Здравствуй, северный олень! Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Здравствуй, северный олень! Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Р.М. Митрофанова, воспитатель, МАДОУ Детский сад № 78, г. Мурманск; участник Всероссийского конкурса «Моя малая родина»

 

Занятие с приоритетными направлениями содержания «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

 

Цель. Способствовать развитию и углублению представлений о северных оленях (особенности строения, место обитания, потребности, значение в жизни коренных народов Севера).

Задачи. Развивать умение устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой. Освоить новый приём аппликации – вклеивание декоративных элементов (мелко нарезанных нитей в определённых частях силуэта) с передачей эффекта пушистой шёрстки. Воспитывать эмоционально-положительное, гуманное отношение к природным богатствам родного края и живым объектам природы.

Предварительная работа. Экскурсия в музей с целью знакомства с жизнью северных оленей. Беседа «Край, в котором я живу». Рассматривание альбома «Край мой Северный». Занятие по художественному конструированию «Олени» (вырезывание силуэта оленя).

Материал и оборудование. Мультимедийная презентация. Интерактивная доска. Шкатулка. Игрушка олень. Карточки с условными обозначениями: «Ягель», «Олень», «Люди», «Берегите природу!» (1 комплект на каждого ребёнка). Стрелки (по 3 шт. на каждого ребёнка). Одноразовые трубочки по количеству детей. Мех оленя. Тазик. Лейка с водой. Салфетка. Ягель. Предметы быта саамов. Каньги. Силуэт головы оленя (заранее изготовленный). Нитки (серые, коричневые). Подложки. Салфетки. Клей.

 

Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Надеюсь, что настроение у вас отличное и вы, несомненно, готовы к новым открытиям! У меня есть необычная шкатулка – шкатулка знаний. Она не простая, но внутри совсем пустая. (Показывает детям пустую шкатулку.)

Я скажу вам по секрету:

Чтобы много знать,

Каждый день

Шкатулку знаний

Нужно пополнять!

Шкатулка пока пустая, но в конце занятия вы обязательно заполните её новыми знаниями.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, а куда, узнаете сами. Посмотрите на экран!

На экране – условные обозначения одной из природных зон: «Мало света», «Много воды», «Низкая температура», «Бедная почва и растительность».

Здравствуй, северный олень! Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Дети. Это наш северный край!

Воспитатель. Разберёмся по порядку. Почему мало света на Севере? Много воды? Низкие температуры? Бедная почва и растительность?

Послушайте внимательно мою загадку и отгадайте, кто нас встречает в тундре.

От рогов ветвистых, стройных,

На снегу заметна тень.

Кто бежит к нам, с ветром споря?

Это – северный… (олень).

Олень – очень красивое, гордое, выносливое животное небольшого роста, имеет удлиненное туловище и относительно короткие ноги. Олени хорошо приспособлены к суровым условиям. У них очень тёплый и непромокаемый мех.

Эксперимент «Мех оленя непромокаемый»

Воспитатель кладёт ребёнку на ладонь кусочек оленьего меха, поливает водой (просит детей представить, что идёт дождь), убирает мех, промокает ладонь ребёнка салфеткой и спрашивает его: «Что можешь сказать? Мокрая ладонь или сухая?» Ребёнок говорит, что его ладонь сухая. Воспитатель спрашивает, какой вывод можно сделать. Вывод: мех оленя непромокаемый.

Воспитатель. Посмотрите на экран! Это ещё одна загадка. Что же здесь зашифровано?

Здравствуй, северный олень! Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Верно. Про оленя говорят так. «Олень возит, олень кормит, олень одевает». А какие ещё пословицы и поговорки об олене вы знаете?

Дети.

Оленя выбирают не по рогам.

Имеешь оленей – не имей лени.

Оленю лучшая мерка – в дороге проверка.

Глупец и коня за оленя принимает.

Где два оленя пройдут, там и нам большая дорога.

Воспитатель. А кто так говорит про оленя?

Дети. Так говорят саамы – коренные жители Кольского полуострова. Они считали оленя своим предком.

Воспитатель. А как по-саамски будет «олень»? (Гирвас.)

Кто-нибудь помнит саамские сказки про оленя?

Дидактическая игра «Назови сказку» (активизация памяти)

После игры дети с воспитателем делают вывод: олень – непременный герой многих саамских сказаний, он всегда рядом с человеком и помогает ему в трудную минуту.

