Журнал «Музыкальный руководитель» — 2/2023
Авторские методики
М. Петрова. Музыка Антонио Вивальди. Образовательный досуг для детей 5–7 лет и их родителей
Цель – привлечение внимания детей и взрослых к классической музыке в рамках образовательной деятельности ДОО. Задачи – углублять представления детей и взрослых об изобразительных возможностях музыки на примере цикла «Времена года» А. Вивальди; развивать эмоциональную отзывчивость на произведения композитора; привлекать родителей к активному участию в образовательной деятельности ДОО. Автор – победитель Всероссийского конкурса «Музыка с нами повсюду!»
О. Иванова, С. Ефиторова, А. Царева. За кулисами музыкального театра. Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе
Цель – создание условий для реализации индивидуальных возможностей и потребностей детей в самовыражении и развитии через пантомимические этюды, творческие задания, танцевальные композиции. Задачи – продолжить знакомство с музыкальным театром; развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, танцевальные и пантомимические импровизации; воспитывать любовь к музыке композиторов-классиков, интерес к балетному искусству. Авторы – лауреаты Всероссийского конкурса «Музыка с нами повсюду!»
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
С. Мартынова. Путешествие в страну вальса. Занятие для детей 6–7 лет
Цель – приобщение детей к музыкальному искусству, обогащение их эмоциональной сферы. Задачи – углубить и закрепить знания детей о вальсе; закреплять знания о жизни и творчестве австрийского композитора Иоганна Штрауса; учить ритмично двигаться под вальсовую мелодию; развивать способность к различным формам музицирования. Автор – победитель Всероссийского конкурса «Музыка с нами повсюду!».
Упражнение с использованием дидактического пособия «Цветы»
Н. Цирулёва. О ком расскажет портрет? Подгрупповое интегрированное занятие с полихудожественным подходом. Старшая группа
Цель – приобщение детей к искусству, мировой и национальной культуре. Задачи – формировать навыки восприятия произведений различных видов искусства; расширять представления детей о жанре портрета в живописи, музыке, поэзии; развивать творческие способности детей в игре на музыкальных инструментах и танцевальных движениях; учить различать оттенки настроений, выражать их словами и передавать цветными линиями. Автор – лауреат Всероссийского конкурса «Музыка с нами повсюду!».
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
О. Подколзина. Осень в деревне. Цикл занятий с использованием русского фольклора для детей раннего возраста Продолжение следует
В основу содержания занятий положен русский фольклор, и это не случайно, ведь испокон веков малышей воспитывали на материале народных сказок, потешек, песенок и прибауток, которые в наши дни стали забываться и уступать место увлечению детей всевозможными гаджетами. Занятия 3–5. С нотным приложением.
Т. Рядчикова, А. Комаров. Наша Вселенная. Непосредственно образовательная деятельность детей 6–7 лет
Задачи – познакомить детей с планетами Солнечной системы; пополнить словарь детей новыми словами и выражениями; учить выразительно рассказывать стихи; способствовать совершенствованию вокальных навыков, дикции при разучивании и исполнении песни, побуждать детей к её выразительному исполнению. В приложении – песня «Во Вселенной есть планеты», муз. А. Комарова, сл. Т. Рядчиковой.
Консультации
Е. Гомонова. Праздники в ДОО: критерии уровня сложности
Как оценить праздник по уровню сложности? Автор предлагает следующие критерии такой оценки: сложность сценария; сложность режиссуры; сложность репертуара; активность детей; сложность декораций, костюмов, атрибутов. Подробное описание каждого из этих критериев поможет музыкальному руководителю при подготовке к праздникам и сделает их по-настоящему радостными для детей.
Сценарии праздников и развлечений
С. Морозова. Театр кукол как форма проведения развлечения для детей раннего возраста. Развлечение «Мурка и Бобик встречают весну»
Автор делится с коллегами своим опытом: рассказывает о преимуществах театра кукол при работе с малышами, даёт практические советы по его организации, предлагает сценарий кукольного спектакля. С нотными приложениями.
С. Бабенко, К. Евдокимова. Космическое путешествие. Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста
Цель – формирование элементарных представлений о космосе. Задачи – развивать познавательную и творческую активность; прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики; воспитывать чувство патриотизма.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Т. Бобылева, Н. Сероева. Волшебный мир танца. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста
Цель – формирование представлений о становлении танцевальной культуры в мире и в России. Задачи – формировать у детей представления о различных танцевальных жанрах; способствовать развитию познавательного интереса к творческой деятельности.
О. Окишева. В гостях у бабушки Варварушки. Досуг для детей старшего дошкольного возраста
Цель – формирование первичных представлений о русском народном быте; развитие эмоциональной восприимчивости к красоте, созданной руками человека; приобщение детей к народному искусству (вышивка, русские народные хороводы, песни). Задачи – закреплять названия народной одежды, посуды; закреплять знания о видах вышивки; развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику; развивать умение быстро повторять скороговорки; обогащать речь пословицами и поговорками; развивать навык исполнения частушек, хороводов; воспитывать интерес к русскому фольклору и быту.
![]() |
![]() |
О. Панова. Жаворонки, прилетите! Фрагмент фольклорного праздника для детей 5–7 лет
Цель – приобщение детей к традиционному весеннему празднику русского народа «Сороки». Задачи – развивать творческую инициативу, самостоятельность в исполнении фольклорных произведений; воспитывать коммуникативные качества у детей посредством народных игр. Автор –участник Всероссийского конкурса «Музыка с нами повсюду!». С нотным приложением.
![]() |
![]() |
О. Воробьева. Теремок. Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки. Старший дошкольный возраст
О. Ефименкова. Праздничный торт. Сюрпризный момент для детей старшей группы
Сюрпризный момент был показан на мероприятии «Родительский дом – начало начал», которое проходило в виде семейного кафе. Может также проводиться на праздниках «8 Марта», «День матери».
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Песни, пьесы, танцы, стихи
А. Комаров, Н. Ипатова. Голуби мира
О. Егорова, Н. Меркушова. К нам весна пришла
М. Губарева. Подснежники
Л. Зайцева, Н. Троценко. Весенняя капель
Авторы – лауреаты Всероссийского конкурса «Сочиняем песни для дошкольников».
М. Кузьмина. Прощай…
Автор – победитель Всероссийского конкурса «Сочиняем песни для дошкольников».
Е. Усова. Детский сад, ты нас не забывай
Автор – победитель Всероссийского конкурса «Сочиняем песни для дошкольников».
Стихи
С. Панкова. День Победы
Т. Страхова. Февраль. Зимушка-зима бела… Метелица
В. Степанов. Стихи ко Дню победы. Приметы зимы. Акварель. Самолёт
Л. Олифирова-Катаева. Зимняя прогулка
Г. Щербакова. Все просыпаются весной. О весне
Л. Майская. Доброе утро, страна!
Наша мастерская
Н. Ушакова. Музыкальный арсенал на радость детям
В современном уголке ДОУ можно увидеть большое разнообразие материала, музыкальных инструментов, игр для музыкального развития детей в самостоятельной деятельности. Изготовленный собственными руками музыкальный арсенал может получиться очень необычным, подарит и взрослым, и детям оптимистичное, праздничное настроение.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Почтовый ящик
А. Двинина. Танец в радость
Дети любят танцевать, потому что им нравится двигаться, у них много энергии, позитива, эмоций. Воспитанники МАДОУ «Детский сад № 162» г. Тюмени принимают активное участие в городских конкурсах хореографического искусства. Они удовольствием танцуют на большой сцене, конкурируя с маленькими артистами других ДОУ.