Первые представления дошкольников о войне, мире и защитниках Отечества

Первые представления дошкольников о войне, мире и защитниках Отечества

В статье актуализируется проблема приобщения дошкольников к ценности Родины на основе исторической и культурной памяти, становления целостной картины мира, включающей понятия (категории) «мир», «война», «безопасность», «защита», «защитник Отечества». С позиций аксиологического подхода осуществлен терминологический анализ, раскрыты ключевые понятия, приведены примеры образовательных ситуаций патриотической направленности.

По Указу Президента Российской Федерации В.В. Путина 2025 год посвящен защитникам Отечества в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941– 1945 годов, в благодарность ветеранам и для признания подвига участников специальной военной операции.

Базовые представления о мире, войне и защитниках Отечества формируются в первые годы жизни человека. Дошкольники знают, что защитники Отечества — люди, которые своей смелостью, отвагой и самопожертвованием защищают свою землю, обеспечивают безопасность, охраняют границы Родины и мирное небо. Независимо от времени и эпохи защитники Отечества всегда остаются символами чести, доблести, мужества и преданности своему народу, своей Родине. Знают, но понимают ли? И если понимают, то как именно? Автор статьи уже поднимала эти вопросы на страницах журналов «Управление ДОУ» и «Дошкольное воспитание». Но проблема сохраняет актуальность, и вопрос остается открытым, поэтому давайте попытаемся разобраться вместе.

Как ребенок осознает первые представления о мире и защитниках Отечества? Как ребенок познает мир? Ответ на этот вопрос, конечно, не исчерпывается психологическими понятиями «восприятие», «память», «мышление», «речь», «воображение». Но без точного термина сложно понять суть образовательного процесса и грамотно спроектировать его содержание. Словари русского языка и народная педагогика предлагают слово «кругозор», а государственные документы и научные труды вводят в оборот термин «картина мира». Что означают эти понятия, синонимичны ли они, могут ли заменять друг друга или отражают принципиально разные уровни понимания процесса освоения ребенком окружающего мира?

Что такое кругозор

В современном русском языке слово «кругозор» употребляется как синонимичный вариант слова «горизонт» в его переносном значении. Кругозор — это объем, широта интересов, познаний и представлений человека. Различают кругозор умственный и духовный, житейский и культурный, узкий и широкий, бедный и богатый, ограниченный и необозримый и др.

Впервые слово «кругозор» появилось в «Русском словотолке», приложенном к «Письмовнику» Н. Курганова (1796), где оно служило средством определения и синонимического замещения слов «горизонт» и «обзор». В.И. Даль (1881) раскрыл понятие «кругозор» как горизонт, небосклон, пространство, окидываемое глазом, взором, видки, озор, о видь, и утвердил это слово в правах лексикографического пространства. В словарях С.И. Ожегова и Д.Н. Ушакова появилось второе (переносное) значение слова, связанное с объемом и широтой взглядов человека. Именно в таком значении термин «кругозор» стал использоваться просветителями и книгоиздателями со второй половины XIX века. Это понятие пришлось по душе педагогам и родителям детей младшего возраста, поскольку отвечало представлениям о специфике мировосприятия и познавательной деятельности ребенка. Дошло оно и до наших дней, но так и не обрело официального статуса в современной педагогической науке и практике.

Что такое картина мира

В последние годы в педагогический оборот все активнее входит понятие «картина мира». В современной философии картина мира — сформированная в обществе или сознании отдельного человека и словесно оформленная целостная система знаний и представлений о мире, выступающих ориентировочной основой поведения и деятельности индивида. Эта система имеет сложную структуру и складывается из подсистем, включающих бытовые, научные, интуитивные знания как «совокупность предметного содержания, которым обладает человек» (К. Ясперс). В этом картина мира близка кругозору. Однако в качестве основных компонентов картина мира включает не отдельные знания и представления, а мировосприятие, мироощущение и мировоззрение, которые интегрируются в соответствии со спецификой конкретной эпохи, цивилизации, этноса, субкультуры или индивидуальности человека. Основная проблема мировоззрения — отношение человека к миру в целом и поиск своего места в нем, поэтому картина мира включает жизненные позиции людей, их идеалы и убеждения, ценностные и духовные ориентиры, основные принципы познания и деятельности. В этом принципиальное отличие картины мира от кругозора.

Категории — универсальные понятия, которые служат средством обобщения опыта человека и человечества (С.Л. Рубинштейн) и отражают основные свойства, взаимосвязи и закономерности реального мира. Среди таких понятий — форма и содержание, пространство и время, количество и качество, живое и неживое, движение и покой (состояние), изменение и развитие, причина и следствие и многие другие. По мысли Н.Н. Поддьякова, важнейшая характеристика мышления как целостного процесса, выстраивающего целостную картину мира, — его категориальная структура.

