Проект «Сказки Поволжья»

Проект «Сказки Поволжья»

Л.П. Фёдорова, педагог дополнительного образования, О.Ф. Петрянина, методист, МБУДО Центр детского творчества «Детская академия», Советский район, г. Казань

 

Центр детского творчества «Детская академия» Советского района города Казани – многопрофильное учреждение, где обучение ведётся по пяти направленностям: художественное, социально-гуманитарное, естественнонаучное, техническое и физкультурно-спортивное. Обучение направлено на развитие творческих способностей учащихся, формирование культуры здорового образа жизни, формирование общей культуры обучающихся.

Республика Татарстан очень многонациональна. Самыми многочисленными являются русские и татары. Эта тематика очень хорошо раскрыта за многие годы в вокальном, хореографическом, театральном направлениях. Возникла необходимость расширить кругозор наших обучающихся посредством изучения сказок других национальностей. Уже много лет ЦДТ «Детская академия» работает по большому инновационному проекту «Сказки Поволжья». В этот проект интегрированы практически все направления по обучению детей: хореография, вокал, художественная школа, театральная студия и др. В проекте принимают участие как обучающиеся от 8 до 14 лет, так и педагоги. Конечным результатом ежегодно становится постановка сказки одной из народностей, например, мордовской сказки «Куй горош».

Проект «Сказки Поволжья»

Немаловажно, что в Республике Татарстан прошёл год «Родных языков». Эта проблема сохранения аутентичности народа, его этноса подтвердила актуальность выбранной нами темы проекта.

«Одна из приоритетных задач, стоящих перед современным образованием, – научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России, ибо мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и национальных особенностей равносильна не только потере своего прошлого, но и лишению себя будущего» [2].

Педагоги центра используют в своей работе много различных форм и методов обучения, и все они непрерывно связаны со средствами обучения. Дидактические средства – предметы (быта, одежды) являются сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств обучающихся и облегчают им непосредственное познание окружающего мира, быта, этноса.

Вокал – одна из составных частей проекта «Сказки Поволжья». Самое важное при разучивании песен других национальностей – это язык.

«Мордва – финно-угорский народ, который делится на два субэтноса – мокша и эрзя. Эрзяне и мокшане используют два разных языка, причём эрзяне и мокшане – т. н. «мордва « – не понимают друг друга» [3]. «Если сравнивать звучания двух песен, то в одной – мокшанской песне – в основном звучит резкое звучание за счёт параллельных секунд, на которых намеренно строится произведение, то в эрзянской песне всё намного проще: если присутствуют секундовые соотношения, то они, не выделяясь из общей массы звучания, и слушаются очень мелодично» [1]. Самый важный момент при разучивании мордовских песен – услышать в песнях характерные черты, типичные для мокши и эрзя ходы.

В старину мордовский народ любил петь, танцевать. Песня сопровождала повсюду: на полевых, домашних работах, семейных вечерах. Так, одной из обучающихся была исполнена народная песня «Сёмань ульце» – шуточная песня про первого парня на деревне Семёна. Эта очень лёгкая, интересная, свободная в исполнении песня сопровождалась не менее лёгкими движениями и была исполнена в современной обработке. Во время разучивания велась работа над эмоциональной выразительностью исполнения, правильным произношением слов, точным интонированием мелодии.

Проект «Сказки Поволжья»

Также одним из основных моментов в постановке является костюм. Костюм – это то, что объединяет весь замысел проекта. Костюмы всех персонажей сказки выполнены в единой стилистике. Проводится кропотливая работа с первоисточниками выбранного этноса и народности. Максимально точно выполняются аутентичные элементы костюма. Женский мордовский костюм – очень красочный и сложносоставной. Его особенностью является наличие гремящих и бренчащих отделок. В народе говорят, что мордовскую девушку сначала слышно, а потом видно. В народном костюме всегда находили отражение знания предков, условия жизни, красоты и религии. В костюме сочетаются сила традиций и моральных норм с естественным стремлением человека к новизне и совершенству. Мордовский мужской костюм намного скромнее и состоит из расшитой рубахи, кушака, штанов, сапог и шапки.

Проект «Сказки Поволжья»

Костюм выполняет обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также выступает средством побуждения к учебно-познавательной деятельности. Ощущая тактильно костюм на себе, обучающиеся быстрее дают ответную реакцию, и контакт с персонажем становится более плотным (фото 5).

В современном обществе приходится зачастую констатировать рациональное отношение к знаниям. При обучении игнорируется эмоциональная сфера личности обучающегося и его чувственная реакция. Л.С. Выготский, выдающийся педагог-психолог, указывал, что только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны быть приоритетными задачами дополнительного образования детей.

Обучающийся, соприкасающийся с большим количеством образов, лучше будет осуществлять свои мыслительные процессы, быстрее реагировать на поставленные задачи и находить решения.

Казалось бы, просто народный костюм и звучание речи становятся важным звеном в длинной цепочке получения систематического образования. Детские воспоминания и образы самые яркие, и наша задача – как можно больше дать им эту возможность с ними соприкоснуться.

 

Литература

Кутаева, Е. О. Мордовская народная музыкальная культура: жанры, своеобразие и быт /Е.О. Кутаева//Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. – 2008 – С. 8.

ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации».

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мордва

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x