Рисуем на стекле весну (метод изо-терапии)
Нечуговских Марина Ивановна, Зауэр Ольга Васильевна, учителя-дефектологи, МБДОУ «Детский сад № 38», г. Лысьва, Пермский край
В нашем учреждении открыты комбинированные группы, куда приходят дети с ограниченными возможностями здоровья. В основном это дети с нарушением зрения, речи, задержкой психического развития. Бывает, адаптация такого ребенка проходит с большими трудностями, поскольку они испытывают страх, тоску, ухудшение самочувствия. С начала занятий у детей был страх перед красками, неуверенность в себе. Первое время они не могли закрасить карандашом несложные рисунки, усидчивости хватало на 1–2 минуты.
Именно поэтому мы решили познакомить наших воспитанников с необычным способом рисования, с созданием картин в нетрадиционной технике, которая открывает широкий простор для фантазии.
Мы заметили, что такие занятия помогают детям с ОВЗ преодолеть страх перед красками, неуверенность в себе. В процессе рисования за основу берем обычную кляксу. Оказывается, клякса может быть способом рисования, за который никто не будет ругать, а даже еще и похвалят. Нам важен сам процесс и то, что чувствует ребенок. Каждый (ребенок, педагог) рисует свою картину – экспериментировать с цветными пятнами и бумагой можно несколько раз.
Для того, чтобы создать необычные рисунки, берем мыло, воду, кисточки, краски и оргстекло. Щедро покрываем оргстекло слоем мыльной пены, затем наносим краску: создаем рисунок или абстрактные пятна. Сверху кладем лист белой бумаги, а затем резко снимаем его.
А можно придавить рисунок чистым листом бумаги, разгладить, немного подождать. Потом чуть сдвинуть лист – таким образом вы получите эффект движения, особые заливки краски. Снимайте бумагу и любуйтесь тем, что получилось.
Дорисовать или оставить как есть? Включайте вашу фантазию и правое полушарие мозга, которое отвечает за творчество!
Монотипия подкупает своей простотой. Почему же не все ей занимаются и так мало шедевров в этом виде творчества? Потому что в простоте монотипии заключается ее сложность и хитрость. Недаром проводится даже фестиваль монотипии, где художники делятся на мастер-классах своими секретами. Для создания хорошей монотипии нужен опыт, определенная краска, определенная бумага и художественное везение. А после того, как оттиск создан – богатое воображение, чтобы суметь додумать те образы, которые спонтанно образовались в момент соединения бумаги и краски.
Художник лишь подчеркивает, додумывает и стилизует под живые формы появившиеся подтеки краски.
Посмотрите на работы наших детей. Вслушайтесь в названия картин: «Последний снег», «Грачиные гнезда», «Первая зелень», «Цветущий куст», «Дождь за окном», «Апрельский вечер», «Небо перед грозой», «Капель», «Одуванчики цветут», «Ледоход», «Привет от солнышка».
У детей получались очень неожиданные, уникальные изображения, на которых можно прорисовать детали. Отпечатки каждый раз получаются разными, поэтому очень интересно экспериментировать с цветными пятнами и придумывать, на что они похожи. Чуть-чуть фантазии – и пятна превращаются в предметы, образы, пейзажи. Это невероятно веселое, интересное и увлекательное занятие позволило создать яркие и оригинальные рисунки, не затрачивая особых усилий.
Рассмотрите наши работы еще раз – может, вы увидите что-то другое? Попробуйте сами. Экспериментируйте: с разными красками, с разной густотой краски, с различными видами бумаги. Совет: глянцевая бумага и гуашь могут дать наиболее интересный результат и не разочаруют новичка.
В заключение хотим подчеркнуть, что подобные занятия не утомляют детей с ОВЗ, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Исчезает страх перед краской, неуверенность в себе, повышается творческая активность, эмоциональность, самооценка. Главное – появляется желание самовыражаться, пробовать свои силы и совершенствовать свои способности.
Конспект совместной деятельности «Нарисуем весенний пейзаж на стекле»
Материал: оргстекло, краски, кисти, бумага, мыло, вода.
Цель. Создание условий для творчества ребенка и взрослого, проявление индивидуальности, самостоятельности, фантазии.
Ход деятельности
Педагог. Для создания необычных рисунков нам понадобятся стекло, мыло, вода, краски и кисточки. Стекло покрываем мыльным слоем. Чем больше мыльной пены, тем интереснее будет рисунок. Затем наносим краску: цветные точки, абстрактные пятна, кляксы, полоски. Кладем на стекло лист белой бумаги, разглаживаем, немного подождем и резко снимаем. (Педагог и дети любуются тем, что получилось. Лучше рассматривать рисунки издалека.)
На что похоже получившееся изображение? (На лужи, проталины, сосульки, весенний пейзаж, бурный ручей, поляну подснежников и т.п.) Дорисуем картину или оставим как есть? (Бережную дорисовку деталей можно доверить педагогу.)
В заключение несколько минут отводится на похвалу детей за работу и ответы на вопросы:
— Понравилось рисовать на стекле?
— Доволен ли ты своей работой?
— Что интереснее – рисовать или фантазировать, искать образы?