Вторая жизнь фантика. Исследовательский проект
Л.В. Пядышева, воспитатель, МОБУ «Красноусовская СОШ», с. Красноусово, Омская обл.
Статья рассказывает об опыте работы над исследовательским проектом с ребенком 6 лет. Проект был реализован в рамках Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».
Тема: «Вторая жизнь фантика»
Цель: развитие самостоятельной познавательной деятельности ребенка; расширение кругозора; формирование навыков исследовательской деятельности.
Задачи:
— расширить знания о фантиках,
— собрать коллекцию фантиков,
— изучить варианты использования фантиков в творческой деятельности.
Объект исследования ребенка: фантики от конфет.
Предмет исследования ребенка: варианты использования фантиков.
Гипотеза: фантикам можно дать «вторую жизнь», использовать их.
Методы исследования: беседа, посещение библиотеки, поиск информации в интернет, проведение экспериментов.
Ожидаемые результаты и их использование: новые знания о фантиках, возможность рассказать об этом в группе и в семье. Научиться новым способам использования фантиков.
Алгоритм деятельности. Исследовательская деятельность проводилась по алгоритму А. И. Савенкова. Применялись такие формы исследования, как беседы, знакомство с тематическими сайтами, проведение акций, коллекционирование, посещение библиотеки, проведение эксперимента.
Выполнила: Панова Ева, 6 лет
Ход исследования
Ева Панова. Все любят праздники и подарки! В Новый год я была на праздниках в детском саду со своей группой, в школе с братом Толей, ходила с бабушкой в Дом Культуры – и на всех праздниках Дед Мороз дарил нам сладкие подарки.
Однажды, когда мы пили чай, мама стала складывать фантики, потом соединила их — и получился браслет! Он был такой красивый, яркий, необычный. Оказывается, фантики можно не выбросить – а сделать из них что-то интересное! И я решила узнать, что еще можно сделать из фантиков.
- Рассказы близких людей
Я задала свой вопрос маме, бабушке, друзьям, воспитателю – и вот что я узнала.
Бабушка. Когда бабушка была маленькой, они часто играли на улице в «Колечко». Она показала мне, как сделать колечко из фантика и рассказала правила игры. Я принесла «колечко» в детский сад и показала игру ребятам. Всем понравилось играть, и у каждой девочки теперь есть колечко из фантика!
Лариса Витальевна, наша воспитатель показала игру «Фанты». Мы полюбили эту игру тоже, все хотят, чтобы выбрали его фант, и мы стараемся не повторять задания.
«Колечко». Играющие садятся на скамейку рядом друг с другом и складывают ладони «лодочкой», а водящий ходит от одного к другому, опуская свои руки с зажатым в ладонях колечком в эти «лодочки» и говорит «Я ношу, ношу колечко и кому-то подарю» и незаметно вкладывает кольцо кому-то в ладони. Тот, кому досталось колечко, должен не показывать вида, что оно у него! Водящий отходит на несколько шагов и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Тот, у кого кольцо, должен быстро подбежать к водящему, а сидящие на скамейке пытаются его удержать. Успел убежать — становишься водящим, нет — игра повторяется.
«Фанты». Выбирается водящий, который собирает в мешочек фантики. Затем достает их по одному и спрашивает участников «Что сделать этому фанту?» Владелец фантика выполняет объявленное задание.
Наша воспитатель также предложила мне посмотреть книгу «Поделки мастера», в которой есть страничка, рассказывающая про то, как сделать бабочек и цветы из фантиков. Я очень увлеклась и сделала много бабочек и цветов и подарила их маме, мы украсили ими окно в спальне.
Рассматривание книги «Поделки мастера»
И еще сделали панно для выставки в детском саду.
Я спросила у ребят в группе, как они используют фантики от конфет.
- Саша предложил из блестящих фантиков сделать звездное небо
- Лиза – вазу с цветами,
- Надя – гирлянду для праздника.
- В группе делали плакат «Дружба народов», я предложила силуэты людей разных национальностей вырезать не из цветной бумаги, а из фантиков
- Для изготовления фоторамок освоила новый прием работы с фантиком: скручивание.