Основной способ построения картины мира в сознании дошкольника — эмпирическое обобщение как осмысление, систематизация и структурирование чувственного опыта, накопленного в различных видах деятельности. В более старшем возрасте картина мира строится на основе теоретического обобщения, для которого характерен выход за пределы чувственного опыта, движение в слое понятий (В.В. Давыдов).

На основе картины мира у каждого человека складывается своя концепция мира, включающая образ «Я», в соответствии с которой он выстраивает отношения с окружающей реальностью и собой. М. Доналдсон (M. Donaldson) полагает, что человек — существо, задающее вопросы, принимающее одни вещи как хорошие, важные, а другие — как плохие или незначительные, осуществляющее оценки и строящее модели мира. Со временем в них начинают включаться представления о себе как частице этого мира. Даже самый маленький ребенок уже мыслит о мире, пытаясь на своем уровне найти ответы на вечные вопросы: что есть мир, кто есть я, что значит этот мир для меня и что я сам значу для него.

Сопоставление понятий «кругозор» и «картина мира»

Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что понятия «кругозор» и «картина мира» не тождественны. Кругозор складывается из конкретных знаний и понятий об окружающем мире, но не предполагает ни отношения человека к этому миру, ни системности полученной информации, ни возможности построения модели мира. А картина мира характеризуется целостностью, системностью и обобщенностью понятий, имеющих не только информационную, но и аксиологическую значимость, что позволяет человеку строить модели мира и отношения к нему. В то же время кругозор как опыт, набор фактов необходим, без него человеку нечего будет обобщать, не из чего будет строить картину мира, в том числе оценки и отношения.

Война и мир в детском кругозоре

Детский кругозор включает самые общие представления том, что такое война и мир, Родина и государство, дом, родная земля и ее границы, о защитниках Отечества, о самых крупных в истории войнах и сражениях (Ледовое побоище на Чудском озере, Отечественная война 1812 года и Бородинская битва, Великая Отечественная война и др.), о великих воинах (например, Александр Матвеевич Матросов, Алексей Петрович Маресьев, Василий Георгиевич Клочков, Иван Никитович Кожедуб) и полководцах (Александр Ярославич Невский, Дмитрий Иванович Донской, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов, Георгий Константинович Жуков и др.), о родах войск (военно-морской флот, военно-воздушные силы, сухопутные войска), о гражданской и военной технике, о мирных и военных профессиях, особенностях одежды (спецодежда, камуфляж, снаряжение, обмундирование, знаки отличия), наградах за военные подвиги и мирный труд. Так, детям можно показать изображение золотой звезды Героя Российской Федерации и рассказать, что ею награждают за выдающиеся заслуги перед государством и народом, связанные с подвигом, а затем показать изображение золотой медали Героя Труда Российской Федерации и пояснить, что это награда за особые трудовые заслуги перед государством и народом в государственной, общественной и хозяйственной деятельности, направленной на благополучие и процветание России. После такого наглядного сравнения дети лучше поймут смысл пословицы «Из одного металла льют медаль за подвиг и медаль за труд».

В детский кругозор входят также представления о том, как люди воспевают мир и увековечивают память о героях в произведениях искусства — литературе, живописи, графике, скульптуре, музыке, театре, кино и др. Дети могут вспомнить стихи и песни военной тематики, попытаться раскрыть смысл пословиц и поговорок, в которых метафорично выражены суждения народа о войне и мире. Старшие дошкольники уже знакомы с батальным жанром в живописи и уверенно отличают его от других (пейзаж, натюрморт и др.). На прогулках, экскурсиях по своему городу или селу, в семейных путешествиях по разным городам России дети знакомятся с памятниками воинам-освободителям, посещают места боевой славы, а в музейных экспозициях с интересом рассматривают артефакты, связанные с военными событиями (мундир, пилотка, каска, оружие, знамя, фронтовое письмо, рация и др.), увековечением памяти героев (медали, портреты и др.) и обустройством мирной жизни (предметы быта и личные вещи).

Во многих ДОО создаются мини-музеи боевой и трудовой славы. Дети приглашают ветеранов войны и труда в детский сад, готовят для них концерты, дарят рукотворные открытки, задают вопросы. Руководители и педагоги стремятся расширить социальное партнерство образовательной организации с учреждениями образования и культуры, в том числе с библиотеками, художественными галереями, домами детского творчества, искусств. Дети посещают художественные выставки и становятся их участниками, вовлекаются в образовательные и культурные проекты. В канун знаменательных дат мероприятия посвящаются великим людям и событиям.

