Широка страна моя родная! Интегрированное занятие для детей старшей группы
О.Б. Нимгирова, воспитатель, ГБОУ Школа № 1359, ДО № 5, Москва
Программное содержание. Закрепить знания детей о названии страны, её природе. Уточнить знания о родном городе. Познакомить с географической картой учить, её читать. Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление, беречь и приумножать их. Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.
Материал и оборудование. Мультимедийная установка. Подборка слайдов. Карта России с лесами, реками, морями, горами. Мольберты. Цветные карандаши. Ватманы.
Ход занятия
Дети заходят под звучание песни «Широка страна моя родная!», муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача.
Ведущий.
Словно крыша над землёю,
Голубые небеса,
А под крышей голубою –
Горы, реки и леса,
И поляны, и цветы,
И, конечно, я и ты!
Ребята, как вы понимаете выражение «Широка страна моя родная»? (Ответы детей.) И горы, и реки, и леса, и поля – всё это наша страна. Кто из вас знает, как она называется?
Дети. Наша страна называется Россия.
Воспитатель. Да, это Россия – наша с вами Родина. На какие слова похоже слово «родина»?
Дети. На слова «родная», «родные», «родители».
Воспитатель. Родиной называют место, где мы родились и живём. Посмотрите, какая большая наша Родина! В ней много разных городов: больших и маленьких. А как называется главный город нашей страны?
Дети. Главный город нашей Родины – Москва.
Воспитатель. Да, главный город, столица нашей Родины – Москва. А как называется город, в котором живёте вы? (Ответы детей.)
Дети по предложению ведущего читают стихи о своём родном городе (посёлке).
Воспитатель. Если посмотреть на карту России, то она обозначена разными цветами. Что обозначено голубым цветом?
Дети. Голубым цветом обозначены реки, озёра, моря.
Воспитатель. У каждой реки, озера, моря есть своё название. Какие реки России вы знаете?
Дети. Лена, Дон, Волга, Енисей…
Воспитатель. Как вы думаете, почему у реки есть свойства увеличиваться и убывать? С чем это связано?
Дети. После таяния снега вода в реке увеличивается, а когда наступает засуха, вода в реке убывает, высыхает.
Воспитатель. В какое время года вода в реке увеличивается?
Дети. Весной.
Воспитатель. А куда же впадает река?
Дети. В море.
Воспитатель. По берегам России много морей.
Дети. Море – большое царство воды.
Воспитатель. Чем отличается река от моря?
Дети. Море бескрайнее, а у реки можно увидеть берег.
Воспитатель. А какие вы знаете моря?
Дети. Чёрное, Белое, Азовское, Каспийское…
Воспитатель. Кто-нибудь из вас был на море? Какая вода была в море?
Дети. Солёная.
(Проводится подвижная игра «Море волнуется».)
А что на карте обозначено зелёным цветом?
Дети. Зелёным цветом обозначены леса.
Воспитатель. А что дают леса?
Дети. Лес – это дерево, из которого делают различные предметы, бумагу, картон.
Воспитатель. Коричневым цветом – горы.
Воспитатель. Какие горы вы знаете?
Дети. Уральские, Кавказские…
Воспитатель. На Кавказе есть гора Эльбрус – эта самая высокая гора России. Поднимаясь все выше и выше в горы, трава исчезает. С чем это связано? Почему на самой вершине лежит снег?
Дети. На вершине горы очень холодно.
Воспитатель. Много интересного и хорошего есть в нашей стране. А именно, бескрайние её просторы наполнены реками, лесами, горами.
Ребята, а теперь для вас очень интересное задание: на мольбертах листы бумаги, вместе с родителями нарисуйте картину, как вы видите нашу страну.
Чем богата наша страна?
Дети. Наша страна богата морями, реками, озёрами, лесами и горами.
Воспитатель. Что нужно для того, чтобы все это сохранить?
Дети. Надо любить Родину и сохранять её природу.
Дети исполняют песню «Мир – это детство», муз. Е. Архипова, сл. В. Данько.