Тетя Маша вспомнила, что в детстве они рисовали и вырезали из фантиков одежду для кукол. Я рассказала об этом в группе, когда мы играли с бумажными куклами, и мы решили попробовать одеть их, используя фантики. Это оказалось просто и красиво. И сейчас у моих кукол новый гардероб.
Мама на сайтах в интернет нашла для меня много образцов интересных и простых поделок. Я была в восторге — и в растерянности. Все хочется сделать, мама согласна помочь – но где взять столько фантиков?
Я рассказала ребятам в группе и была проведена акция «Фантик не бросай — в коробку собирай». За месяц набралось огромное количество фантиков!
Я освоила новый прием: изготовление косичек и сшивание их.
И еще мама предложила попробовать украсить яйца разными видами фантиков. Мы взяли бумажные фантики от шоколадных конфет, фантик из фольги и целлофановый. Оказалось, что целлофановый фантик от леденцов плотно прилипает к горячему яйцу и смотрится красиво и аккуратно. Теперь наша семья так будет украшать пасхальные яйца.
- Коллекция и классификация
У меня возникла новая идея: разложить фантики по видам конфет: шоколадные, карамель, ириски, леденцы. Так появилась коллекция «Одежка для конфетки».
Самым интересным для меня было то, что на фантиках могут быть сказочные герои. Мы сделали коллекцию таких фантиков!
- Мы, в группе беседовали по теме «Береги планету эту, ведь другой такой же нет». Когда я узнала, что брошенный на землю фантик тоже может принести вред природе, я решила, что проведу эксперимент и понаблюдаю, сколько времени в земле пролежат разные виды фантиков. Результаты наблюдали все ребята нашей группы. И теперь мы точно знаем, что фантики долго лежат в земле и могут мешать корешкам растений и жителям почвы.
Эксперимент
Поместили 3 фантика в стаканчики с землей и полили их водой, как будто «прошел дождик». В стаканчик 1 положили бумажный фантик; стаканчик 2 — целлофановый; стаканчик 3 — фантик из фольги.
Вторая неделя: при рассматривании фантиков увидели, что бумажный стал на ощупь более мягким, измятым и на него налипла земля; целлофановый стал грязным, шуршит; фантик из фольги – грязный, не помялся.
Третья и четвертая недели — фантики без изменений.
Пятая неделя — бумажный стал более грязным и мягким, изображение становится не четким, но при разглаживании фантик остается целым; целлофановый – грязный, шуршит, но не так звонко; фантик из фольги даже не помялся.
- Посещение библиотеки
Я пошла в библиотеку и мне показали презентацию, из которой я узнала, что фантик изобрел Томас Эдисон – тот самый физик, который придумал электрическую лампочку!. Фантики старых времен и фантики наших дней отличаются. Их придумывают и рисуют художники, которые отражают время, в котором живут. Еще и поэтому их так интересно собирать, коллекционировать!
Интересные факты:
- В начале 2000-х гг. швейцарская компания “DeLafee”начала производить и продавать конфеты, обертки которых съедобны.
- Самая крупная коллекция фантиков у новосибирского коллекционера.
- Жительница Кузбасса за 60 лет собрала более 100 тысяч фантиков!
- В разных городах проходят тематические выставки фантиков.
Результаты исследования
Считаю, что поставленной цели я достигла и выполнила все задачи. Моя гипотеза подтвердилась: фантикам можно дать «вторую жизнь».
Я узнала, много интересного и полезного о фантиках.
И за время работы научилась:
- играть в новые игры, и это весело и интересно
- делать разнообразные поделки, освоила новые техники
- создавать коллекции фантиков
- пользоваться библиотекой, чтобы получить новую информацию
- экспериментировать
- сделала вывод, что при творческом подходе и умелом использовании фантики могут принести пользу.
Планирую знакомить детей и взрослых с результатами исследования, надеюсь, что их тоже увлечет создание коллекций, изготовление поделок и панно и забота о сохранении окружающей среды.
И еще я хочу сделать большое панно «Жар-птица» и продолжу пополнять свою коллекцию-альбом фантиков!
Очень интересное исследование. Читала с удовольствием, вспомнила своё детство и свои игры с фантиками. Ценность таких проектов в том, что детей приучаем не сорить и придумывать вторую жизнь вещам.
Спасибо за отклик, Татьяна!