Журнал «Дошкольное воспитание» — 11/2024
НАУКА
Вера Иосифовна Ядэшко: ретроспектива профессиональной деятельности (Сушкова И. В., д-р пед. наук, г. Елец; Лазарева М.В., д-р пед. наук, г. Липецк; Яшина В.И., к. пед. наук, Москва; Ерофеева Т.И., к. пед. наук, Москва).
Краткий обзор научно-педагогической деятельности профессора кафедры дошкольной педагогики МПГУ В.И. Ядэшко, внесшей большой вклад в развитие отечественного дошкольного образования и высшего педагогического образования. Освещена ее наставническая работа. Представлены высказывания коллег и учеников В.И. Ядэшко о ее работе, отношении к науке, к преподаванию и др.
Социальное партнерство родителей в дошкольном образовании: опыт регионов (Федина Н.В., к. пед. наук, Лазарева М.В., д-р пед. наук, Звезда Л.М., к. пед. наук, Тарасенко Т.В., к. пед. наук, г. Липецк).
В статье отражены роль и значение основных социальных институтов социализации дошкольников: дошкольной образовательной организации (ДОО) и родителей (законных представителей) воспитанников ДОО. Представлены основные направления и вариативные формы организации взаимодействия ДОО с семьей. Обобщен опыт в области организации эффективного взаимодействия современной ДОО региона с семьями воспитанников.
Книги о смерти для детей, или Кто, зачем и почему делает смерть главным событием детства (Цветкова Т.В., к. пед. наук, Москва).
В статье дан ответ на вопрос, зачем создаются детские книги о смерти. В логике возрастной периодизации объясняется, почему нельзя читать детям книги о смерти. На конкретных книгах показано недопустимое для детского восприятия содержание. Предложено решение – как правильно рассказывать детям о смерти.
РЕДАКЦИОННЫЙ ПРОЕКТ. Физкультура. Спорт. Безопасность
Энциклопедия физической культуры ребенка. Гимнастика (Щербак А.П., к. пед. наук, г. Ярославль).
Использованию различных видов гимнастики в системе дошкольного образования. Оздоровительные виды гимнастики: утренняя гимнастика, физкультурные минутки, ритмическая гимнастика. Сделан акцент на основной гимнастике, как ключевой составляющей содержания образовательного направления «физическое развитие». Перечислены спортивные виды гимнастики, с которыми можно знакомить детей. Описаны простейшие упражнения из спортивной и художественной гимнастики, спортивной акробатики, которые могут выполнять дети на занятиях физической культурой.
Фестивальное движение «Спорт. Игра. Здоровье» (Петров Д.В., Соколова Н.А., Тюмасева Н.В., Санкт-Петербург).
Фестивальное движение физкультурно-досуговой направленности организуется для педагогов и воспитанников при взаимодействии дошкольных образовательных организаций городского района. Движение включает в себя ряд фестивалей спортивной тематики в течение одного учебного года. Все фестивали приурочены к спортивным календарным датам. Дается описание фестивалей.
Учимся играть. Педагогический проект для детей с ОВЗ (Бакулина Т.А., г. Фролово, Волгоградская область).
Планирование. Подробные конспекты мероприятий на февраль и март.
ПРАКТИКА
«Моя семья» (Есьман Ю.И., Москва).
Набор игр, заданий и упражнений, объединенных единой темой. Практический материал позволяет создать комплексное мероприятие; может быть реализован как отдельные части в течение дня.
Сенсорные эталоны. Мастер-класс для родителей (Дунаева И.А., п. Ачит, Свердловская область).
Сценарий мероприятия, на котором родители знакомятся с понятием «сенсорные эталоны», а также осваивают игры и упражнения, направленные на развитие сенсорной сферы и мелкой моторики рук малышей, которые можно организовать в домашних условиях.
Создание дидактической рельефной картины из песка (Терехина О.А., г. Гродно, Республика Беларусь).
Дана характеристика реакций и действий ребенка/детей в процессе игрового взаимодействия с песком. Описаны особенности рельефной картины, раскрыт ее развивающий потенциал для ребенка. Приведены примеры из практики работы с детьми разных возрастных групп.
Найдем новогодние игрушки. Предновогоднее развлечение (Рудикова Н.В., Павлова Т.В., Московых Ю.В., г. Губкин, Белгородская область).
Новый год – праздник, который очень любят дети. Им хочется, чтобы он был не разовым событием в их жизни, а чередой сказочных ярких запоминающихся моментов. И желания детей надо поддержать! Например, период ожидания и подготовки к празднику можно сделать веселым, активным, развивающим. Так поступили авторы статьи: не просто нарядили елку к празднику, а создали вокруг этого эпизода сказочное событие с играми, соревнованиями, шарадами, с практической деятельностью, танцами и песнями. Да еще и родителей привлекли к этому развлечению. Предлагаем подробный сценарий данного мероприятия.
Новогодняя сказка. Сценарий праздника для детей 6–8 лет (Антипина Е.А., г. Красноярск).