Каждый день шкатулку знаний

Нужно пополнять!

(Показ пустой шкатулки.)

Ребята, шкатулка пока пустая, но в конце занятия вы обязательно заполните её новыми знаниями.

Какие главные занятия саамов вы знаете? (Оленеводство, собирательство, охота, рыболовство.) Ещё саамы изготавливали одежду и обувь. Они старались сделать вещи не только удобным, но и красивым. У вас на столах наборы для ряженья. Сначала будем наряжать саамскую девочку. Возьмите фигурку девочки и расположите слева на планшете. Приступайте к работе!

(Вызывает к доске одного ребёнка, остальные работают на «планшетах». Белый картон разделён пополам линией.) Кристина, помоги саамской девочке выбрать подходящий наряд. Что ты видишь? Как ты считаешь, какая одежда подходит этой саамской девочке?

Знакомство с элементами народного костюма и декоративно-прикладного творчества саамов. Образовательная ситуации по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Знакомство с элементами народного костюма и декоративно-прикладного творчества саамов. Образовательная ситуации по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Ребята, хотите знать, как называется эта одежда?

Рассмотрим летний костюм. Традиционная мужская и женская одежда – юпа. Давайте вместе повторим. Юпа! Это прямая рубаха из ткани одного цвета: синего, зелёного или белого. Её подпоясывали широким кожаным поясом.

Обувь саамов из шкуры оленя, с острыми, загнутыми вверх носами – «каньги». Давайте вместе повторим: «каньги»!

Головной убор девушек из красного сукна, украшен бисерной вышивкой – «перевязка». Скажем вместе!

Знакомство с элементами народного костюма и декоративно-прикладного творчества саамов. Образовательная ситуации по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Зимнюю одежду изготавливали из оленьих шкур, ведь только олений мех может надёжно защитить от холода, ветра и сырости, он непромокаемый.

Хотите это проверить? Данил, выходи!

Экспериментальная деятельность «Мех оленя непромокаемый»

Воспитатель (Данилу). Я кладу тебе на ладонь кусочек оленьего меха и полью водой – представь, что идёт дождь. Уберу мех. Промокни ладонь салфеткой – что можешь сказать? Ладонь совершенно сухая! Какой вывод мы можем сделать? (Мех оленя непромокаемый.)

А сейчас мы оденем саамского мальчика. Ребята работают за столами, а Саша поможет мне у доски. Саша, как ты считаешь, какая одежда подходит этому мальчику? А Натла подскажет, как называется эта одежда.

(Один ребенок работает у доски, остальные на «планшетах».)

«Печок» – зимняя одежда длиной ниже колен, которая изготавливалась из двух сшитых оленьих шкур шерстью наружу.

Зимняя обувь саамов – «яры». Их пришивались к штанам. Обратите внимание: яры также с острыми загнутыми вверх носами. Как вы считаете, зачем саамам такая обувь, на что она похожа? (На лыжи, чтобы не проваливаться в снег.)

Саамский мужской головной убор – «колпак». Он также украшен бисерной вышивкой.

Мы много узнали, давайте немного отдохнём!

Физминутка «Солнце глянуло в окошко»

Солнце глянуло в окошко (поднимают руки вверх),

Осветило нам дорожку (делают махи руками),

А мы малицы надели (имитируют одевание),

Не боимся мы метели (выполняют «моталочку»).

Яры тёплые не хуже («надевают обувь») –

Не боимся зимней стужи! (Кружатся вокруг себя.)

Мы оленя догоняли (бегут по кругу),

Наши ноженьки устали (поглаживают ноги),

Ведь олени быстро мчатся (показывают «оленьи рога») –

С ними трудно состязаться!

Мы оленя не догнали («едут на лыжах»)

И в большой сугроб упали! (Имитируют падение.)

Из-за долгой и тёмной полярной зимы люди нуждались в ярких радостных

красках, поэтому саамы украшали одежду узорами и орнаментами.

Что такое узор? А орнамент? (Узор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий и красок. Повторяющиеся узоры – орнамент).

Для чего саамы украшали свою одежду? (Для красоты, для защиты от злых духов.)

Саамы вышивали орнаменты бисером основных цветов: белого, жёлтого, синего. Рассмотрите бисер (на столах тарелочки с бисером). Это такие мелкие цветные камушки, колечки. Кто вспомнит, что означает каждый цвет? (Жёлтый – огонь; зелёный – тундра; синий – цвет моря, неба; белый – цвет снега; красный – цвет жизни.)

Вышивка рисунка обычно начиналась с центра, где располагались четыре бисеринки. И уже относительно центра развивался дальнейший рисунок. Вышивали на ткани, которая называется сукно – оно всегда красного цвета.

Из чего состоят саамские орнаменты? (Из простых элементов геометрической формы – треугольников, крестов, ромбов, квадратов, кругов, полуокружий, зигзагов.)

Каждый элемент что-то означает. Рассмотрим детали орнамента: синяя волнистая линия – река, ручей; зелёные треугольники – лес; синие треугольники – горы; красный круг – солнце; жёлтый круг – луна; коричневый крест – жилище и олень.

Пока взрослые занимались рукоделием, дети играли в одну очень интересную игру.

Музыкальная игра «У саама дом большой»

У саама дом большой (показывают руками над головой «крышу»).

Он глядит в своё окно (показывают «окно»).

Оленёнок пробегал (показывают «рога» и бегут на месте),

В двери постучал.

Тук-тук, дверь открой («стучат»),

Там в лесу охотник злой (показывают «ружьё»).

Оленёнок, забегай (манят руками),

Ягель мне давай! (Протягивают руки.)

Знакомство с элементами народного костюма и декоративно-прикладного творчества саамов. Образовательная ситуации по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Ребята, хотите научиться выполнять саамские узоры? Выберите из предложенных узоров тот, который вам по душе. Возьмите ватные палочки и способом «тычка» нанесите краску на заготовку. Палочку нужно держать вертикально – тогда получится красивый кружок, напоминающий бисер.

(Дети под саамскую народную музыку выполняют работу.)

Знакомство с элементами народного костюма и декоративно-прикладного творчества саамов. Образовательная ситуации по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Наша шкатулка сегодня пополнилась новыми знаниями. Давайте положим их туда. Какую саамскую одежду, какие новые слова вы запомнили? Скажите шкатулке! (Дети произносят шкатулке новые слова.)

Наше путешествие заканчивается, и я хочу предложить вам поблагодарить друг друга. У меня есть саамская игрушка мячик-оберег. Будем передавать его по кругу со словами: «Спасибо за приятное путешествие!».

В конце мероприятия воспитатель благодарит всех детей.

Знакомство с элементами народного костюма и декоративно-прикладного творчества саамов. Образовательная ситуации по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста

 

1 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x