Использование цифровых инструментов в образовательной деятельности ДОО

Использование цифровых инструментов в образовательной деятельности ДОО

В статье раскрываются роль и задачи информационно-коммуникационных технологий в системе дошкольного образования, а также условия создания информационной цифровой среды в ДОО. Перечисляются виды образовательной деятельности, где могут быть применены цифровые технологии, а также профессиональные дефициты педагогов по использованию данных технологий в образовательном процессе и необходимые компетенции, которые требуются для успешного создания цифровой образовательной среды и применения педагогом ИКТ.

Процессы цифровизации в современном мире предъявляют значительные требования к субъектам дошкольного образования, включая родителей и педагогов. При этом классические дидактические подходы сохраняют свою ценность, находясь во взаимодействии с цифровыми образовательными технологиями. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают значительным потенциалом для повышения качества дошкольного образования. Их современный уровень развития обеспечивает широкий доступ к обучающим и профессиональным ресурсам, совершенствует управление учреждением, способствует оптимизации образовательного процесса и облегчает доступ к международным источникам образовательной, научной и культурной информации. В данный момент происходит активный поиск инновационных технологий и новых форм работы ДОО, обусловленный особенностями современного информационного общества.

Организация цифровой среды в ДОО способствует реализации ключевых принципов, целей и задач ФГОС ДО, среди которых признание решающей роли деятельности в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста, так как именно через разнообразную, осмысленную и соответствующую возрасту деятельность происходит воспитание и развитие; разнообразие детских видов деятельности и организационных форм с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, обеспечивающих рост познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. В этой связи возрастает актуальность поиска оптимальных средств обучения, среди которых одно из ведущих мест стали занимать цифровые технологии, которые становятся важным инструментом реализации развивающего обучения и деятельностного подхода, способствуя созданию насыщенной, интерактивной образовательной среды. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Виды образовательной деятельности

Можно выделить несколько видов образовательной деятельности по применению цифровых технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста в условиях ДОО:

  1. занятия с компьютерной поддержкой, предполагающие использование специальных игровых обучающих программ;
  2. занятия с мультимедийной презентацией, предполагающие использование наглядности, облегчающей восприятие познавательной информации, что способствует результативности обучения;
  3. диагностические занятия, для проведения которых необходимы специальные программы, тестовые задания, используемые для оценки качества образовательного процесса или диагностики.

Для обучения дошкольников используются разнообразные интерактивные средства, такие как:

  1. детские мультстудии — это новая система для изобретения мультимедийных историй;
  2. интерактивные скалодромы — обучающая игровая система, которая объединяет в себе инновационные технологии, физическую активность и образовательные задачи и представляет собой стену, оборудованную выступами для лазания и меняющую свой дизайн в зависимости от выбора игры;
  3. интерактивные тумбы — это напольный проектор, который проецирует изображения и игры прямо на пол;
  4. интерактивные комплексы, включающие в себя интерактивную панель, встроенный компьютер с предустановленным программным обеспечением, набор методических материалов, реквизит для проведения тематических занятий.

Инновационные технологии

Также можно выделить технологии объемных изображений, к которым относятся 3D-раскраски, сказки, карточки по изучаемым образовательным областям. С их помощью ребенок учится составлять рассказы, последовательно и грамотно излагать свои мысли, точно отражая причинно-следственные отношения между событиями окружающей жизни, обосновывая выводы и делая заключения. Активно вошедшие в нашу жизнь QR-коды также можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. В сети Интернет встречаются приложения с QR-кодами, отсканировав их, ребенок может выполнить какие-либо задания. При этом родители или педагоги заранее могут выбрать тему и оценить содержание. Также родители или педагоги могут сделать подобные QR-коды самостоятельно, подобрав задания.

В современной педагогической науке цифровые технологии рассматриваются как инновационный инструмент трансляции знаний, обладающий потенциалом для обеспечения качественного образовательного процесса и когнитивного развития детей дошкольного возраста. Использование интерактивного оборудования способствует повышению вовлеченности обучающихся, создает условия для формирования положительной эмоциональной реакции и устойчивой мотивации. Однако следует подчеркнуть, что результативность применения интерактивных методов обучения напрямую коррелирует с техническими характеристиками используемых цифровых устройств, а также с методической и содержательной составляющей специализированного программного обеспечения. При правильном использовании цифровых технологий обучение для детей может стать интересным и познавательным, но важно соблюдать требования к их использованию: дозировать время, соблюдать правила безопасности, такие как регламент, учет возрастных особенностей при подборе контента, техническая исправность оборудования, предупреждение зависимостей и торможение физического развития вследствие нарушения регламента и др.

В этой связи использование мультимедийных средств обучения требует от педагога определенного уровня ИКТ-компетентности, при этом очевидно, что знаний в области информационных технологий, равно как умений их использования, явно недостаточно. Педагог, владеющий компьютером, но не использующий его в образовательном процессе методически грамотно либо применяющий бессистемно, от случая к случаю, едва ли может претендовать на признание своей профессиональной компетентности в данной области. Свидетельством тому перегруженные анимационными или звуковыми эффектами презентации для детей, с видео и картинками, не отвечающими требованиям дидактики, санитарно-гигиеническим нормам, целям занятия, его этапам, возрастным особенностям обучающихся. Это, к сожалению, не редкость и вызывает множество вопросов об уровне профессиональной подготовки. Компетентность педагога предполагает наличие у него опыта и готовности активного, системного и эффективного применения информационно-коммуникационных технологий.

Выделим критерии ИКТ-компетентности: наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ; эффективное и обоснованное применение технологий в образовательной деятельности и для решения профессиональных задач; понимание необходимости и значимости ИКТ для повышения качества образовательного процесса; сформированные методические умения:

  1. осуществлять логико-дидактический, методический анализ познавательной информации для обучающихся, адаптировать его с учетом возрастных особенностей и здоровья дошкольников;
  2. разрабатывать различные формы предъявления дидактического материала, правильно располагать и оформлять, рационально планировать образовательную деятельность с детьми с применением ИКТ в зависимости от решаемых задач, возрастных особенностей и здоровья обучающихся;
  3. организовывать деятельность обучающихся и управлять ею, соблюдая технику безопасности и требования к охране здоровья;
  4. анализировать методические разработки;
  5. владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.

Проведенный анализ позволяет заключить, что методически обоснованное применение цифровых технологий способствует развитию компьютерной грамотности у дошкольников, оптимизируя тем самым процесс их обучения. При этом важным условием является формирование готовности педагогов к использованию цифровых ресурсов методически грамотно. В этой связи ключевой задачей является разработка системного подхода, обеспечивающего не только эффективность образовательной деятельности, но и сохранение здоровья детей, стимулирование их познавательной активности и самостоятельности. Рациональное использование цифровых инструментов расширяет возможности формирования основ информационной компетентности, усиливает мотивацию и способствует автономности в освоении знаний, что в совокупности создает предпосылки для гармоничного развития ребенка в условиях цифровизации образования.