Журнал «Дошкольное воспитание» — 9/2024
НАУКА
Пути преодоления социальных дефицитов у дошкольников с РАС (Журавлева Е.Ю., канд. психол. наук, Лозовая Н.А., г. Краснодар).
Рассматривается проблема изучения особенностей социальных представлений в дошкольном возрасте у обучающихся с РАС и моделирование педагогических подходов в коррекции их социальной сферы. Авторами использован комплекс методик, предусматривающий изучение обобщенных радикалов социального интеллекта с целью усиления диверсификации коррекционного-педагогических ресурсов, дополненный структурированным наблюдением. Результаты исследования подтвердили гипотезу авторов о недостаточно эффективной системе работы, осуществляемой в ДОО; позволили разработать мобильный комплекс коррекционно-образовательных мероприятий для реализации гибкой модульной коррекционно-развивающей технологии.
РЕДАКЦИОННЫЙ ПРОЕКТ. Физкультура. Спорт. Безопасность
Энциклопедия физической культуры ребенка. Жизнь (Щербак А.П., канд. пед. наук, г. Ярославль).
Анализ нормативно-правовых актов, на основе которых должно осуществляться приобщение детей дошкольного возраста к ценности «жизнь» в рамках требований Федеральной рабочей программы воспитания. Сделан акцент на статьях Федеральных законов об охране здоровья, образовании, о физической культуре и спорте, связанных с регламентацией понятий «жизнь» и «физическая культура». Представлен обзор средств, методов и форм физического и оздоровительного воспитания для формирования ценностного отношения детей к жизни в рамках занятий физической культурой.
Особый ребенок в детском саду (Семёнова О.Н., канд. биол. наук, г. Ярославль).
Рассматриваются закономерности аномального развития ребенка; выявляются особенности, свойственные любому отклоняющемуся развитию, а также наиболее вероятные причины появления этих нарушений.
Учимся играть. Педагогический проект для детей с ОВЗ (Бакулина Т.А., г. Фролово, Волгоградская область).
Планирование. Подробные конспекты мероприятий на ноябрь.
По тропинкам Лукоморья. Спортивно-познавательное развлечение с участием родителей (Легасова Е.С., пос. Новосиньково, Московская область).
Сценарий мероприятия на улице, направленного на формирование интереса к здоровому образу жизни, развитие физической подготовки и установление эмоционально-положительного контакта родителей и детей в процессе совместной двигательно-игровой деятельности.
Секреты здоровья от Доктора Айболита (Сафиуллина Э.С., г. Бугульма, Республика Татарстан).
Игровое мероприятие для детей 3–4 лет, способствующее формированию культурно-гигиенических навыков, расширению представлений о полезных и вредных продуктах.
ПРАКТИКА
Крепче семья – сильней Россия. Познавательно-речевое развитие дошкольников (Баронова В.В., Москва).
Семейные ценности, семейные традиции, семейные обязанности, семейный досуг, семейный альбом… С этими понятиями познакомятся дошкольники 6–8 лет в ходе образовательной деятельности.
Ток-шоу «Наши папы лучше всех!» (Кузьмина Т.В., Егоренкова Т.И., г. Мариинск, Кемеровская область – Кузбасс).
Сценарий праздничного мероприятия, посвященного Дню пап.
Адаптационная площадка – профилактика трудностей социальной адаптации через игру (Терехина О.А., г. Гродно, Беларусь).
Описана организация площадки, содержательной основой которой является адаптационная игра. Приводится один из конспектов из практики.
«Моя осень». Музейно-педагогическое занятие (Матова И.Ю., Михайлова Л.А., Санкт-Петербург).
Мероприятие, нацеленное на создание условий для развития «чувственной грамотности» и получения эмоционального опыта для восприятия художественного произведения – картины И.С. Остроухова «Золотая осень».
Математические игры (Оспищева Г.Д., г. Губкин, Белгородская область).
Одним из средств формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений являются дидактические игры. Пособия для этого можно изготовить из бросового материала, использовать на занятиях по математике и в самостоятельной игровой деятельности. Игры позволяют детям закрепить представления о количестве и цифрах; о геометрических фигурах и составе числа; о математических знаках; о временных понятиях.
Театрализованные игры (Гуськова О.В., г.о. Ступино, с. Большое Алексеевское, Московская область).
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей, а также чувств, глубоких переживаний, эмоций.