Пение с опорой на картинки как инновационное средство в разучивании песен
И.Ю. Ясинская, музыкальный руководитель, МБДОУ Детский сад № 38, г. Лысьва, Пермский край
Пение – самый доступный вид музыкальной деятельности. Но с большим количеством в группах детей с ТНР, ЗПР этот вид деятельности стал самым трудным, так как большинство детей испытывают трудности в запоминании текстов песен. А если на занятии в подготовительной к школе группе по методике нужно петь три песни, этот вид деятельности становится стихийным бедствием как для детей, так и для педагогов. Здесь на помощь приходит мнемотехника – метод эффективного запоминания информации, основанный на построении ассоциаций.
Песни с опорой на картинки (визуальный ряд, мнемотаблицы) я использую как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
Пример. Чтобы сделать визуальный ряд песни «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой) её следует разбить на фрагменты: чем подробнее, тем лучше. Лист бумаги делим на квадраты по числу фрагментов и вставляем в ячейки изображения. Каждая картинка должна соответствовать одной из частей текста. Иллюстрации лучше сделать цветными, яркими, привлекающими внимание.
Для того чтобы поддержать интерес к песням и дети лучше запомнили их содержание, я использую интересный приём – коллаж «Что было в песне».
Рассмотрим этот приём на примере разучивания песни «Мамин праздник» (муз. Ю. Гурьева, сл. Ю. Вигорова).
- Весна стучится в окна,
Поёт на все лады,
Горят от солнца стекла
И лужицы воды.
Припев:
Я беленький подснежник
Для мамы принесу,
Он пахнет нежно-нежно,
Как талый снег в лесу.
- Шумит ручей-проказник,
Проснулся ото сна,
Пришла на мамин праздник
Красавица-весна.
Вот что потребуется для изготовления коллажа к данной песне.
- Набор картинок к содержанию песни.
- Избыточные фрагменты, но которые соответствуют содержанию данной песни. Например, в песне поётся про беленький подснежник – избыточным фрагментом может быть цветок тюльпана. Можно добавить картинку с изображением лужицы воды с осенними листьями. Это делается для того, чтобы дети, выбирая картинки, вспоминали её содержание, имели представление о том, как выглядят подснежники, а про тюльпаны в данной песне не поётся.
Затем детям предлагается проиллюстрировать песню в технике аппликации. А для того, чтобы этот приём с данной песней использовался неоднократно, весь набор картинок я распечатываю на цветном принтере, ламинирую, на каждую картинку прикрепляю липучку. Из листа бумаги форматом А4 изготавливаю игровое поле с липучками. Дети располагают набор картинок, соответствующий содержанию песни, на игровом поле на липучки.
Также изображения к песням можно рисовать с детьми в свободной деятельности, затем выполнять общий коллаж.
Разучивание песен с опорой на картинки способствует более быстрому запоминанию детьми песенных текстов. Практика показала, что данная инновационная технология с визуальным материалом являются действенным и активным средством, влияющим на память и воображение детей.