Важно заметить, что в детском кругозоре понятия «война» и «мир» настолько полярны, что редко рассматриваются во взаимосвязи, хотя уже в 5–7 лет каждый ребенок хорошо понимает, что мир — это когда нет войны, а война, напротив, — когда нарушен мир. Старший дошкольник может высказать суждение о том, что война — это когда плохие (злые) люди нападают на хороших (добрых, мирных) людей, убивают их или берут в плен, разрушают жилища, города и даже целые государства. На войне люди используют оружие. В давние времена эти были копья, лук и стрелы, а сейчас пистолеты, автоматы, пушки и др.

Детский кругозор может быть более широким или узким, системным или хаотичным, глубоким и осмысленным или поверхностным. Это зависит от взрослых, которые своим прямым и опосредованным участием расширяют представления ребенка об окружающем мире, формируя тем самым его историческую и культурную память.

Историческая память и ее связь с детским кругозором

Историческая память понимается как символическое представление исторического прошлого в сознании человека, главный канал трансляции родового опыта, одно из измерений индивидуальной и коллективной (социальной) памяти, поэтому историческая память — важнейшая составляющая социокультурной идентификации конкретного человека и общества в целом.

Дошкольное детство — первый этап формирования исторической памяти человека, на котором совокупность начальных представлений об историческом прошлом семьи, Отечества и всего человечества начинает складываться в систему, составляющую исторический кругозор. Этот кругозор сначала наполняется понятиями о близких и понятных ребенку предметах, вещах, семейных и народных традициях, затем расширяется знанием архитектурных сооружений, скульптур, памятных мест родного города, поселка, региона (например, Мамаев курган с монументальной скульптурой Е.В. Вучетича «Родина-мать зовет!» в Волгограде, Куликово поле в Липецкой области, Прохоровское поле — память о великом танковом сражении под Белгородом).

Образы прошлого в сознании старшего дошкольника динамичны, подвижны и носят индивидуальный характер. На первом этапе формирования они значительно отличаются от аналогичных образов на последующих уровнях, поскольку постоянно дополняются, систематизируются и осмысляются в процессе образования. Индивидуальный характер исторического кругозора зависит от множества аспектов: жизненного опыта растущего человека, ценностных установок личности, влияния окружения — близких взрослых и среды, выбора информации и т.д. К ступени начального образования дети готовы воспринимать картины исторического прошлого на трех взаимосвязанных уровнях — локальном, национальном, мировом.

Для расширения и систематизации детского кругозора желательно учитывать наличие трех видов исторических представлений:

  1. о фактах прошлого: повседневная жизнь (материалы и способы их обработки, орудия труда, основные занятия), социально-политическая и культурная жизнь людей и государства, роль личности в истории, памятные события военной истории (вооружение, построение войск в битвах), историко-культурная жизнь (быт, профессии, культура, искусство);
  2. историческом времени: отнесение конкретного исторического факта к определенному отрезку времени, формирование исторического хронотопа;
  3. историческом пространстве: привязка конкретных событий к месту действия, согласование элементарных географических представлений с причинами и характером событий (например, дети уже могут понять, что военные действия в степи отличаются от военных действий в лесу или горах, на воде).

Что такое культурная память

Культурная память — универсальная форма передачи и актуализации культурных смыслов, ценностно значимых для каждого человека и выходящих за пределы индивидуального опыта (по мысли культуролога Яна Ассмана). Это определенным образом сфокусированное сознание человека (и общества), в котором отражается особая значимость информации о культурном прошлом в его тесной связи с настоящим и будущим человека, семьи, Отечества, всего человечества. Культурная память, подобно исторической, может быть индивидуальной и коллективной. Она сохраняется и транслируется традициями, выражается в образах, знаках, символах, приобретает форму памятных мест, дат, имен, церемоний, а также культурных памятников — письменных, изобразительных, монументальных.

Педагогам и родителям важно знать следующие особенности культурной памяти, со временем начинающие играть роль функций:

  1. системность, основанная на установлении смысловых связей и отношений между предметами и явлениями культуры, а также на закономерностях функционирования самой культуры как целостной системы;
  2. аксиологичность, вырастающая из системы ценностных ориентиров (например, образцов, норм и моделей поведения человека);
  3. интегративность, предполагающая вписанность предмета или явления культуры во множество ценностносмысловых контекстов;
  4. познавательная активность, связанная с мотивами любой деятельности человека — познавательной, социально-коммуникативной, художественной, исследовательской;
  5. проективность, связанная с установлением смысловых и эмоционально-ценностных связей между прошлым, настоящим и будущим, создание моделей желаемого будущего на основе знания прошлого и настоящего.

