Летние встречи с Домовым. Август

Летние встречи с Домовым. Август

Г.Я. Комкова, учитель начальных классов, ГБПОУ КМТИ им. Г.П. Вишневской, Москва

 

Занятие. Старший дошкольный и младший школьный возраст.

Материал. Кукла Домовой. Картинки с изображением кованых предметов крестьянского быта. Карточки с изображением ягод. Орехи. Листы картона, покрытые пластилином, скорлупа орехов, семена тыквы и подсолнечника.

Предварительная работа. Дети покрывают картонки слоем пластилина.

 

Звучит аудиозапись спокойной музыки. Воспитатель берёт Домового (куклу), подносит к окну, говорит за него.

Домовой. Каковы Мокрины – такова и осень.

Воспитатель. Что вы говорите, Трифон Ефимович?

Домовой. Серпень на дворе. Его первый день показывает, какой будет осень. Сегодня сухо, значит, надо «делать мокрины».

Воспитатель. Какие странные слова: «серпень», «мокрины».

Домовой. Я и забыл, что вы о старине мало знаете. Серпень – это старорусское название августа, а первый день этого месяца исстари называли мокринами. Дождь в этот день сулил хороший урожай, а если было сухо, люди «делали мокрины» – молились о дожде.

Воспитатель. Не погубит ли дождь хлеб, который ещё не везде убран?

Домовой. На всех не угодишь. Одни ждут дождя, другие – ясную погоду. А я хотел дождевой воды набрать. Собранная в мокрины, она избавляет от сглаза и глазных болезней.

Воспитатель. Трифон Ефимович, вы бы лучше не дождевой водой глаза мыли, а специальную гимнастику делали.

Домовой. Что ещё за гимнастика?

Дети выполняют упражнения для укрепления глазных мышц.

Домовой. Часто ли надо так глазами играть? (Ответы детей.) Поверю вам на слово. Буду делать вашу гимнастику, авось поможет.

Воспитатель. Расскажите нам, Трифон Ефимович, о последнем летнем месяце, о самых интересных народных праздниках.

Домовой. Да лето уж, почитай, кончилось. С Ильина дня (2 августа) ночь длинна, вода холодна, до обеда лето, а после обеда осень. С этого дня люди переставали купаться, говорили: «Илья Пророк бросил в воду ледяшок». В этот день в деревнях выпекали первые хлеба из зерна нового урожая, а свежей соломой набивали матрасы, приговаривая: «Ильинская соломка – деревенская перинка».

Много в августе необычных праздников. Например, 10 августа чествовали кузнецов. Эта профессия на Руси всегда была в почёте. Народ уважал сильных и мастеровитых кузнецов за то, что они могут множество необходимых в хозяйстве вещей выковать: от гвоздя – до плуга, от топора – до меча. Но и побаивались кузнецов, ведь жили они при кузне, на краю деревни, часто были нелюдимы и свои секреты не каждому открывали. Вот люди и думали, что укрощать огонь и металл кузнецам помогает нечистая сила. А строили кузни в стороне от других домов потому, что понимали: где огонь да жар – там жди пожар.

Воспитатель. Дети, посмотрите на картинки и назовите предметы, которые ковали на Руси кузнецы.

Дети рассматривают картинки, называют предметы и рассказывают об их назначении. При необходимости воспитатель помогает.

Домовой. Несмотря на то, что лето кончается, люблю я это время за обилие «вкусных» праздников. К примеру, 11 августа отмечали Калинник. В этот день варили из ягод калины кисели и компоты, толкли её с мёдом, пекли калинники – пироги с ягодной начинкой.

За Калинником следом (14 августа) праздновали первый Спас, который называли Медовым или Маковым. Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)

Верно. В этот день принято было угощаться свежесобранным мёдом и готовить различные кушанья с маком: булочки, пирожки и маковники – лакомство из вываренного в меду мака.

Затем следовал Малинник, который отмечали 16 августа. Женщины и дети шли в лес заготавливать малину. С древности эту сладкую душистую ягоду почитали: в песнях, сказках, пословицах её поминали. Даже о хорошей жизни говорили: «Не жизнь, а малина!»

Знаете ли вы, что можно приготовить из разных ягод?

Проводится словесная игра «Ягодные яства».

Каждый ребёнок получает карточку с изображением ягоды, называет её, образует от слова-названия имя прилагательное, затем составляет словосочетания, согласуя имя прилагательное с именами существительными (варенье, ватрушка, компот, пироги).

Домовой. Да вы, я вижу, лакомки. Тогда следующий праздник вам тоже по нраву придётся. 19 августа на Руси отмечали Яблочный Спас. До этого времени не принято было пробовать яблоки. Первые, собранные в этот день плоды, освящали в церкви и только потом ели. Доедая последний кусочек спасского яблока, загадывали желание и верили, что оно обязательно исполнится.

Хозяева, у которых были яблоневые сады, в этот день угощали плодами больных и бедняков. Тех, кто нарушал этот обычай, считали людьми непорядочными. В народе заметили, что после Яблочного Спаса ночи становятся холодными. «Пришёл Спас – бери рукавицы про запас»; «Второй Спас шубу припас», – говорили наши предки.

Перед следующим Спасом старики загадывали малым детушкам загадки.

Нагни меня, ломи меня.

Сломишь – гладко,

Расколешь – сладко.

(Орех.)

В костяной шубке сидит малютка.

Сам гладкий, на вкус сладкий.

(Орех.)

На 29 августа в народном календаре выпадает третий Спас – Ореховый. К этому времени в лесах созревали орехи. Орехи собирали и калили – сушили в печи. Калёные орешки – любимое лакомство ребятишек. Сейчас мы узнаем, кто из вас сумеет орехи не только собрать, но и удержать.

Проводится игра «Ореховки».

По сигналу дети собирают одной рукой орехи, рассыпанные на столе. Побеждает тот, кто удержал в руке больше орехов.

Домовой. Есть в августе ещё один необычный день. 31 августа отмечали на Руси Лошадиный праздник. В этот день лошадей не заставляли работать. Утром их чистили, мыли, заплетали гривы в косы, а потом отводили к церкви и окропляли святой водой. Весь день животных угощали сладким пивом, кормили пирогами и особым печеньем с изображением конского копыта. В этот день праздничным гуляньем отмечали окончание полевых работ. Начиналось время посиделок – вечёрок: крестьянки собирались в самой большой избе и проводили время за рукоделием и разговорами. А у вас в детском саду посиделки случаются? Чем вы на них занимаетесь? (Ответы детей.)

Воспитатель. Наши дети многое умеют.

Домовой. Давайте вечером устроим посиделки, там и поглядим, какие они мастера.

Во второй половине дня под аудиозапись русских народных песен  дети выкладывают на листах картона, покрытых пластилином, различные изображения и узоры из скорлупы орехов, семян тыквы и подсолнечника.

 

Летние встречи с Домовым. Август

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о