Подготовка к вокальным конкурсам
Е.С. Пузырева, музыкальный руководитель, МБДОУ Детский сад № 26, пос. Горноуральский, Пригородный район, Свердловская область
Я, Елена Сергеевна Пузырева, музыкальный руководитель высшей категории и стажем работы с детьми более 20 лет. Вместе с детьми мы принимаем участие в различных вокальных конкурсах. Часто становимся победителями и призёрами. Предлагаю вниманию коллег свой взгляд на подготовку.
Хочу поговорить об очных конкурсах, ведь именно живое исполнение помогает ребёнку публично раскрыть себя, пробудить желание развиваться, ставить цель и добиваться ее, дать возможность поучиться у других.
Сначала в голове рождается идея. Эта идея может созревать от нескольких месяцев до нескольких лет. У меня есть специальная тетрадь – копилочка идей.
Выстраиваю номер по следующему плану:
– «зачин» (зачастую это небольшое стихотворение, связанное с номером или небольшая инсценировка);
– сюрпризный момент (необычный герой, оригинальные костюмы, яркий предмет, также это могут быть музыкальные инструменты);
– яркое окончание (часто используется фигура на окончание в виде группового перестроения, эффекты – световые, мыльные пузыри или конфетти).
Далее отвечаю на важные вопросы.
- Финансовый: как будем добираться до места проведения конкурса? Если конкурс платный, кто будет оплачивать? Какой будет стоимость костюмов?
- Какие костюмы целесообразно изготовить? (Продумать фасон, оригинальность и востребованность в дальнейшем.)
- Какова значимость идеи концертного номера? Задаю себе вопрос: для чего этот номер и этот конкурс нужен детям? (Над номером ведется работа длительное время, и она должна нести воспитательную функцию: выбираю песни о маме, семье, родном крае, дружбе…).
- Готов ли ребенок психологически к выступлению на сцене? Смогут ли дети перенести длительный переезд и ожидание выступления, кто из детей сможет собраться и выступить на сцене и т. д.?
- Какие непредвиденные обстоятельства могут возникнуть во время выступления? (Продумываю, какие могут быть сбои, намечаю решение проблемы, которая может возникнуть.)
Итак, концепция номера создана. Все роли в лицах расписаны, все движения, перестроения и расположение детей на сцене продумано.
Важным этапом является работа с родителями. Иногда родителям приходится многое объяснять: почему их ребенок не поёт в микрофон? Почему стоит не в центре?
Вот мы и на сцене! Дети выступили! Ура! Что-то прошло не так, как вы ожидали, какой-то ребенок не справился… Это естественная ситуация на конкурсах и концертах. Важно одно: дети должны ощутить момент РАДОСТИ от своего выступления! Сразу после выступления нужно только похвалить детей и вручить им небольшие призы, подготовленные руководителем заранее, а для себя сделать выводы и в следующий раз их учитывать.
Задача любого педагога: подтолкнуть ребенка к развитию, помочь ему сделать этот маленький шаг навстречу новым открытиям.
Ну и в заключение – полезный совет для тех, кто участвует со своими воспитанниками в вокальных конкурсах.
Как правильно держать микрофон