Журнал «Музыкальный руководитель» — 10/2025
Колонка главного редактора
Наше наследие
Боякова Е.В. Музыкальное воспитание дошкольников в России начала XX в.
В статье описывается содержание музыкального воспитания в детских садах начала XX в. Показана практика детских садов А.Б. Лампрехт, Е.П. Залесской, М.Х. Свентицкой, народного детского сада Кружка совместного образования детей, Городского универсального детского сада в память О.Н. Кельиной. Приведены примеры методического сборника и статей из периодической печати, поднимающих вопросы музыкального воспитания дошкольников. Сделан вывод, что практика была неоднородной, в основном с детьми пели и играли в игры с пением, иногда включалась маршировка под музыку. Содержание зависело от взглядов организаторов детских садов.
Педагогическая академия
Губанова Н.Ф. Беседы о музыке. Беседа четвертая. Выразительные средства музыки
В статье исследуется проблема понимания музыки слушателем (взрослым, ребенком) в практике образовательных организаций и в жизни общества; анализируются содержательные возможности музыки и особенности ее постижения с помощью выразительных средств, дается характеристика средств музыкальной выразительности и их взаимосвязи в контексте музыкального произведения. Предлагаются примеры постижения музыкального образа на основе выделения ведущих средств музыкальной выразительности, даются рекомендации по усвоению детьми сущности и смыслов музыки.
Кудряшов А.А., Елина М.Э. Новаторство и современность композиторского стиля Д.Д. Шостаковича
Детская музыка как особая область творчества Д.Д. Шостаковича рассматривается в контексте преломления традиций предшествующих эпох и специфики его индивидуального стиля. Статья посвящена фортепианной и скрипичной музыке композитора, написанной для детей и предназначенной для исполнения юными музыкантами (в дополнительном образовании дошкольных групп).
Мастер-класс
Уткина М.В. Методические рекомендации по формированию вокально-хоровых навыков у старших дошкольников
В статье рассматриваются методические подходы по развитию вокально-хоровых навыков у старших дошкольников. Даются конкретные рекомендации (упражнения) для музыкальных руководителей по формированию певческой установки, певческого дыхания у детей на основании существующего музыкального педагогического опыта.
Музыкальная гостиная
Каменская О.А. Музыкальная гостиная как форма сотрудничества музыкального руководителя с семьями старших дошкольников
Статья посвящена проблеме сотрудничества семьи и музыкального руководителя в музыкальном развитии старших дошкольников. Рассматривается вопрос возникновения музыкальной гостиной, ее определение, задачи. В рамках исследования автор представляет музыкальную гостиную как форму семейных встреч, основанную на коллективном творчестве педагогов, родителей и детей, выделяет несколько стадий в ее работе, а также методы, используемые на каждом мероприятии.
Праздники, развлечения
Щелочкова М.А. Осенний урожай
Сценарий направлен на развитие музыкальных способностей, формирование положительного отношения к сезонным праздникам.
Шипнягова Е.Я. Коль душою мы добры, расскажем, как живут бобры
Зарифмованная сказка о бобрах — описание жизни животных, не так давно поселившихся на Яузе. В сказке рассказывается, как бобер трудолюбиво делает затон, а в это время маленький барсучок лишь наслаждается жизнью и наблюдает за работой со стороны. Однако когда загорелся лес, все его жители бросились к затону, который построил бобер, и погасили огонь.
Творческие проекты
Суворова В.Н. Проектная деятельность в процессе музыкального воспитания дошкольников
Представленный в статье материал может быть использован педагогами в ходе реализации проектной деятельности в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Поем, танцуем, играем
Галлямова А.С. День знаний
День знаний — важный праздник для дошколят! Пусть он будет наполнен добром и улыбками, музыкой и цветами, танцами и играми, а песня «День знаний» подарит веселое настроение и приятные эмоции! С праздником, дорогие коллеги!
События культурной жизни России
Губанова Н.Ф. Форум «Ориентиры детства 5:0» как центр профессионального общения
Журнал «Музыкальный руководитель» в курсе научных новостей и на своих страницах освещает наиболее примечательные конференции. В Москве 9–10 августа 2025 г. происходило событие, вызвавшее большой резонанс в педагогическом сообществе России, — Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства 5:0». На разнообразных площадках форума обсуждались насущные проблемы. Он имеет свою историю, и пятый форум был долгожданным для всех категорий педагогических работников — от воспитателей до преподавателей вузов, управленцев, научных работников. О разнообразии тем, всколыхнувших его участников, читайте в обзорной статье члена редакционной коллегии журнала Н.Ф. Губановой, побывавшей на форуме.
Композиторы — детям
Пушина Н.Б. Грани творчества выдающегося композитора А.Н. Александрова
В статье речь идет о вкладе Анатолия Николаевича Александрова в адресованное детям музыкальное искусство. Будучи по сути композитором-классиком, А.Н. Александров стал пионером в области детской музыки воспитательного назначения. В статье обобщается творчество А.Н. Александрова, включающее музыку для детских театров, мультипликационных фильмов; для исполнения детьми-солистами и детскими хорами; произведения, предназначенные для слушания детьми в исполнении взрослых артистов, а также пьесы для детей, обучающихся игре на фортепиано.
