Сложные ситуации в вопросах и ответах. Эмоциональный интеллект

Сложные ситуации в вопросах и ответах. Эмоциональный интеллект

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва

 

Мы ежегодно касаемся проблем совершенствования эмоционального интеллекта в рамках рубрики «Актуальный разговор» (Дошкольное воспитание. 2018. № 5; 2019. № 5;  2020. № 4). Продолжаем тему развития эмоциональной сферы ребенка и в этом году. Ниже вы найдете ответы на поступившие вопросы и психотерапевтическую сказку о знакомстве с чувствами отвращения и брезгливости.


Когда дочь (1,5 года) расстраивается, то начинает бить себя по голове. С чем это может быть связано? Воспитываем так, чтобы она не слышала выяснений наших отношений, которые происходят довольно редко. О физическом насилии речь вообще не идет, она его просто не видела никогда.  

Это может быть связано с тем, что ребенок просто не знает, как проявлять негативные эмоции. Особенно если родители при нем стараются быть исключительно позитивными и жизнерадостными. Малыша нужно знакомить с разными эмоциями и способами их проявления. В отношении злости важно научить его социально приемлемым способам ее выражения и отойти от аутоагрессии.

Еще одна вероятная причина – ребенку запрещено каким-либо образом выражать негативно окрашенные чувства.

Важно установить точную причину происходящего, а также, независимо от причины, обязательно познакомить ребенка со способами выражения злости и агрессии (Актуальный разговор. Дошкольное воспитание. 2019. № 5). Конкретный план действий зависит от выявленной причины.

Сложные ситуации в вопросах и ответах. Эмоциональный интеллект


У ребенка (3 года) неконтролируемые истерики. Плачет, кричит, раскидывает предметы вокруг. Успокоить никак не получается. Это может продолжаться и полчаса. Переживаем, чтобы не вошло в привычку. Тем более что у нас мальчик. Как лучше вести себя в таких ситуациях?

Такое поведение ребенка может быть связано с недостаточно еще развитыми в этом возрасте способностями к самоконтролю. Тяжелее всего контролировать себя детям между двумя и четырьмя годами. Желания такого ребенка уже вполне устойчивы, просто так его отвлечь не получится, у него развито прогнозирование и предвидение, он ждет и предвкушает исполнение желания. При этом еще недостаточно развита гибкость, малыш пока не способен менять свои планы.

По мере развития психологической гибкости ребенок учится перестраиваться, и в норме к четырем–пяти годам число истерик существенно сокращается, они происходят под влиянием более весомых причин.

Сложные ситуации в вопросах и ответах. Эмоциональный интеллект

И все же, чтобы такое поведение не закрепилось, родителям рекомендуется сохранять спокойствие, поддерживать ребенка в его переживаниях, но говорить твердое «нет», когда это необходимо. Подробнее тему детских истерик и способов родительского реагирования на них обсуждали в рамках рубрики (Дошкольное воспитание. 2019. № 7).

 

Психотерапевтическая сказка, которая знакомит ребенка с чувством отвращения  и способами его преодоления

 

Как инопланетянин Кео взял верх над Отвращением /

Как инопланетянка Лия взял верх над Отвращением

 

Проблема. Отвращение и/или брезгливость ребенка к отдельным продуктам, предметам и/или людям.

Сказка может быть использована для знакомства с чувствами отвращения и брезгливости и способами их преодоления. (В зависимости от пола малыша  меняется имя в названии сказки и корректируется содержание. – Авт.)

 

Часть I

(Если ребенок знаком с одной из сказок про инопланетянина Кео / инопланетянку Лию и их друзей: Как инопланетянин Кео познакомился со злостью / Как инопланетянка Лия познакомилась со злостью. Дошкольное воспитание. 2019. № 5; Приключения Мирона / Миланьи на планете Непослушания. Дошкольное воспитание. 2019. № 5; Как инопланетянин Кео чуть не превратился в плаксу / Как инопланетянка Лия чуть не превратилась в плаксу. Дошкольное воспитание. 2020. № 4; то эту часть можно опустить. – Авт.)

