Журнал «Дошкольное воспитание» — 03/2018
Выдающиеся деятели системы дошкольного образования
Эльконин Даниил Борисович
Проблемы времени
В. Маркова, Т. Храмцова. Оценка качества дошкольного образования: шкалы ECERS-R и федеральный государственный стандарт дошкольного образования
Социально-коммуникативное развитие
Д. Эльконин. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей
В. Меренкова. Развивающий игротренинг. Для детей 3–6 лет
Аннотация. В статье рассказывается о методике развивающего игротренинга для дошкольников. Рассматриваются особенности организации занятий: цели и задачи, материалы и оборудование, описание основных частей занятия, квалификационные требования к педагогу.
Познавательное развитие
Е. Осинцева. Мотивация – эффективный метод. Поисково-исследовательская деятельность детей 6–8 лет
Н. Казакова. Клуб юных знатоков. Интеллектуальная игра для детей 6–8 лет
Речевое развитие
Л. Зиман. «Однажды и дважды и трижды…». Веселые истории Спайка Миллигана
Е. Зимина. Планета знаек
Актуальный разговор
А. Бучкова. Сложные ситуации в вопросах и ответах
Ранний возраст
Л. Сизова, А. Селякова. Веселая прогулка с котом. Для детей 2–3 лет
Профессия – педагог
А. Найбауэр. Какие они – дошкольники ХХI века? Краткий обзор материалов современных исследований
Аннотация. В статье представлена характеристика особенностей развития дошкольников. Подчеркивается уникальная специфика выстраиваемых в современных условиях взаимоотношений взрослых и детей. Поставлен вопрос о необходимости повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. Установлена актуальность и значимость материала для разработки программ профессионального дополнительного образования педагогов дошкольного образования.
Н. Федина, И. Бурмыкина и др. От стандарта результатов – к стандарту детоцентризма в дошкольном образовании. Итоги первого открытого публичного конкурса лучших моделей (практик) дошкольного образования в Российской Федерации
Аннотация. В статье подводятся итоги первого открытого публичного конкурса лучших моделей (практик) дошкольного образования в Российской Федерации. Цель конкурса состояла в содействии выявлению и распространению лучших моделей (практик) дошкольного образования (включая модели раннего развития), обеспечивающих его доступность для всех детей, в практику работы дошкольных образовательных организаций (ДОО).
Научный поиск
Е. Коротаева, С. Белоусова. К основам патриотического воспитания детей в детском саду
Аннотация. В статье рассматриваются общепринятые и частные подходы к проблеме патриотического воспитания детей в дошкольных образовательных организациях (ДОО). Каждая социокультурная ситуация так или иначе корректирует тот механизм, который способствует достижению основной цели – воспитанию у детей любви к Родине, бережному отношению к ее культурно-историческому наследию, готовности к принятию социально ответственных решений по сохранению и защите ее целостности. В данной статье представлен сравнительный анализ программного обеспечения по патриотическому воспитанию, описано исследование, проведенное в детских садах России и Китая, цель которого заключалась в уточнении, с чем ассоциируется у детей понятие «Родина». Полученные данные свидетельствуют о частичной схожести патриотически ориентированных индикаторов у детей обеих стран. Однако авторы считают, что в сознании и деятельностной практике детей не хватает фиксации этих индикаторов как основы принадлежности к Российской Федерации: флаг, герб, карта России и др. В итоге делается предположение о необходимости методической работы, направленной на совершенствование содержательной и практической составляющих патриотического воспитания дошкольников.
История российского образования
Е. Князев. Антон Макаренко и развитие дошкольного воспитания
Аннотация. Статья посвящена роли выдающегося отечественного педагога Антона Семеновича Макаренко в создании теории и практики дошкольного воспитания в 20-х–30-х годах XX в. Несмотря на сопротивление многих представителей Наркомпроса, Макаренко разработал и отстоял особую теорию и практику воспитания детей в Советской России.
Мастер-класс
И. Попова. Математическая гирлянда