Проект «Сказки Поволжья»
Л.П. Фёдорова, педагог дополнительного образования, О.Ф. Петрянина, методист, МБУДО Центр детского творчества «Детская академия», Советский район, г. Казань
Центр детского творчества «Детская академия» Советского района города Казани – многопрофильное учреждение, где обучение ведётся по пяти направленностям: художественное, социально-гуманитарное, естественнонаучное, техническое и физкультурно-спортивное. Обучение направлено на развитие творческих способностей учащихся, формирование культуры здорового образа жизни, формирование общей культуры обучающихся.
Республика Татарстан очень многонациональна. Самыми многочисленными являются русские и татары. Эта тематика очень хорошо раскрыта за многие годы в вокальном, хореографическом, театральном направлениях. Возникла необходимость расширить кругозор наших обучающихся посредством изучения сказок других национальностей. Уже много лет ЦДТ «Детская академия» работает по большому инновационному проекту «Сказки Поволжья». В этот проект интегрированы практически все направления по обучению детей: хореография, вокал, художественная школа, театральная студия и др. В проекте принимают участие как обучающиеся от 8 до 14 лет, так и педагоги. Конечным результатом ежегодно становится постановка сказки одной из народностей, например, мордовской сказки «Куй горош».
Немаловажно, что в Республике Татарстан прошёл год «Родных языков». Эта проблема сохранения аутентичности народа, его этноса подтвердила актуальность выбранной нами темы проекта.
«Одна из приоритетных задач, стоящих перед современным образованием, – научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России, ибо мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и национальных особенностей равносильна не только потере своего прошлого, но и лишению себя будущего» [2].
Педагоги центра используют в своей работе много различных форм и методов обучения, и все они непрерывно связаны со средствами обучения. Дидактические средства – предметы (быта, одежды) являются сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств обучающихся и облегчают им непосредственное познание окружающего мира, быта, этноса.
Вокал – одна из составных частей проекта «Сказки Поволжья». Самое важное при разучивании песен других национальностей – это язык.
«Мордва – финно-угорский народ, который делится на два субэтноса – мокша и эрзя. Эрзяне и мокшане используют два разных языка, причём эрзяне и мокшане – т. н. «мордва « – не понимают друг друга» [3]. «Если сравнивать звучания двух песен, то в одной – мокшанской песне – в основном звучит резкое звучание за счёт параллельных секунд, на которых намеренно строится произведение, то в эрзянской песне всё намного проще: если присутствуют секундовые соотношения, то они, не выделяясь из общей массы звучания, и слушаются очень мелодично» [1]. Самый важный момент при разучивании мордовских песен – услышать в песнях характерные черты, типичные для мокши и эрзя ходы.
В старину мордовский народ любил петь, танцевать. Песня сопровождала повсюду: на полевых, домашних работах, семейных вечерах. Так, одной из обучающихся была исполнена народная песня «Сёмань ульце» – шуточная песня про первого парня на деревне Семёна. Эта очень лёгкая, интересная, свободная в исполнении песня сопровождалась не менее лёгкими движениями и была исполнена в современной обработке. Во время разучивания велась работа над эмоциональной выразительностью исполнения, правильным произношением слов, точным интонированием мелодии.
Также одним из основных моментов в постановке является костюм. Костюм – это то, что объединяет весь замысел проекта. Костюмы всех персонажей сказки выполнены в единой стилистике. Проводится кропотливая работа с первоисточниками выбранного этноса и народности. Максимально точно выполняются аутентичные элементы костюма. Женский мордовский костюм – очень красочный и сложносоставной. Его особенностью является наличие гремящих и бренчащих отделок. В народе говорят, что мордовскую девушку сначала слышно, а потом видно. В народном костюме всегда находили отражение знания предков, условия жизни, красоты и религии. В костюме сочетаются сила традиций и моральных норм с естественным стремлением человека к новизне и совершенству. Мордовский мужской костюм намного скромнее и состоит из расшитой рубахи, кушака, штанов, сапог и шапки.
Костюм выполняет обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также выступает средством побуждения к учебно-познавательной деятельности. Ощущая тактильно костюм на себе, обучающиеся быстрее дают ответную реакцию, и контакт с персонажем становится более плотным (фото 5).
В современном обществе приходится зачастую констатировать рациональное отношение к знаниям. При обучении игнорируется эмоциональная сфера личности обучающегося и его чувственная реакция. Л.С. Выготский, выдающийся педагог-психолог, указывал, что только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны быть приоритетными задачами дополнительного образования детей.
Обучающийся, соприкасающийся с большим количеством образов, лучше будет осуществлять свои мыслительные процессы, быстрее реагировать на поставленные задачи и находить решения.
Казалось бы, просто народный костюм и звучание речи становятся важным звеном в длинной цепочке получения систематического образования. Детские воспоминания и образы самые яркие, и наша задача – как можно больше дать им эту возможность с ними соприкоснуться.
Литература
Кутаева, Е. О. Мордовская народная музыкальная культура: жанры, своеобразие и быт /Е.О. Кутаева//Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. – 2008 – С. 8.
ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации».
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мордва