В Урале Русь отражена. Проект по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста

В Урале Русь отражена. Проект по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста

Л. П. Мочалова, музыкальный руководитель, Н.Б. Шитова, старший воспитатель, ГБПОУ Северный педагогический колледж, СП Детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста, г. Серов, Свердловская область

 

Цель. Формирование познавательного интереса и чувства сопричастности к  родному краю, культурному наследию своего народа на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Задачи

Образовательные:

– формировать у детей представления об Уральском крае, его природных богатствах, труде и быте людей;

– познакомить с творчеством композиторов Урала, музыкальными пьесами  для детей, учить высказывать свое мнение об эмоционально – образном содержании музыки;

– расширить кругозор детей, обогатить возможности для семейного досуга;

Развивающие:

– развивать у детей интерес к родному краю как части России: культуре, истории зарождения и развития своего края; к людям, прославившим свой край в истории его становления; к людям разных национальностей, живущих в родном крае;

– развивать интерес детей к природным богатствам родного края, стремление сохранять их;

– развивать интерес детей к народной культуре (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, иг­рушкам) своего этноса;

– развивать интерес к музыке уральских композиторов у детей старшего дошкольного возраста через восприятие музыки, развитие творческих способностей детей, интеграцию разнообразных видов искусства в аспекте художественно-эстетического направления.

Воспитательные:

– воспитывать патриотические и гражданские чувства: чувство восхищения достижениями человечества; чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края; уважительное отношение к историческим личностям, памятникам истории;

– воспитывать чувство привязанности ребенка к родному краю, уважение к культурным традициям своего и других народов;

– ориентировать родителей на духовно-нравственное воспитание детей в условиях семьи через ознакомление с культурным и историческим наследием нашей страны, семейных традиций и жизни предков;

– способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей в ходе реализации проекта.

 

Пояснительная записка

Актуальность

Обращенность современного общества к культуре, личности, духовному миру человека, становится доминантой его развития.  Формирование у дошкольников  любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального  опыта жизни в условиях малой Родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.

Музыкальная жизнь Урала ярка и многогранна, она является частью  национальной культуры. Приобщение дошкольников к музыкальной культуре народов Урала, происходит на основе ознакомления с родным краем,  т. к. детям дошкольного возраста близко и дорого то, что их окружает. Познав и полюбив культуру своего народа, ребенок в будущем может полюбить и узнать культуру других народов.

Воспитание у детей нравственно-эстетического отношения может успешно решаться средствами разных видов искусств. К искусству ребенок приобщается с детства. Общение с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями формируют творческую личность, создают благоприятные условия для развития эстетических – по выражению Л.С. Выготского «умных» эмоций. Ведь эмоциональная отзывчивость связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе эстетического сознания личности человека.

Невозможно переоценить роль музыки в духовно-нравственном воспитании дошкольников. В процессе музыкальных занятий дети знакомятся с лучшими образцами народной и классической музыки, что способствует обогащению их духовного мира, формированию нравственных качеств. При знакомстве с произведениями  великих русских композиторов М.И.Глинки, П.И. Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, Д.Д. Шостаковича, С.С.Прокофьева, Д.Б.Кабалевского, музыкальными пьесами уральских композиторов дети учатся слушать, чувствовать и любить мелодии своего народа, гордиться своей принадлежностью к стране – России.

Слушание музыки, ощущение красоты музыкальных звуков вызывает у детей ответное чувство сопереживания и не может не влиять на формирование у них мотивов нравственного отношения ко всему, что их окружает. Средствами музыки у детей пробуждается активный интерес к окружающему миру, складываются нравственные понятия «что такое хорошо и что такое плохо», стимулирующие мыслительную деятельность, воспитываются такие качества как доброта, честность, сострадание, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Уральские композиторы имеют значительный опыт работы в сфере музыки для детей, знают специфику детского хорового исполнительства, владеют разнообразной жанровой палитрой, опираются на традиции уральского фольклора.  Музыкальные произведения, написанные уральскими композиторами  для восприятия детьми, окрашены чувством, имеют яркую мелодию, разнообразную гармонизацию, отличаются художественным своеобразием. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях современности становится центральной педагогической проблемой, от решения которой зависит будущее как самого вступающего в жизнь поколения, так и общества в целом, а также судеб государственностив России. Поэтому важно обеспечить системность духовно-нравственного воспитания на всех уровнях его функционирования.

Гипотеза исследования. Если организовать образовательную деятельность в соответствии с проектом, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию воспитанников, повысит компетентность педагогов, родителей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования наряду с формированием художественного восприятия делается акцент и на развитие собственного творчества дошкольников. Развивающее вариативное образование должно обеспечить «организацию видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения и детского творчества».

