Сложные ситуации в вопросах и ответах. Личность и характер

Сложные ситуации в вопросах и ответах. Личность и характер

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва

 

«Актуальный разговор» пойдет о развитии личности. Кроме ответов на вопросы, дадим ссылки на полезные мультфильмы по формированию положительных черт характера и преодолению отрицательных.


Ребенок (6 лет) не хочет ходить в секцию. Наотрез отказывается. Как его убедить?

Если речь идет о какой-то одной конкретной секции, то, возможно, ребенку она просто не интересна. Попробуйте дать ему выбрать самому: куда он хотел бы ходить? Может оказаться, что посещение данной секции – исключительно желание взрослых, но никак не малыша. В этом случае его будет трудно убедить. Помогут только интересная форма занятий, тренер, который ребенку понравится, или выгода, которую вы ему пообещаете, например, посещение аттракционов после занятий. Но важно помнить, что если направление секции не соответствует его склонностям и предпочтениям, идет с ними вразрез, то заинтересовать надолго все равно не получится.

В этом возрасте желательно предоставить ребенку возможность выбрать самому то, что ему интересно. Это важный шаг на пути к становлению самостоятельности.


Ребенок (4,5 года) делает все наоборот. Это кризис или он просто манипулирует нами?

О том, как понять, относится ли поведение ребенка к кризисам, подробно разбиралось в рамках рубрики «Актуальный разговор» (Дошкольное воспитание. 2017. № 2).

Если вы определите, что стремление сделать все наоборот не является кризисным проявлением, то в большинстве случаев такое поведение свидетельствует о нарушениях взаимоотношений ребенка со значимыми взрослыми. Как правило, малыш чувствует острую нехватку их внимания, положительных отзывов и общения. Демонстративное поведение становится компенсационным механизмом этого дефицита. Подобными действиями дети нередко проверяют взрослых, границы дозволенного во взаимоотношениях с ними, а также незыблемость семейных правил. Негативизм ребенка также может быть связан с реакцией на трудную для него жизненную ситуацию, например, на выход мамы на работу или появление в семье младшего ребенка, а также с умело замаскированным страхом неуспеха.

Независимо от того, кризис это или манипуляция, первое, что необходимо сделать родителям, – перестать реагировать на провоцирующее поведение, делать замечания и читать нотации. В данном случае ребенку следует уделять внимание не тогда, когда он проявляет негативизм, а когда послушен и хорошо себя ведет. Старайтесь уделять ему максимум внимания, когда он меньше всего заметен, спокоен, уравновешен, никаких правил не нарушает, послушен. В случае необходимости важно четко обозначить, что нарушение семейных правил недопустимо, что их соблюдают все члены семьи. Тем самым родители очерчивают границы, за пределы которых никто не может выйти. Мама с папой должны быть единодушны в своих требованиях, а их поведение –непротиворечиво.

Все эти действия важны и для того, чтобы склонность к манипулированию не закрепилась и не стала чертой характера. Вопросы нравственного развития личности подробно обсуждались в рамках рубрики «Актуальный разговор» (Дошкольное воспитание. 2020. № 8).


Перечень мультфильмов по формированию положительных черт характера и преодолению отрицательных

 

  1. Мультсериал «Забавные медвежата» (Китай, 2017 г.). Сезон 1. Серия 11. «Честность – это важно». Во время игры в лесной школе дети разбили трофей и скрыли правду от мудрой совы. Учительница объяснила, по какой причине важна честность. Используем для формирования такой черты характера, как честность, а также профилактики или преодоления лживости.

Возрастная категория: 0+.

Продолжительность: 10 мин. 23 с.

