Специфика музыкального воспитания детей иностранных граждан в детском саду

Специфика музыкального воспитания детей иностранных граждан в детском саду

Селиванова Татьяна Сергеевна, музыкальный руководитель, МБОУ Школа № 176, г. Самара

Музыка – это универсальный язык, который не знает границ и не требует перевода. Однако, когда дело касается музыкального воспитания детей иностранных граждан в детском саду, возникают уникальные вызовы. Для успешного включения музыкального образования в жизнь детей, родившихся в другой культуре или стране, необходимо учесть различия в языке, традициях и музыкальных предпочтениях.

Одной из главных проблем является языковой барьер. Дети, чьи родители или они сами являются иностранными гражданами, могут столкнуться с трудностями в понимании текстов песен и инструкций на уроках музыки. Это может создать чувство отчуждения и затруднить процесс обучения.

Однако существуют методы, позволяющие преодолеть эти препятствия. Один из ключевых способов – использование музыки как средства коммуникации. Музыкальные инструменты и мелодии могут преодолеть языковые барьеры, так как они говорят на уровне эмоций и интуиции. Это открывает двери для детей, позволяя им взаимодействовать с музыкой и друг с другом, даже несмотря на разницу в языке.

Разнообразие музыкальных жанров и стилей также играет важную роль. Предоставление широкого спектра музыкальных опытов позволяет детям иностранного происхождения ощутить себя частью новой культуры через звуки и ритмы. Это помогает создать уникальное музыкальное пространство, где дети могут не только учиться, но и делиться своими собственными культурными музыкальными традициями.

Использование визуальных средств, таких как рисунки, фотографии, иллюстрации, также значительно облегчает процесс обучения. Эти методы помогают детям визуально связать музыкальные концепции с понятиями и эмоциями, что особенно важно для детей, не владеющих языком, на котором ведётся обучение.

Таким образом, музыкальное воспитание детей иностранных граждан в детском саду требует особого подхода, учитывающего различия в языке, культуре и опыте. Использование музыки как универсального средства общения и образования позволяет создать пространство, где дети могут раскрывать свой потенциал и наслаждаться процессом обучения, несмотря на языковые и культурные различия.

Для эффективного включения музыкального воспитания детей иностранных граждан в детском саду необходимо также уделять внимание адаптации программы обучения. Это включает в себя следующие аспекты:

  • Индивидуальный подход. Каждый ребенок имеет уникальный опыт и культурный фон. Педагог должен стремиться понять этот фон и создать индивидуальный подход к каждому воспитаннику, учитывая их культурные предпочтения и уровень знания языка. Это поможет создать доверительную обстановку и улучшить процесс обучения.
  • Сотрудничество с родителями. Родители играют ключевую роль в интеграции своих детей в новую среду. Сотрудничество с ними позволяет понять особенности культурного фона и включить их опыт в процесс обучения и воспитания. Открытость для совместного участия в мероприятиях, обмен опытом и традициями создает более богатую образовательную среду.
  • Использование музыки как инструмента социализации. Музыка имеет удивительную способность объединять людей. Песни, игры с музыкальными инструментами и коллективные музыкальные занятия способствуют формированию общности, помогают детям учиться друг у друга и развивать навыки сотрудничества.
  • Привлечение разнообразных музыкальных инструментов. Использование различных инструментов, как традиционных для страны проживания, так и тех, которые характерны для культуры детей, позволяет создать увлекательный и разнообразный воспитательный опыт.

Интеграция этих подходов в учебный план создает более привлекательную и адаптированную образовательную среду, способствующую успешному включению детей иностранных граждан в музыкальное образование детского сада. Она стимулирует не только образовательную деятельность, но и социокультурную адаптацию детей, позволяя им ощутить себя уверенно в новой среде и развиваться в рамках музыкального пространства.

Для успешной реализации музыкального воспитания детей иностранных граждан в детском саду, необходимо уделить внимание не только методике обучения, но и окружающей среде, обеспечивая максимальное погружение в музыкальную культуру:

  • Музыкальная обстановка. Создание специальной музыкальной обстановки в музыкальном зале с использованием инструментов, аудио- и видеоаппаратуры, обогащает развивающую среду и делает образовательный процесс более привлекательным.
  • Межкультурное обучение. Важно внедрить программу, которая не только представляет музыкальные традиции нашей страны, но и открывает для детей культурные аспекты иностранных стран. Это способствует пониманию и уважению разнообразия культур.
  • Музыкальные мероприятия. Организация концертов, выступлений и музыкальных мероприятий, где дети могут показать и разделить свои музыкальные традиции, помогает создать атмосферу взаимного уважения и понимания.
  • Поддержка педагогов и образовательных программ. Осуществление подготовки и поддержки педагогов, работающих с детьми-иностранцами, также является важным аспектом успешной реализации программы. Обмен опытом, проведение специализированных семинаров и обучение по вопросам межкультурного воспитания позволяют педагогам лучше подготовиться к работе с разнообразной аудиторией.

Совокупность этих факторов формирует уникальное и включающее музыкальное пространство, где дети иностранных граждан могут не только развиваться, но и чувствовать себя частью общества. Музыка становится мостом, соединяющим различные культуры, создавая пространство для взаимопонимания, уважения и развития. В конечном итоге, это способствует формированию гармоничных и культурно разносторонних личностей, готовых к интеграции в мировом обществе.

 

Список литературы:

  1. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990.
  2. Зацепина М.Б. Роль Н.А. Ветлугиной и А.В. Кенеман в становлении и развитии теории художественного и эстетического воспитания детей / М.Б. Зацепина // Современное дошкольное образование. Теория и практика. -2009. — № 5. — С.23 -25.
  3. Зборовский Г.Е. Обучение детей мигрантов как проблема их социальной адаптации // Г.Е. Зборовский, E.A. Шуклина. — Текст: непосредственный // Социологические исследования. — 2013. — № 2. — С. 80-91.
  4. Круглова Ю.Д. Технологии социокультурной интеграции детей из семей мигрантов // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1389-1392.
  5. Мелешкина Е.А. Индивидуально-личностный подход в процессе занятий с детьми коллективным музыкально-исполнительским творчеством / Е.А. Мелешкина, М.В. Переверзева // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2018. — Т. 17, № 3 (148). — С. 67-75.
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x