Снеговики и льдинки. Формирование элементарных математических представлений

Снеговики и льдинки. Формирование элементарных математических представлений

Бородинова Татьяна Александровна, воспитатель, ГБОУ Школа № 7, Москва

 

Цель. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования из геометрических фигур (квадратов и треугольников).

Задачи. Продолжать знакомить со свойствами квадрата как одной из геометрических фигур; совершенствовать навыки конструирования по образцу и по собственному замыслу; формировать пространственное ориентирование и пространственное мышление; закладывать начала анализа и синтеза форм предметов в целом и отдельных частей.

Материал: квадраты из картона, поделенные по диагонали на синий и белый треугольники; елочные игрушки или карточки с изображением снеговиков.

 

  • На занятиях по ФЭМП в старшем дошкольном возрасте, дети знакомятся со свойствами квадрата (у фигуры есть четыре угла, четыре равные стороны, четыре вершины) и узнают еще об одном интересном свойстве этой геометрической фигуры: если квадрат поделить по диагонали, то получится два треугольника. Именно эта особенность квадрата дает большое разнообразие для его использования в играх, рисовании и строительстве.
  • Как правило, знакомство дошкольников с этим свойством квадрата приходится на во вторую половину учебного года (холодный период), поэтому мы предлагаем детям изучать свойства квадрата и моделировать в компании со сказочными Снеговиками.
  • Все задания можно разбить на несколько занятий (2–3 задания как часть занятия). Таким образом, Снеговики будут приходить в гости к детям примерно 1–1,5 зимних месяца.

Примерные задания

Воспитатель. Однажды на улице выпал снег. Дети вышли на прогулку и слепили двух снеговиков. На одного они надели зеленые шапочку и шарфик, дали в руки палки и поставили его на лыжи. На второго надели синие шапочку и шарфик и дали метлу. Снеговики получились чудесные! Посмотрите!

Снеговики и льдинки. Формирование элементарных математических представлений Снеговики и льдинки. Формирование элементарных математических представлений

 

Когда дети ушли домой, Снеговикам стало скучно, они решили поиграть и набрали много-много льдинок.

Всем детям раздаются «льдинки» (квадраты, разделенные по диагонали на белый и синий цвет).

Снеговики и льдинки. Формирование элементарных математических представленийРебята, какие необычные льдинки у наших Снеговиков. Какая форма у этих льдинок? (Квадратная.) Правильно, а что еще необычного у этих льдинок? (Квадратные льдинки поделены пополам на синий и белый треугольники.) Правильно. Посмотрите, что придумали Снеговики: они стали по-разному складывать эти льдинки, и у них получались разные фигуры-предметы!

Первое, что захотели делать снеговики – покататься с горки. И они построили небольшую горочку. Вот такую:

Снеговики и льдинки. Формирование элементарных математических представлений

Сколько льдинок понадобилось Снеговикам? (Две.) Затем Снеговики решили «посадить» маленькую елочку:

Снеговики и льдинки. Формирование элементарных математических представлений

Сколько льдинок использовали Снеговики? (Четыре.) А вы сможете посадить елочку повыше? (Да.) Сколько льдинок понадобиться для такой елочки? (Шесть.)

Снеговики и льдинки. Формирование элементарных математических представлений

Дети складывают елочки.

Молодцы! Снеговики очень довольны, как здорово у вас все получается. Но вот они решили построить трек для санок из шести квадратов. Санки скатываются вниз с первой горки и по инерции поднимаются наверх второй. И опять вниз с ветерком! Весело? (Да.)

Снеговики и льдинки. Формирование элементарных математических представлений

И тут Снеговик-лыжник сказал: «Братец, давай покатаемся на лыжах с высокой горки!» Снеговик в синей шапочке почесал в затылке. Похоже, он не знает, как сделать высокую горку. Ребята, поможем Снеговикам? Сколько льдинок вам понадобится? (Шесть.) Дети самостоятельно выкладывают горку из квадратов (или выполняют задание по образцу).

Снеговики и льдинки. Формирование элементарных математических представлений

Очень понравилось Снеговикам кататься с большой горки. Накатавшись вволю, друзья решили подкрепиться. А чем же любят лакомиться снеговики? Ну, конечно же, мороженым! И они приготовили себе вкуснейшее мороженое из свежих льдинок и замороженных синих ягод. Вот такое:

Снеговики и льдинки. Формирование элементарных математических представлений

Как вы думаете, с какими ягодами было это мороженое? (Черника, смородина, ежевика, голубика.)

Оказывается, наши Снеговики любят полакомиться. Наверное, им понравятся леденцы! Как вы думаете? (Да.) Ведь леденцы очень похожи на лед – такие же прозрачные и красивые. Давайте приготовим нашим друзьям много леденцов. (Дети складывают из квадратов леденцы разной формы.)

Снеговик в синей шапочке предложил: «А давай и мы для детей тоже приготовим угощенье!» И они сделали для вас, ребята, вот такую удивительной формы сосульку:

 

Снеговики и льдинки. Формирование элементарных математических представлений

Понравилась вам сосулька? (Да.) А можно есть сосульки? (Нет.) Почему? (Ответы детей.) Правильно, сосульки это лакомство только для снеговиков. Давайте сейчас для всех друзей сделаем тортики с начинкой из голубики (дети выполняют задание по образцу).

Снеговики и льдинки. Формирование элементарных математических представлений

А теперь сделайте торт для Снеговиков со снежной начинкой.

Снеговики и льдинки. Формирование элементарных математических представлений

Подкрепились? Давайте построим большую рампу для сноубордистов. Возьмем шесть квадратов (выполняют задание по образцу).

Снеговики и льдинки. Формирование элементарных математических представлений

  • Дружбу детей и Снеговиков можно поддерживать в течение всех зимних месяцев. Каждую прогулку (часть занятия) дети придумывают разные фигуры из льдинок и дарят свои фантазии-подарки друг другу и Снеговикам.
5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x