Сложные ситуации в вопросах и ответах. Личность и характерОсновные вопросы и ход беседы. Что решили сделать дети после занятий? О чем просил Брамбл Бриара? По какой причине нельзя играть в мяч в классе лесной школы? Брамблу удалось уговорить Бриара? Что он сделал вместо этого? К чему привела игра детей в мяч? Что они решили сделать? Что рассказали ребята, когда пришла мисс Оливия? Как повел себя Брамбл? Как ты думаешь, что имела в виду мисс Оливия, когда сказала, что «большая синяя птица не только сломала трофей, но и честность забрала»? По какой причине расстроилась мудрая сова? Что значит ее фраза: «Вы снова нашли свою честность»? К чему еще может привести ложь? Для чего так важно говорить правду? Как ребята починили трофей? Как храбрость связана с честностью?

Занятия после просмотра. Игры с мячом. Соревновательные игры. Победитель получает кубок, который все вместе заранее мастерят из картона или пластилина. Чиним сломанные игрушки. Игра «Правда или ложь».

 

  1. Мультсериал «Монсики» (2019 г.). Сезон 1. Серия 3. «Пара Лол». Саня позавидовала Лоле и пожелала стать ею. Но Блюм и Рей смогли определить, где настоящая Лола. В результате Сане пришлось выбираться из Болота зависти. Используем для профилактики или преодоления такой черты характера, как завистливость.

Возрастная категория: 0+.

Продолжительность: 6 мин. 33 с.

Сложные ситуации в вопросах и ответах. Личность и характерОсновные вопросы и ход беседы. Что Блюм и Рей собирались подарить Лоле, а что подарили Сане? Как Саня отнеслась к этому? Что обещала ей волшебная ракушка, если девочка отпустит ее? Что пожелала Саня в первую очередь? Зачем ей это было нужно? К чему привело ее желание? Как удалось выяснить, кто настоящая Лола? Куда отправилась ненастоящая Лола? Как ей удалось выбраться из Болота зависти?

Объясняем ребенку, что испытывать чувство зависти время от времени может каждый, но когда ты ему поддаешься, то оно превращается в завистливость. А вот чтобы его преодолеть, нужно поступать наоборот – видеть в людях достоинства и сильные стороны.

Занятия после просмотра. Игра «Комплименты». Вместе с ребенком ищем как можно больше сильных сторон и положительных качеств сначала в его родственнике (маме или папе), в лучшем друге, а затем в ребенке, который ему не нравится или вызывает чувство зависти. Делаем цветы из подручных материалов и дарим их друг другу.

 

  1. Мультсериал «Три кота» (2017 г.). Сезон 2. Серия 68. «Кто виноват?». Котята разбивают вазу, но всю вину перекладывают на носки: «разбойника», «сыщика» и «шерифа». Мама объясняет им, что за свои поступки нужно отвечать самим и к тому же расплачиваться за последствия. Используем для формирования такой черты характера, как ответственность.

Возрастная категория: 0+.

Продолжительность: 5 мин. 9 с.

Сложные ситуации в вопросах и ответах. Личность и характерОсновные вопросы и ход беседы. Что нашла мама-кошка в подвале? Что она предложила сделать котятам, прежде чем поиграть с игрушками? В кого решил превратиться Коржик? А в кого превратились его брат с сестрой? Какие неприятности произошли из-за носка-разбойника? К чему привели игры котят? На что они переложили свою вину?

На что переложила вину мама-кошка? Как ты думаешь, для чего она это сделала? Что решили предпринять котята после урока мамы? Чему научил тебя этот мультфильм? В случае необходимости родители объясняют ребенку, как важно брать на себя ответственность за свои поступки и что это также значит преодолевать те последствия, к которым они привели, например, склеить разбитую вазу или отдать свою игрушку другому вместо сломанной.

Занятия после просмотра. Ролевая игра «Разбойник и сыщик». Кукольный спектакль с носками, обувью, перчатками и варежками, как в мультфильме. Перебираем старые игрушки. Генеральная уборка всей семьей.

 

  1. Мультсериал «Жила-была царевна» (2016 г.). Сезон 1. Серия 7. «Не хочу проигрывать!». История про маленькую рыжеволосую царевну, которая не умела проигрывать. В результате с ней никто не хотел играть. Папа объяснил девочке, что дает проигрыш. В финале царевна понимает, что радоваться победам других тоже очень приятно. Используем просмотр мультфильма для формирования умения проигрывать.

