Взаимодействие музыкального руководителя со специалистами ДОО и родителями воспитанников в процессе проведения музыкальных досуговых детско-родительских интегрированных мероприятий
Н.С. Григорьева, старший воспитатель, М.Н. Зверева, музыкальный руководитель, Э.Г. Иванова, воспитатель, МБДОУ Детский сад №30, г. о. Самара
В соответствии с ФГОС ДО стандарт утверждает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических и иных работников) и детей.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. А кто помогает родителям в воспитании детей? Педагоги ДОО – они первые помощники родителей. В их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.
Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОО большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Главной целью в этом направлении является поиск новых форм и технологий сотрудничества музыкального руководителя, специалистов ДОО с родителями.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения между родителями, детьми и педагогами ДОО.
В работе музыкального руководителя по взаимодействию с родителями можно использовать новые формы сотрудничества. Современные родители – это образованные люди, готовые к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираются следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.
Интересной и перспективной оказалась форма совместных музыкальных досуговых детско-родительских интегрированных мероприятий, проводимых в нашем образовательном учреждении в рамках психолого-педагогической площадки.
Совместные досуговые мероприятия позволяют родителям:
– устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями;
– увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, трудности во взаимоотношениях;
– укреплять детско-родительские связи;
– апробировать разные подходы к воспитанию ребёнка;
– делиться опытом с другими родителями, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью группы.
В этом формате были проведены мероприятия: «В гостях у хозяюшки» (осенний досуг), «Рукавичка» (зимний досуг), «Встреча весны Навруз» (весенний досуг), «Кукольная мастерская» (летний досуг), «Гуси-лебеди» (осенний досуг), «Колядки» (зимний досуг).
Основная цель таких мероприятий – развитие коммуникативно-речевой сферы воспитанников, укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается умение легко и непринуждённо общаться, внимание к близким, уважение к труду, чувство гордости за родителей. Это начало патриотического воспитания. Любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
Сценарии этих досуговых интегрированных мероприятий разрабатывались совместно с воспитателями группы, нашими специалистами, старшим воспитателем, заведующим и родителями воспитанников на общих родительских собраниях в формате «Круглого стола». Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, был разработан определённый алгоритм подготовки:
– выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
– консультации для родителей;
– составление плана проведения мероприятия и участия в нём родителей и членов семей;
– распределение ролей для взрослых;
– подготовка отдельных номеров с родителями;
– подготовка совместных с родителями детских номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
– индивидуальные встречи с членами семей и родителями, их консультирование;
– изготовление атрибутов, пособий, декораций, костюмов и т. д.
Эти семейные досуги доставляют всем много радостных и волнующих минут. Глаза детей светятся неподдельной радостью! А как они гордятся своими родителями! В процессе проведения таких мероприятий проявляется творческая фантазия родителей и желанием сотрудничать с ДОО.
В результате использования новых форм взаимодействия музыкального руководителя и специалистов ДОО с родителями – музыкальных досуговых детско-родительских интегрированных мероприятий:
– повышается уровень развития музыкальных способностей детей;
– формируются и совершенствуются коммуникативно-речевые навыки дошкольников;
– повышается уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей: теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники музыкально-педагогического процесса, единомышленники и помощники педагогов;
– родители становятся более компетентными в вопросах развития музыкальных способностей детей;
– обогащается опыт межличностного взаимодействия детей со взрослыми, старшими дошкольниками и сверстниками.
Использование такой формы взаимодействия с родителями как совместные музыкальные досуговые детско-родительские интегрированные мероприятия способствует повышению эффективности работы ДОО с семьями воспитанников, сохранению и укреплению физического и психического здоровья дошкольников, их творческому и интеллектуальному развитию. Такая форма взаимодействия музыкального руководителя со специалистами ДОО и родителями оправдана, необходима и может получить ещё большее распространение. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Это становится возможным благодаря объединению сил и сотрудничеству всех специалистов ДОО с родителями.