 

Проект состоит из трех этапов, который включает в себя: 1-й этап – подготовительный (сбор информации, мотивация, заинтересованность и вовлечение родителей, мониторинг), 2-й этап – реализация проекта (планирование разнообразных видов деятельности), 3-й этап – итоговый (подведение результатов).

Длительность проекта: долгосрочный, срок реализации 1 год.

Форма итогового мероприятия: праздник «Новая уральская сказка».

Участники проекта: дети 6–7 лет, родители, педагоги.

Тип проекта: информационно-творческий.

Социальные партнеры: Детская музыкальная школа имени Г.В. Свиридова, Детская школа искусств.

Для определения результатов работы 2 раза в год проводится мониторинг (в начале и конце учебного года).

Предполагаемый результат проекта

Дети:

знакомятся со своей малой родиной Уралом, его природными богатствами, трудом и бытом людей;

– приобщаются  к культуре и традициям народов Урала;

– проявляют интерес к прослушиванию пьес уральских композиторов и к музыкальной культуре Урала;

– имеют знания о творчестве уральских композиторов, умеют рассуждать о содержании музыкальных пьес, определять их музыкальный характер;

– развивают творческие и исполнительские способности;

– получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми.

Педагоги:

– повышают  профессиональный уровень  в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию;

– обогащают предметно-развивающую среду в группе по духовно-нравственному воспитанию;

– развивают у воспитанников познавательный интерес к родному краю, его достопримечательностям, традициям, событиям прошлого и настоящего;

– вовлекают в образовательный процесс родительское сообщество, повышают компетенстность и активность родителей.

Родители:

– становятся активными и заинтересованными участниками педагогического процесса;

– повышают общую и музыкальную культуру;

– проявляют интерес к поиску аудио и видеозаписей, слушают пьесы уральских композиторов дома, привлекают к слушанию детей;

– проявляют активное участие в подготовке и проведении праздников, музыкальных гостиных;

– приобщаются к народной культуре Урала.

 

Этапы реализации проекта

 

1-й  этап. Подготовительный

С детьми С педагогами С родителями
Мониторинг музыкального развития воспитанников Формулирование проблемы Знакомство с проблемой
 

 

Отображение целей и задач проекта. Составление перспективного плана мероприятий Анкетирование, изучение  степени потребности, желания сотрудничать по данному направлению
 

 

Изучение теоретической, методической литературы по данному направлению.

Изготовление методических пособий «Уральские композиторы – детям», «Праздники для Уральских ребятишек»

 

 

 

Подготовка видео- и аудиозаписей, музыкально-дидактических игр
Разучивание музыкального  репертуара

 

2-й этап. Реализация проекта

 

С детьми С педагогами С родителями
Сентябрь-ноябрь

Цикл музыкальных занятий, включающих слушание музыкальных пьес уральских композиторов: И.Смирнова «Почемучка», «Весельчак», «Вальс»; Е. Самарина «Розовый вальс»; М. Кесарева «Уральский перепляс».

Танец «Огневушки-поскакушки»; Пение: А. Бызов. Потешки «Ди-ди-ли», «На липовой ноге», «Пошла Дуня из ворот», прибаутка «Федя-медя», И. Манакова, И.Смирнова «Петрушка», «Мы рисуем звуки»; музыкально-ритмические движения: Е. Родыгин «Уральская рябинушка» (хоровод), «Уральская плясовая»; игра на детских музыкальных инструментах: «Полька», «Весельчак» И. Смирновой

Подбор иллюстраций к музыкальным пьесам, портретов композиторов для музыкального уголка

 

Выступление на родительском собрании «Музыкальная жизнь Урала».

День открытых дверей для родителей

 

 

Ноябрь

НОД «Музыкальное путешествие по Екатеринбургу» (знакомство с театром оперы и балета им. Мусоргского, консерваторией, филармонией, Уральским народным хором)

 

Пополнение музыкального уголка иллюстрациями с музыкальными центрами Екатеринбурга: театром оперы и балета им. М.П. Мусоргского, музыкальным училищем им. П.И.Чайковского, консерваторией, филармонией Выкладывание материала по теме в папке-передвижке

 

Декабрь

НОД «Колокольный звон», тема «Изготовление колоколов на Урале», «Фестиваль колокольного звона» в г. Каменск-Уральский)

Закрепление знаний о природе, богатствах и промыслах Урала, знакомство с заводом по колокольному литью в  г. Каменск-Уральский  
Январь

Музыкальный конкурс «Мама, папа, я – музыкальная семья»

Музыкальная викторина по произведениям уральских композиторов Участие семей в конкурсе

 

Январь

Цикл встреч с добрым сказочником «Прогулки по Уралу»

 

Чтение сказов П.П, Бажова, просмотр одноименных мультфильмов «Горный мастер», «Каменный цветок», «Синюшкин колодец»,

«Малахитовая шкатулка».

