«Жарко, жарко, нету сил!» Игры с водой на открытом воздухе

«Жарко, жарко, нету сил!» Игры с водой на открытом воздухе

В. Миленко, преподаватель, Белгородский педколледж

Настало лето – замечательное время года! Можно играть на воздухе, закаляться, в полной мере используя неисчерпаемые возможности природных факторов: свежего воздуха, солнечных лучей и воды. Закаливание важно вообще, для дошкольников – тем более из-за функциональной незрелости их органов и систем. Оно укрепляет организм ребенка, повышает его сопротивляемость, способствует воспитанию силы воли, приучает к дисциплине.

В настоящей статье речь пойдет не о специальных методах закаливания, где надо строго следить за временем проведения процедуры, температурой воды или воздуха, а о подвижных играх, так как именно активные движения на воздухе оказывают закаливающее воздействие на детей, обеспечивают насыщение крови кислородом, улучшают обмен веществ.

Подвижная  игра  –  сознательная  двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение  заданий,  которые  связаны  с обязательными  для  всех  играющих  правилами. Увлекательное содержание и эмоциональная насыщенность игры побуждают дошкольников к определенным умственным и физическим усилиям, а значит, способствуют их развитию в целом. Подвижные игры бывают сюжетными и бессюжетными, могут проводиться с пособиями и без них. Наш рассказ – об играх с водой.

В июне–июле тридцатиградусная жара не редкость, и, если такая погода стоит недели две, а то и три, ситуация становится похожей на описанную Агнией Барто.

Жарко, жарко, нету сил!

Хоть бы дождь поморосил.

Жарко утром, жарко днем,

Влезть бы в речку, в водоем,

Влезть бы в речку, в озерцо,

Вымыть дождиком лицо.

Кто-то стонет: – Ой, умру!.. –

Трудно в сильную жару.

В подобных случаях игры с водой просто незаменимы: вода, обладающая значительной теплоемкостью, оказывает охлаждающее воздействие. Хорошо, если рядом с детским садом есть чистый водоем с детским пляжем, но такого, к сожалению, практически не бывает, поэтому многие ДОУ используют  летом плескательные бассейны. А что делать, если и такого бассейна нет?

Воспитатели нашего детского сада выход из положения видят в организации игр с водой на прогулке, для чего используются выносные бассейны, ведра, «брызгалки». («Брызгалки» можно сделать из пол-литровых пластиковых бутылок с отверстиями в крышках. В настоящих пульверизаторах рычаг требует значительных усилий – многие дети просто с ним не справляются: не хватает сил.)

Воду используют теплую, около 30 С. Дети – босиком, в трусиках и панамках. Комплекс включает три–пять игр, в зависимости от возрастной группы, затем дети вытираются и переодеваются.

Предлагаем вниманию коллег описание некоторых игр.

Барсук и дети

Выбирается «барсук» (барсуков может быть два), он спит в норке, в руках у него «брызгалка». Дети идут к нему с противоположной стороны площадки со словами:

Хоть и жарко, хоть и зной,

Занят весь народ лесной.

Лишь барсук – лентяй изрядный –

Сладко спит в норе прохладной.

Эй, барсук, не спи – вставай!

Всех ребяток поливай!

Барсук просыпается и  брызгает  водой на детей.

Таня «брызгалку» нашла

Дети ходят по кругу, одна девочка – в центре. Она выполняет движения, соответствующие словам, которые произносят дети:

По дорожке Таня шла,

Таня «брызгалку» нашла.

Стала Таня выбирать,

Кому «брызгалку» отдать.

Солнце, воздух, луг, цветы,

Брызгать деток будешь ты!

«Жарко, жарко, нету сил!» Игры с водой на открытом воздухе
Воспитатель О.А. Брыткова тоже любит брызгаться

Таня передает «брызгалку» любому игроку из круга, тот брызгает водой на детей – они разбегаются.

Ай, гу-гу!

Дети стоят в кругу плечом к плечу. Ведущий идет по кругу и прикрепляет одному из игроков значок «Водяной», затем встает в круг. Все идут вокруг выносного бассейна со словами:

Ай, гу-гу, ай, гу-гу!

Не кружися на лугу.

На лугу-то лужица,

Голова закружится.

Водяной выбегает из круга со словами:

Ой, вода! Ой, вода!

Разбегайтесь кто куда!

Старается забрызгать детей водой из бассейна.

Крокодилы

На площадке двумя линиями отмечают «речку» (достаточно широкую – метра три), там живут два крокодила. У каждого из них – «брызгалка». Дети должны перебраться через речку на другой берег. Они подходят к реке со словами:

Два веселых крокодила

В реке Нил спокойно жили.

Как увидели ребят –

Водой стали обливать!

После этих слов ребята бегут через речку, а крокодилы обливают их водой.

Поливаем огород

Дети делятся на две команды, становятся цепочкой. У каждой команды свой «колодец» – ведро с водой – и своя лейка – она стоит на финише. Задача – маленьким ведерком зачерпнуть из «колодца» воды и по цепочке передавать его. Последний игрок выливает воду в лейку, с пустым ведерком бежит к «колодцу», снова зачерпывает воду и передает ведерко по цепочке. Так до тех пор, пока в «колодцах» не закончится  вода. Игра начинается после слов, которые дети легко запоминают, ведь это стихи Е. Благининой.

Не мешайте мне трудиться.

