Экскурсия в музеи Сергиева Посада. Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе
Н.С. Терентьева, воспитатель, МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 75 «Сказка», с. Шеметово, мкр. Новый, Сергиево-Посадский район, Московская область
Цель. Расширить представления детей о родном городе, познакомить с историей расположенных в нём музеев.
Задачи. Развивать познавательный интерес, речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память, творческие способности. Способствовать созданию эмоционально-положительного фона. Вызвать у детей желание отражать свои впечатления в творческой деятельности. Воспитывать патриотические чувства. Познакомить с выставочным залом «Колокола Руси», Художественно-педагогическим музеем игрушки имени Н.Д. Бартрама. Дать представление о том, что такое музей, коллекция. Познакомить с профессией экскурсовода.
Материал. Мультимедийная презентация по теме занятия. Колокольчики разной величины. Аудиозапись колокольного звона. Бумажные заготовки игрушек, фломастеры.
Предварительная работа. Беседы с детьми о родном городе Сергиевом Посаде. Рассматривание деревянных игрушек.
Ход НОД
Воспитатель.
Встали дети в ровный круг,
Улыбнулись все вокруг!
Здравствуй, левая рука!
Здравствуй, правая рука!
Ты мой друг, и я твой друг,
Мы друг другу все друзья –
Это точно знаю я!
(Дети садятся на стулья.)
Ребята, мы с вами живём недалеко от старинного подмосковного города Сергиев Посад (слайд 2). Кто знает, чем знаменит этот город? (Ответы детей.) Наш город знаменит Троице-Сергиевой Лаврой (слайд 3). Кто уже там был? (Рассказы детей.)
А мне хочется рассказать вам о музеях нашего города. Кто из вас знает, что такое музей? (Рассуждения детей.)
Музей (слайд 4) – это такой дом, где собирают, хранят и показывают красивые, старинные и очень интересные предметы: картины, игрушки, ткани, посуду и многое другое. Музеев существует очень много, и их создают сами люди. Кто из вас уже бывал в музее? (Ответы детей.)
В музеях может быть много предметов, и тогда их показывают в больших комнатах – залах (слайд 5). Каждый зал может иметь своё название. О каждом предмете нам могут рассказать работники музея – экскурсоводы. Сегодня вашим экскурсоводом буду я.
До города нам ещё нужно как-то добраться. На чём мы можем туда поехать? (Предложения детей.) Ну что ж, отправимся на автобусе! (Проводится физкультурная минутка «Автобус» под музыку Е. Железновой.)
Вот мы и приехали в старинный город Сергиев Посад. Первым музеем, который мы с вами посетим, будет выставочный зал «Колокола Руси» (слайд 6). В этом зале можно познакомиться с историей колоколов, их разновидностями. Вот плоские колокола, или било (слайд 7) – благозвучный музыкальный инструмент, обладающий гармоничным и приятным для слуха звучанием, что привело к созданию музыкального инструмента – звонницы из бил (плоских колоколов) и плоских колоколов в различном конструктивном исполнении.
А вот поющие трубы (слайд 8). Впервые создателям этого музея удалось создать необычный музыкальный инструмент из труб, с помощью которого рождается удивительное по красоте, силе и продолжительности звучание, завораживающее своим благозвучием и величественностью.
Здесь представлены пожарный колокол, рында, валдайский колокольчик и другие разновидности традиционных тюльпанообразных колоколов (слайды 9–11).
Ребята, у меня на столе разные колокольчики. Послушайте, как по-разному они звучат…
А ещё учёными доказано, что звон колоколов благотворно влияет на здоровье людей. Предлагаю вам устроится поудобнее на ковре и послушать звучание колоколов. (Звучит в записи «Перезвон» в исполнении Г. Хорламова.)
Ребята, вам понравилось в музее колоколов? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей.)
Отправляемся дальше! И попадаем в следующий музей, который называется «Художественно-педагогический музей игрушки имени Николая Дмитриевича Бартрама» (слайд 12). Этот музей очень знаменит. Туристы, приезжающие в Сергиев Посад, обязательно посещают его. В музее собрано большое количество игрушек разных времён (слайды 13–23).
Работники музея организуют различные праздничные экспозиции: «Новогодние игрушки», «Рождественские подарки», «Масленица»…
В коллекции музея есть экспонаты, которым уже несколько веков! Например, ещё в 17 веке здесь же, в Лавре, девочкам мастерили куколок, которые были не чем иным, как поленом, завёрнутым в кусочек ткани.
Ребята, мне хочется, что бы у вас осталась память о нашем путешествии, и я предлагаю вам раскрасить бумажные фигурки. (Творческая работа детей.)
Нам пора возвращаться в детский сад. Что вам больше всего понравилось и запомнилось в нашем путешествии? (Высказывания детей.)
В нашем городе ещё много музеев, и мы с вами обязательно с ними познакомимся!