Организация конкурса на изготовление пазлов по сказам П.П.Бажова.

Просмотр видеоурока «Бажов Павел Петрович», рассказывающий о жизни и творчестве русского писателя Бажова Павла Петровича.

Просмотр фрагментов видеофильмов об уральских промыслах «Уральские легенды»: «Тагильская железная роза и хрустальный лак», «Каменный цветок Данилы мастера», «Крылатые кони», «Шедевры из чугуна»

Конкурс на изготовление пазлов по сказам П.П.Бажова.                         Просмотр видеоурока «Бажов Павел Петрович» (2015)

 

 

Февраль

Посещение краеведческого музея. Выставка «Березовый край», «Уральские самоцветы», «Чугунное литьё уральских заводов».

Музей выходного дня.

Посещение выставок родителей с детьми

 

 

Февраль-март

Продуктивная изобразительная деятельность: «Расписные подносы (Тагильская роспись по металлу)»; «Чугунная ажурная ограда», лепка «Каслинское литьё», аппликация-коллаж «Заводы Урала»; создание альбома «Бабушкины наряды» (уральский народный костюм); пейзажи Урала в разное время года

Март

Праздник «Уральские посиделки»

Разучивание различных жанров детского устного фольклора Участие родителей  в уральских посиделках
Апрель

Беседа-концерт «Парад русских народных инструментов» в детской школе искусств

 

 

Уральская гостиная, посвященная творчеству уральских композиторов и русскому народному творчеству для педагогов Поиск с детьми стихов и загадок о русских народных музыкальных инструментах
Апрель

Праздник «Новая уральская сказка»

Музыкальная викторина по прослушиванию музыкальных пьес композиторов Урала в исполнении на различных музыкальных инструментах Участие в изготовлении костюмов, разучивании стихов

 

 

3-й этап. Итоговый

Закрепление знаний о композиторах Урала, обобщение пройденного материала.            Музыкальная гостиная «Уральские композиторы – детям» с участием педагогов и учеников детской музыкальной школы им. Г.В, Свиридова.

Выставка творческого портфолио на тему «Уральские композиторы – детям»

Обобщение опыта работы по реализации проекта на уровне детского сада. Выставление в музыкальный уголок группы всего накопленного материала Распечатка всех накопленных материалов для детского сада.

Запись всех накопленных аудио- и видеоматериалов.

Показ презентации о работе над проектом на родительском собрании

 

Литература

  1. Беляев С.Е. Урал музыкальный. Учебное пособие. – Екатеринбург: Свердловское обл. отд-ние Пед. об-ва РФ, 1995. – 41 с.
  2. Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб: «Детство-пресс», 2001. – 400 с.
  3. Басок М., Бызов А. Нименский А. Хоры и песни для детей. Уральская государственная педагогическая консерватория им. М.П. Мусоргского. – Екатеринбург, 1992. 82 с.
  4. Детям о детях//Педагогический репертуар юного пианиста. – Свердловск: Екатеринбургские композиторы, 1995. – 55 с.
  5. Калужникова Т. И.Традиционный русский музыкальный календарь Среднего Урала. – Екатеринбург: Банк культурной информации, издательство Дома учителя. – 208 с.
  6. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 304 с.
  7. Манакова И.П. Смирнова И.Л. Волшебные звуки: Сборник песен и фортепианных пьес/Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург,1996. – 50 с.
  8. Мерзлякова С., Комалькова Е. Фольклорные праздники для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Гусли звончатые. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 56 с.
  9. Родыгин Е. Избранные песни. – Свердловск: Уральский рабочий. – 84 с.
  10. Погорелов С.Т. Духовная культура – основа формирования нравственной личности. Сборник материалов V Симеоновских образовательных чтений. –Екатеринбург, 2008. – 142 с.
  11. Смирнова И.Л. Вариации для фортепиано на темы любимых детских песен. Полька. Вальс/Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 1995. – 32 с.
  12. Смирнова И.Л. Забавные портреты: Сборник фортепианных пьес для детей / Урал. Гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1999.20с.
  13. Сокольская Ж.А. Композиторы Екатеринбурга. Уральский государственный педагогический университет, 1998. – 382с.
  14. Толстикова О.В., Савельева О.В. Мы живем на Урале: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013. –102 с.
  15. Толстикова О.В., Мочалова Л.П., Сысоева М.С. Музыкально-творческое развитие детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности. Методическое пособие. – Екатеринбург: ИРРО, 2008.
  16. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-Пресс», 2006. – 128 с.
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x