Воспитатель. У оленьего меха трубчатый волос, напоминающий трубку (показывает трубку). Возьмите трубочки и подуйте в них. Чувствуете, как трубочка наполняется теплом? Внутри волоса находится воздух – он и греет животное. Вот почему оленю не страшен сильный мороз и студёный ветер.

Давайте вспомним, как саамы использовали мех оленя.

Дидактическая игра «Без меха или с мехом?»

На столе разложены предметы быта саамов. Нужно выбрать только те предметы, в которых используется мех оленя, и назвать эти предметы.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы справились с заданием! Немного отдохнём!

Речевая игра «У саама дом большой»

У саама дом большой (показывают руками «крышу»).

Он глядит в своё окно (изображают «окно»).

Оленёнок пробегал (показывают «рога», выполняют бег на месте),

В двери громко постучал:

Тук-тук-тук, дверь открой («стучат») –

Там в лесу охотник злой (изображают «ружье»)!

Оленёнок, забегай («манят руками»)!

Ягель мне скорей давай! («Протягивают руки».)

Воспитатель. Олени ещё и вездеходы: и по топкому болоту переходят, и реки переплывают, им не нужны ни дороги, ни фары ночью, их глаза видят в темноте. Олень никогда не оставит своего хозяина замерзать в пургу и безошибочно находит дорогу к родному дому. И корм оленю заготовлять не нужно. Почему, как вы считаете?

Дети. Олень сам находит корм под снегом, разрывая её копытами.

Воспитатель. Копыта средних пальцев образуют подобие большой ложки, удобной для разгребания снега при поиске ягеля. Боковые копытца, имеющие четыре пальца, широко расставлены, что увеличивает поверхность стопы. Благодаря этому северный олень легко проходит по рыхлому снегу и болотам.

А чем питаются олени? (Ягелем.) Где вы видели олений мох? Опишите: какой ягель?

Дети выполняют задание, а потом вместе с воспитателем делают вывод: у ягеля корень короткий и легко отрывается от земли, при прикосновении легко крошится, но ягель приспособился расти на холодной и бедной почве.

Воспитатель. Саамы ходят в лесу по ягелю в кожаной обуви с мягкой подошвой и вытянутым вверх носком – каньгах (показывает). Почему, как вы думаете? (Предположения детей.) А мы с вами в какой обуви ходим?

Дети. Мы ходим в обуви с жёсткой подошвой, нанося вред ягельнику.

Воспитатель. Ещё ягельник страдает от колёс автомобилей. Саамы очень переживают. По какой причине они переживают? Потому что этого корма становится меньше и меньше, а значит, уходит олень.

У саамов есть поговорка: «Если из стада уходит олень, то это к беде и несчастью». Почему они так считают?

Дети. Саамы тогда останутся без средства передвижения, без еды, без тёплой одежды.

Воспитатель. Поэтому олений мох северные народы берегут. Помните, мы с вами говорили, что в природе существуют цепочки, связи? Сейчас мы свами попытаемся построить одну из них. Возьмите карточки. Рассмотрите знаки на них и скажите, что они могут обозначать. Затем подумайте и постройте цепочку, а связь покажите стрелками. (Дети выполняют задание.)

Ответьте теперь на вопрос: какая на севере существует цепочка?

Дети. Ягель нужен оленям, олени нужны людям, а люди берегут оленей и их корм.

Пальчиковая гимнастика

Эй, беги, олень, смелей

Через тундру веселей! (Большой, безымянный и мизинец собраны, а два пальца «бегут» по столу, имитируя бег оленя.)

День весенний, нас согрей

Ярким солнцем – эй-хей-хей! (Сжимают и разжимают кулаки, широко раздвигая пальцы.)

Куропатка, поспешай,

С нашей тропки улетай! (Имитируют полёт птицы.)

В Заполярье поскорей

Едем-едем – эй-хей-хей! (Хлопают в ладоши.)

Конструирование поделки

Воспитатель. Ребята, какую поделку мы с вами изготавливали? Мы вырезали силуэт головы оленя, прикрепили глаза и нос. Но чего-то не хватает в нашей поделке… Верно, меха! Какого цвета шерсть у оленя? (Серого.) Сейчас с помощью нитей мы оживим нашу поделку. Для этого нужно взять заготовку, нанести на неё клей, потом посыпать поделку нитками, слегка придавить их салфеткой.

Начнём работу с головы. Теперь первый рог, затем второй…

Самостоятельная работа детей.

Итог занятия

Воспитатель спрашивает детей, что им больше всего понравилось в путешествии, что запомнилось, и предлагает «положить новые знания в шкатулку».

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о