Журнал «Дошкольное воспитание» — 2/2023
ГОД ПЕДАГОГА
С любовью в Родине. Ветошник Е.Ю., г. Чебоксары, Чувашская Республика
Мудрость+молодость=успех! Шнарова Т.И., Троценко А.В., г. Норильск, Красноярский край
НАУКА
Детство как национальный ресурс страны: инициативы, тенденции и проблемы (Слепцова И.Ф., к. пед. н., Москва).
Рассматривается проблема детства в контексте образовательной и социальной политики; задачи построения социального государства и народосбережения России. Одна из важнейших мер демографической политики – развитие дошкольного образования. Принцип «политического детоцентризма» предусматривает решение политических и социально-экономических вопросов с позиции детства. Госпрограмма «Десятилетие детства» направлена на построение детствосберегающего пространства. Идеология новой образовательной политики рассматривается в контексте двух культур: «культура полезности» и «культура достоинства». Образовательная и социальная политика зависят от целеполагания государства.
Робототехника в развитии конструктивной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта (Афанасьева Р.А., к. пед. н., Логинова А.Г., г. Иркутск).
Статья посвящена изучению особенностей конструктивной деятельности дошкольников 4–5 лет с нарушением интеллекта и путей ее развития с помощью робототехнического конструктора. Было проведено экспериментальное исследование по выявлению уровня развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушением интеллекта, которое подтвердило целесообразность работы по ее развитию средствами робототехники. Обозначены этапы по введению образовательной робототехники в работу ДОУ компенсирующей направленности – сенсорный, технический и динамический.
Бассейн – пространство для развития креативности. Дошкольники с ОВЗ (Ивакина Л.А., Высоцкая Е.А., к. биол. н., г. Липецк).
Дан анализ организации занятий в бассейне в аспекте развития креативности дошкольников с ОВЗ. Обобщен и представлен опыт работы инструкторов по плаванию, тренеров и преподавателей вузов, дошкольных образовательных организаций и акваклубов Липецка.
РЕДАКЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ
Энциклопедия физической культуры ребенка. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (Щербак А.П., к. пед. н., г. Ярославль).
Принципы и задачи Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Порядок организации и проведения тестирования детей по первой ступени комплекса. Примеры обязательных и выборных испытаний (тестов) комплекса для шестилетних детей.
Как научить ребенка любить музыку. Роль информационно-коммуникативных технологий в музыкальном воспитании детей (Кабалевская Я.А., к. искусствоведения, Москва).
Рассматриваются методы включения современных информационно-коммуникативных технологий в музыкальное воспитание детей. Показаны положительные и отрицательные стороны цифровизации музыкальных занятий, делаются выводы о необходимости соблюдения баланса между техническими средствами и живым общением, о пользе совместного музицирования.
ПРАКТИКА
В гостях у Аленушки. Развлечение (Метленко Е.В., г. Курчатов, Курская область).
С раннего возраста мы приобщаем детей к народной культуре: читаем сказки, потешки, поем простые песенки, играем в народные игры и пр. В текстах фольклорных произведений встречаются слова, описание предметов, которые сейчас не используются. Встает задача, как донести до ребенка значение устаревших понятий, без которых сложно передать колорит нашей истории и культуры. В младшем дошкольном возрасте это решается посредством погружения детей в атмосферу, приближенную к реальности. На примере конкретного мероприятия автор показывает, как подвести малышей к осознанному ознакомлению с русской народной культурой.
![]() |
![]() |
Путешествие с золотой рыбкой (Горохова Л.А., Безбородова О.Г., г. Чебоксары, Чувашская Республика).
Игровое комплексное мероприятие на основе произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», которое гармонично интегрирует решение разнообразных задач математического, художественного, речевого, социального развития детей 4–5 лет.
![]() |
![]() |
Библиотека в гостях у детей. Досуг по произведениям К.И. Чуковского (Аникина Н.В., Аникина Е.В., Беспалова Л.П., пос. Развилка, Московская область).
Годовой литературный проект детского сада и библиотеки, который объединяет всех участников образовательных отношений и социальных партнеров. Проект решает широкий круг задач практически всех образовательных областей в разнообразных формах и направлениях работы. Предлагаем вашему вниманию одно из мероприятий проекта для детей 4–8 лет – досуг «По дорогам сказок К.И. Чуковского», посвященный дню рождения поэта.
![]() |
![]() |
Развивающая среда (Карфидова Е.А., Овсянникова А.В., п. Алябьевский, Советский район, ХМАО– ЮГРА).
Опыт создания развивающей предметно- пространственной среды (РППС) для детей старшего дошкольного возраста комбинированной группы ДОО. Это единый комплекс, состоящий из многофункциональных зон: «Зона идей» направлена на развитие и поддержание творческих способностей детей, их инициативы, а также развитие креативного мышления; «Зона успешного развития» создана для поддержания положительного психоэмоционального комфорта в группе и носит одновременно развивающий эффект (сенсомоторный). В организации РППС большую роль играет взаимодействие с семьями воспитанников.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
«НАРОДНЫЕ ИГРЫ РОССИИ. КАРТОТЕКА»
Работы лауреатов
.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВКЛАДКИ
№ 1. ПЛАНЕР интересных дней для взрослых и детей (март)
№ 2. День планетариев(Гризик Т.И., к. пед. н., Москва)