Однажды, когда ты был совсем маленьким, на нашу Землю с далекой-далекой планеты Локос прилетел инопланетянин Кео. С виду он ничем не отличался от обычного мальчика. Странными могли показаться только его оранжевые глаза и ярко-красные волосы. Но кого этим сейчас удивишь!

Кео подружился с мальчиком Мироном. (Если сказка предназначена девочке, то с инопланетянкой Лией, которая подружилась с девочкой Миланьей. Тогда далее по тексту все существительные, местоимения, окончания в прилагательных и глаголах – женского рода. – Авт.) Кео очень повезло, потому что Мирон подробно рассказал ему о незнакомой планете. Многому научил Кео, и сам немало узнал о Локосе и его жителях. Для того чтобы обучение Кео проходило быстрее, они с Мироном дни напролет проводили вместе. Каждый вечер Кео возвращался на свой корабль, спрятанный в парке.

 

Часть II

Наступило лето. Яркие зеленые листья на деревьях, цветы и жужжание пчел, которые их опыляют. Кео понравилось его первое лето на Земле. Он почувствовал себя как дома. Ведь на Локосе всегда было тепло.

Родители Мирона решили отправить сына в деревню к дедушке с бабушкой на все лето. Кео отправился с ним. Свой корабль он спрятал в лесу недалеко от деревни.

Инопланетянину так понравилось в деревне! Он впервые увидел коров, кур, свиней и других животных. Впервые попробовал многие овощи, фрукты и ягоды. Впервые прокатился на велосипеде и поучаствовал в рыбалке.

Первые дни прошли легко и беззаботно. Все вокруг радовало и веселило Кео. Но через неделю случилось то, что заставило его почувствовать себя странно и непривычно.

Первое, что поразило Кео, было знакомство с соседкой бабушки и дедушки Мирона – Аглаей Тарасовной. Ей было 93 года, она практически ничего не видела и не могла ходить.

Ребята зашли к ней однажды утром за козьим молоком. Мирон познакомил инопланетянина со старушкой, и она протянула ему руку. В этот момент Кео почувствовал, как у него перехватило дыхание и закружилась голова. Ему вдруг захотелось поскорее уйти. Он быстро пожал руку Аглае Тарасовне и выбежал со двора на улицу. Там он стал глубоко дышать.

– Что случилось? – удивленно спросил последовавший за ним Мирон.

– Пока не разобрался, – ответил Кео. – Стало так неприятно, но не понимаю, почему.

На этом странные сюрпризы для инопланетянина не закончились. Вечером Мирон решил угостить Кео клубникой. Мальчик так любил это лакомство, особенно со сметаной. Он знал, что локосянец раньше никогда не пробовал клубники, и хотел сделать ему приятный подарок. Получилось все наоборот. При виде клубники Кео снова ощутил, как перехватило дыхание, кроме того, казалось, что сейчас он выплюнет все, что съел до этого за ужином.

Не понимая, что происходит, инопланетянин снова убежал на улицу и начал глубоко дышать. После того как он объяснил все удивленному другу, Мирон воскликнул:

– Я понял, что происходит! Утром ты испытал отвращение к Аглае Тарасовне. А вечером его крайнее проявление – брезгливость – к клубнике. Эти эмоции помогают нам держаться подальше от того, что вредно и опасно для нас. Например, от испорченных продуктов или людей, которые ведут себя неправильно, на наш взгляд. Но иногда бывает, что мы начинаем испытывать отвращение к тому, с чем сталкиваемся впервые. На твоей планете люди не стареют и не растет клубника. Скорее всего, ты посчитал старость признаком болезни, а красную клубнику – символом опасности. Помнишь, ты рассказывал, что на Локосе все испорченные продукты – красного цвета с черными пятнами на них.

– Точно! – воскликнул Кео. – А людей с такой сморщенной кожей я тоже видел у нас, они действительно болели.

– Вот. Знаешь, не всегда отвращение говорит нам правду, – продолжал Мирон. – Вот я, например, испытываю отвращение к вареному луку. (Можно заменить на любой пример отвращения или брезгливости из личного опыта ребенка. – Авт.)  Но он полезен, и мама режет его так мелко, что я даже не замечаю. Или не всегда приятно принимать лекарства. Если их подсластить,  они становятся даже вкусными. А клубника, поверь мне, тебе точно понравится.