Я водицы притащу!

И колодезной водицей

Вас, конечно, угощу.

Пейте, пейте, не жалейте,

А хотите, в лейку лейте –

Поливайте огород:

Он ведь тоже воду пьет!

Выигрывает команда, которая меньше воды расплескала. Чтобы это было наглядно, в лейки можно положить по толстому куску пенопласта – он будет подниматься вместе с водой, и дети сами увидят, кто победил. Позже, вечером, этой водой можно полить огород или цветник.

Кто быстрее вытащит рыбку?

Игра для двух команд по пять человек. Для нее необходимо подготовить десять пластмассовых рыбок.  К хвосту каждой привязан шнур, а второй конец шнура прикреплен к «палочке-мотушке» (длина палочки примерно 20 см, чтобы ребенку было удобно взять ее двумя руками).

Рыбок бросают в бассейн, а концы шнуров с палочками-мотушками располагают вокруг бассейна. Команды выстраиваются на старте и произносят слова:

Мы команда рыбаков,

Славным будет наш улов.

Раз-два, раз-два –

Начинается игра!

Затем дети бегут к бассейну, каждый берет по палочке-мотушке и, вращая ее руками, старается быстрее вытащить рыбку; при этом шнур наматывается на палочку-мотушку. Выигрывает команда, которая раньше справится с заданием.

Овощи-фрукты

В игре могут участвовать две команды по пять человек в каждой. В бассейн бросают по десять пластиковых овощей и фруктов, вокруг бассейна раскладывают десять сачков с длинными ручками. Одна команда собирает овощи, другая – фрукты. Команды стоят у линии старта и произносят слова:

Лето теплое сейчас,

Урожай созрел у нас.

Не ленись и не зевай,

Поскорее собирай!

Дети бегут к бассейну, каждый берет сачок, достает два нужных предмета и возвращается к линии старта. Чья команда быстрее соберется – та и выиграла.

Берег, море, парус

Дети стоят  вокруг  двух  выносных  бассейнов.  Воспитатель  объясняет  правила: по команде «Берег!» нужно сделать шаг назад; по команде «Море!» – шаг вперед (в бассейн); по команде «Парус!» – руки вверх. Команды подаются быстро; кто неправильно выполнил действие – выбывает из игры. Выигрывает группа, у которой осталось больше игроков.

В жаркие дни следует ограничивать игры с высокой подвижностью, поэтому игры с бегом чередуются со спокойными паузами, которые воспитатели заполняют загадками, предлагают детям вспомнить стихи, потешки, песенки о воде, солнце, ветре.

Младшим детям нравятся стихи, где они могут договаривать слова или отвечать на вопросы. Например, такие:

Курочка-рябушечка

– Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

– На речку.

– Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?

– За водичкой.

– Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

– Цыпляток поить.

– Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?

– Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Маме улыбаемся (В. Агафонников)

Ой, лады, лады, лады! (Хлопают в ладоши.)

Не боимся мы воды! (Разводят руки в стороны.)

Чисто умываемся – вот так! (Имитируют умывание.)

Маме улыбаемся – вот так! (Опускают руки – улыбаются.)

Старшие дошкольники любят задания посложнее, им нравится отгадывать загадки, самостоятельно читать стихи. Воспитатели «по секрету» разучивают их индивидуально с желающими детьми. В этом случае участвовать в «секретном деле» хотят все, поэтому разучивают небольшие стихи, загадки по два–три человека и читают вместе.

На улице лужа (А. Прокофьев)

1-й ребенок.

На улице лужа, Ребята не тужат, Им она доверена,

Им тужить не велено.

2-й ребенок.

Много дел и забот:

На воду спускают флот,

Оснащенный  парусами,

Сами делали его.

Вместе.

Только сами, только сами,

Не просили никого!

1-й ребенок.

Флот выходит к дальним странам

И бросает якоря.

Вместе.

Босоногим капитанам Открываются моря.

Капли 

1-й ребенок.

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва –

Кап, кап, кап, кап!

2-й ребенок.

Стали капли поспевать,

Капля каплю подгонять –

Кап, кап, кап, кап!

Вместе.

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.

«Жарко, жарко, нету сил!» Игры с водой на открытом воздухе
Инструктор по физической культуре С.К. Звягинцева в роли дождика

Загадки

1-й ребенок.

Я нужен зеленым лугам,

Я нужен полям и лесам,

Я нужен цветам и кустам,

И, если я вдруг опоздаю,

Все вянет кругом, засыхая.

(Дождь.)

2-й ребенок.

Ждут люди меня с нетерпением

И смотрят на небо с волнением.

Но стоит меня им услышать –

Попрячутся сразу под крыши.

Кто я? (Дождь.)

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит

И не пекарь, а печет. (Солнце.)

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облака.)

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь.)

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака.)

В дверь, в окно

Стучать не будет,

А войдет –

И всех разбудит. (Солнце.)

Заканчиваются игры с водой купанием в бассейнах. Обычно игры-развлечения организуются в конце прогулки, чтобы можно было сразу помыть, вытереть и переодеть детей. Обтирание сухим полотенцем является одновременно массажем и способствует лучшему кровенаполнению кожи.

Игры с водой проводятся с согласия родителей, под контролем врача или старшей медицинской сестры, на тенистом участке площадки и доставляют дошкольникам много радости.

«Жарко, жарко, нету сил!» Игры с водой на открытом воздухе

5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x