Журнал «Дошкольное воспитание» — 9/2022
75 лет с дошкольным образованием страны. Юбилей кафедры дошкольной педагогики и психологии ПГГПУ (Коломийченко Л.В., д. пед. н., г. Пермь).
Всероссийский конкурс «Народные игры России. Картотека». Итоги. Подведены итоги конкурса, который дал возможность всем его участникам испытать позитивные чувства от погружения в богатое этнокультурное наследие народов России.
НАУКА
Результативность физического воспитания детей по программе «Теремок» (Гавришова Е.В., к. пед. н., Панова Т.В., Белгород).
В статье рассматривается проблема полноценного и своевременного физического развития детей третьего года жизни в соответствии с их возрастными возможностями по программе «Теремок». Дается краткая историческая справка по вопросам физического воспитания детей раннего возраста, характеристика особенностей технологии, приводятся результаты реализации указанной программы.
Парциальная программа «Всезнайка». Развитие познавательных интересов старших дошкольников посредством мультфильмов (Красова Т.Д., к. пед. н., г. Елец, Липецкая область).
Особенности содержания и структурные компоненты парциальной программы «Всезнайка», направленной на развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста. Описываются образовательные технологии, используемые в программе.
Читательские коммуникации как средство обогащения представлений дошкольников о семейных ценностях (Езопова С.А., к. пед. н., Солнцева О.В., к. пед. н., Санкт-Петербург).
Результаты пилотного проекта по приобщению детей к семейным ценностям. Проект реализован в ходе выполнения программы педагогической лаборатории кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена и ГБДОУ № 143 Невского района Санкт-Петербурга. Замысел проекта связан с апробацией игровой практики как способа организации читательских коммуникаций, направленных на обогащение представлений детей о семейных ценностях.
РЕДАКЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Энциклопедия физической культуры ребенка. Дети с расстройством аутистического спектра (Щербак А.П., к. пед. н., г. Ярославль).
Особенности занятий адаптивной физической культурой детьми с расстройством аутистического спектра. Основные группы деления детей с аутизмом. Направления, задачи и средства адаптивной физической культуры. Возможные методики занятий физическими упражнениями.
Буллинг (цикл статей). Статья 1. Буллинг в детском саду: к постановке проблемы (Гусева Ю.Е., к. п. н., Терешкина И.Б., к. п. н., Семенова Г.В., к. п. н., Санкт-Петербург).
Статья открывает цикл публикаций по проблеме травли (буллинга) в детском саду. Описан феномен буллинга; приведены его маркеры, отличия от ссор и конфликтов; представлены конкретные примеры его проявления в дошкольных образовательных организациях.
Как научить ребенка любить музыку (цикл статей). Статья 1. Уже не рано и еще не поздно. О пользе музыкального воспитания детей (Клемяшова Е.М., к. пед. н., Кабалевская Я.А., к. искуствоведения, Москва).
Рассказывается о роли музыки в жизни ребенка, о том, как складываются его первые музыкальные впечатления. Обсуждаются разнообразные пути приобщения детей к миру музыкального искусства. Даны рекомендации по подбору развивающих игрушек, музыкальных программ, мультфильмов, которые помогут ребенку гармонично войти в мир музыки.
ПРАКТИКА
«Стишки матушки Гусыни» в переводах С.Я. Маршака. К 135-летию со дня рождения поэта (Зиман Л.Я., к. пед. н., Москва).
Особая роль в истории нашей культуры принадлежит переводам С.Я. Маршака. Стихи, написанные на разных языках народов мира, под пером Маршака стали явлениями русской поэзии. С самых ранних лет дети встречаются с малыми жанрами английского фольклора – так называемыми «стихами матушки Гусыни». Рассмотрим некоторые специфические особенности мастерства поэта, отразившиеся в переводах малых жанров английского фольклора: замена английских реалий русскими, лингвистические игры, импровизация и пр.
Путешествие по произведениям С.Я. Маршака. Досуг для детей 4–5 лет (Нарежная Е.Н., Санкт-Петербург).
Веселое познавательное мероприятие посвящено творчеству детского писателя Самуила Яковлевича Маршака.
На прогулке. Экспериментирование, опыты, забавы (Мысова Е.Б., Ермакова В.В., г. Норильск, Красноярский край).
Простые и увлекательные опыты из разных областей науки, которые легко можно осуществить на улице. Сами эксперименты не требуют никаких специальных условий и подготовки. Пока еще тепло, успейте провести это время с пользой!
Форт Боярд. Спортивно-интеллектуальное развлечение на тему пожарной безопасности (Бондаренко Е.Ю., Усманова Э.А., Егорова И.В., г. Курск).
Преодолевая препятствия в увлекательных заданиях, дети закрепляют правила пожарной безопасности.
Вязаные шарики (Сокова М.В., г. Одинцово, Московская область).
Для развития ребенка в раннем возрасте немецкий педагог Фридрих Фрёбель предложил шесть «даров». Первым даром является мяч. О нем и пойдет речь в рассказе об опыте работы: как создать и играть.
Сказки про овощи и фрукты (Сковорода Е.А., г. Краснодар).
Лето провожают урожаем, который щедро дарит нам природа. Воспитанники детского сада имеют возможность наблюдать за всеми этапами сельскохозяйственного труда и даже принимать посильное участие. Осенью дети совместно с педагогами и родителями создают поделки из овощей, фруктов и ягод, готовят выставку. Выдумка и фантазия авторов не только восхищают посетителей, но и вызывают вопросы: куда едет эта веселая компания? Из чего сделан автомобиль? И пр. Из ответов детей стали рождаться сказки.