– Как тогда быть? Хочу попробовать, но такие неприятные ощущения возникают, что хочется бежать от нее подальше, – развел руками Кео.

– Первое, что мы делаем, когда сталкиваемся с отвращением или даже брезгливостью, – думаем, действительно ли это опасно для нас. Клубника – полезна и вкусна, если она не испорчена, конечно. После этого мы предпринимаем меры, чтобы чувства отвращения или брезгливости покинули нас. Я кое-что придумал. Я пойду внутрь, а ты заходи через несколько минут.

Когда Кео зашел на кухню, то первым делом огляделся и подметил, что клубники на столе больше нет. Мирон протянул инопланетянину стакан с розовой жидкостью:

– Попробуй!

– Как вкусно! Что это? Никогда не пробовал такого.

– Это коктейль из клубники, банана и молока, – торжествующе ответил Мирон. – Теперь клубника не вызывает у тебя отвращения своим внешним видом и ты можешь попробовать ее. Это один из способов справиться с отвращением и даже с брезгливостью.

– А как же быть с Аглаей Тарасовной?

– С людьми все немного по-другому. Но пути тоже есть. Сначала мы подумаем, действительно ли бабушка опасна для нас? Вовсе нет. Аглая Тарасовна добрая и не сделала ничего неприятного или опасного для тебя. Тебя просто напугал ее внешний вид. Теперь следующий шаг: желательно некоторое время не общаться с человеком, который вызвал у нас отвращение, и одновременно искать положительные качества в нем. Мы переждем несколько дней. Потом сходим к ней опять. Я попрошу ее рассказать нам сказку. Она так интересно это делает. Тебе нужно будет не смотреть на нее, а слушать.

Мирон оказался прав. Когда бабушка Аглая Тарасовна заговорила, то Кео стало так интересно, что он и думать забыл о чем-нибудь другом. Он как будто сам скакал на сером волке и спасал прекрасную царевну.

После этого он захотел послушать еще одну сказку. А потом и еще одну. Инопланетянин не отрываясь смотрел на бабушку, когда она рассказывала очередную волшебную историю. Кео заметил, что чем больше она говорила, тем больше нравилась ему. Неприятные ощущения куда-то исчезли. (Ребенка старше пяти лет спрашиваем: «Как еще помочь Кео?». Или даже предлагаем придумать ритуал избавления от отвращения и брезгливости самому. – Авт.)

Перед уходом Кео  захотелось обнять и поблагодарить Аглаю Тарасовну. Он сделал это. Инопланетянин почувствовал себя радостно и поделился своими ощущениями с другом.

– Это симпатия, Кео. Тебе удалось взять верх над отвращением, – ответил ему Мирон и обнял инопланетянина.

Но это уже совсем другая история. Расскажу тебе ее в следующий раз.

 

Вопросы и предложения

  • Куда отправились Мирон и Кео в первое лето инопланетянина на Земле?
  • Что случилось с Кео в деревне через неделю?
  • Как называется чувство, которое он испытывал? Опиши его. А ты испытывал такое чувство?
  • Что предложил инопланетянину Мирон, чтобы справиться с отвращением? Что тебе понравилось больше всего?
  • Что бы ты еще предложил Кео?
  • В каких случаях отвращение и брезгливость помогают нам?

 

Ритуалы. Знакомим ребенка с приемами преодоления отвращения и брезгливости и выбираем подходящие именно для него.

  • Анализ, представляет ли предмет или человек опасность.
  • Поиск способов преодоления отвращения или брезгливости к продуктам (вкусные рецепты, измельчение, отказ от употребления).
  • Поиск способов преодоления отвращения или брезгливости к другим вещам (например, к лекарствам – их подслащение или добавление во вкусную еду).
  • Временное прекращение общения с неприятным человеком и поиск положительных качеств в нем.
  • Доброе дело для человека, вызывающего отвращение или брезгливость.

Закрепляем знакомство с отвращением и брезгливостью и приемами их преодоления с помощью просмотра и обсуждения мультфильмов (примеры приведены в рубрике «Актуальный разговор». Дошкольное воспитание. 2020. № 4).

 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x