Таким образом, культурная память понимается сегодня как особая символическая форма передачи и актуализации культурных смыслов. Она сохраняет, обобщает, воспроизводит и транслирует в ценностнопроективной форме культурный опыт человека, семьи, рода, народа, страны, государства. Культурная память преобразует факты в универсальные (общечеловеческие) смыслы.

Война и мир в картине мира дошкольника

В сознании каждого человека картина мира начинает складываться в дошкольном детстве на основе обобщения познавательного, эстетического, социального, нравственного, физического опыта, выступающего как определенным образом структурированная система всех представлений и знаний об окружающем мире и себе самом, а также способ интеллектуальной и практической деятельности.

В ряду фундаментальных понятий, формирующих картину мира ребенка и осуществляющих мировоззренческую функцию, особое место занимают полярные понятия «война» и «мир». Каждое может выступать изолированно, но смысл более глубоко раскрывается на контрасте, в столкновении и противопоставлении. Смысл диады «мир и война» открывается через систему других полярных понятий: добро/зло, свет/тьма, дружба/вражда, любовь/ненависть, жизнь/смерть, истина/ ложь, созидание/разрушение (уничтожение), радость/печаль, счастье/горе, храбрость/ трусость, наступление/отступление, победа/поражение и др.

Выявление и осмысление этих понятий происходит в сопоставлении. В самом деле, даже взрослые никогда бы не познали, что такое свет, если бы постоянно жили во тьме. И не смогли бы понять, что такое «мало», «тихо», «далеко», если бы не было противоположных понятий «много», «громко», «близко». Первичные представления детей о войне и мире еще неопределенны, диффузны, не совсем отчетливы, во многом интуитивны, зачастую не выражены точным словом или определением, но даже в таком виде играют важную роль в общей организации мышления ребенка. Одни из них более конкретны и понятны детям, другие нуждаются в пояснении. Исторические и культурные факты дают возможность расширять содержание образовательной работы с детьми, вовлекать их в практическую деятельность, позволяющую не только узнавать, но и проживать содержание на ценностном уровне.

Картина мира дошкольника динамична, ее постоянное развитие обусловлено стремительным обогащением жизненного опыта, трансформацией ясных и неясных знаний, расширением круга новых понятий, которые постепенно обобщаются и интегрируются. При этом обобщение носит эмпирический характер, а интеграция осуществляется в результате глубинного пересечения разных линий развития (интеллектуального, эстетического, нравственного, физического) в процессе взаимодействия ребенка с другими людьми — детьми и взрослыми — в увлекательной, интересной, содержательно насыщенной деятельности.

Некоторые дети уже начинают задумываться о причинах войн и давать свою оценку. На эти размышления их наталкивают новые факты, полученные в беседах со взрослыми, в процессе чтения, при посещении музея, осмотре диорамы или ознакомлении с памятником в честь героя или события.

Модель мира дошкольника, растущего в любви и заботе, открытого миру, имеет, как правило, позитивный и мажорный характер: «Мир большой и красивый, люди добрые и хорошие, я тоже хороший, меня любят (мама, папа, бабушка, дедушка и др.), и я тоже всех люблю. Я вырасту и сделаю так, чтобы все было еще лучше и все стали хорошими и веселыми, а войны вообще не было».

Все вышеизложенное позволяет сделать важные выводы.

  1. Детский кругозор как динамичная система представлений об окружающем мире лежит в основе целостной картины мира, формируемой в сознании дошкольника. Кругозор позволяет формировать опыт фактов (например, о войне и мире), который в картине мира обобщается и преобразуется в опыт оценок и отношений. Кругозор — это «что я знаю о мире», а картина мира — «что значит для меня мир, как я к нему отношусь и как он относится ко мне».
  2. Представления о войне и мире выступают универсальными категориями, полярными по смыслу. Они занимают важное место в картине мира ребенка и раскрываются через систему понятий добро/зло, свет/тьма, жизнь/смерть, дружба/вражда, любовь/ненависть, созидание/уничтожение, радость/печаль, счастье/ горе и др. Она позволяет обобщать представления на ценностно-проективном уровне.
  3. Историческая память ребенка формируется в недрах культурной памяти, строится на базовых представлениях о прошлом семьи и Отечества (включая понятия о войне и мире), которые носят аксиологический характер.
  4. Для обогащения детского кругозора, культурной и исторической памяти и картины мира, позволяющей человеку выстраивать эмоционально-ценностное отношение к нему, большое значение имеет искусство во всем многообразии его видов: литература, живопись, графика (плакат, книжная иллюстрация, открытка, марка), скульптура, фотография, музыка, театр, кино, мультипликация и др.