Возрастная категория: 0+.

Продолжительность: 7 мин. 36 с.

Сложные ситуации в вопросах и ответах. Личность и характерОсновные вопросы и ход беседы. Как вела себя маленькая царевна, когда проигрывала? А когда играла одна и у нее что-то не получалось? О чем рассказал папа маленькой царевне с помощью песни? Что дает проигрыш? Для чего нужна игра? Как повела себя девочка, когда мама победила в гонке игрушечных машин? Как ты думаешь, чему учит этот мультфильм?

В случае необходимости взрослый объясняет ребенку, что иногда мы проигрываем, но это помогает нам становиться лучше, к тому же это значит, что выигрывает кто-то другой и можно порадоваться за него.

Занятия после просмотра. Настольные игры. Прятки. Шашки или шахматы. Кубик Рубика. Катание на роликовых коньках, велосипеде или коньках, санках в зависимости от времени года. Догонялки, игры с мячом и любые другие подвижные соревновательные игры. Пальчиковая и зрительная гимнастика. Гонки с игрушечными машинками с пультом управления.

Примечание. Подробнее о том, как научить ребенка проигрывать, можно прочитать в материале рубрики «Актуальный разговор» (Дошкольное воспитание. 2018. № 1).

 

  1. Мультсериал «Приключения Лунтика и его друзей» (2007 г.). Сезон Серия 113. «Крылья». Бабочки хвастаются своими крыльями. Из тех, над кем они издевались, только Лунтик согласился помочь им в беде. В результате бабочкам стало стыдно за свое хвастовство. Используем просмотр мультфильма для профилактики или преодоления такой черты характера, как хвастовство.

Возрастная категория: 0+.

Продолжительность: 5 мин.

Сложные ситуации в вопросах и ответах. Личность и характерОсновные вопросы и ход беседы. Чем хвастались бабочки? Как они отреагировали на попытки гусениц показать свою легкость? Что говорили о Лунтике и кузнечике Кузе? Что случилось с бабочками, когда начался дождь? Как отреагировали на их просьбу о помощи гусеницы?

А кузнечик Кузя и Лунтик? Как повели себя бабочки в конце мультфильма? Что они поняли?

Объясняем, что хвастовство, особенно через принижение других, может привести к тому, что с ребенком никто не захочет играть и не поможет в трудной ситуации.

Занятия после просмотра. Катание на горках. Лазанье по спортивным снарядам. Игры с песком. Прыгаем в длину. Пьем чай с медом. Делаем что-то хорошее для кого-то из близких.

 

  1. Мультфильм «Полкан и Шавка» (1949 г.). История о храбром псе Полкане и трусливой Шавке. Собака рассказывает волкам, где стадо овец, в надежде спасти себя. Но это не помогает Шавке. Храбрый Полкан сражается с волками и в нужный момент спасает стадо. Используем для формирования такой черты характера, как храбрость, а также профилактики или преодоления трусости.

Возрастная категория: 6+.

Продолжительность: 9 мин.

Сложные ситуации в вопросах и ответах. Личность и характерОсновные вопросы и ход беседы. Как повели себя при встрече с волками Полкан и Шавка? Чье поведение тебе понравилось больше? Как поступила Шавка при второй встрече с волками? К чему это привело? Как Полкану удалось спасти стадо? На кого из них ты хотел бы быть похож? Что для этого нужно сделать?

Объясняем ребенку, что иногда нужно давать отпор обидчикам, чтобы спасти и себя, и других. Приводим приемлемые способы дать отпор, чтобы в безопасности остались все. Объясняем разницу между допустимой и неоправданной храбростью. Также делаем акцент на том, к чему может привести трусость.

Занятия после просмотра. Играем в догонялки. Громко вместе лаем, как сильная собака, что помогает раскрепостить ребенка. Проигрываем приемлемые в обществе варианты отпора обидчикам, допустимые варианты проявления храбрости в целом. Оптимально делать это сначала с помощью игрушек, а потом уже давать роли ребенку.

 

 

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x