В гости к Ёжику. Физкультурное занятие для детей 3–4 лет
Л.Ф. Какурина, инструктор по физическому воспитанию, С.К. Ефимова, музыкальный руководитель, МДОУ Детский сад № 122 комбинированного вида, г. Саранск, Республика Мордовия
Участники Всероссийского конкурса «Здоровый образ жизни – с детства!»
Цель. Вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нём.
Задачи
Оздоровительные: совершенствовать двигательные способности и координацию движений; укреплять здоровье и повышать работоспособность организма ребёнка.
Образовательные: формировать умения, знания и навыки в области физической культуры: ходьбу друг за другом в ограниченном пространстве, прыжки с продвижением вперёд, подлезание под дугу; закреплять знания, полученные на других занятиях об осеннем времени года; учить реагировать на музыкальное сопровождение героев, узнавать «опасные» сигналы.
Воспитательные: воспитывать физические и нравственные качества характера: быстроту, ловкость, целеустремлённость, ответственность, а также любовь к природе.
Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие. Развитие нравственных качеств, поощрение проявления смелости, находчивости, выдержки; привлечение к уборке физического оборудования.
Познавательное развитие. Организация упражнений на внимание, ориентирование в пространстве; активизация мышления в процессе отгадывания загадки, выполнения упражнений, во время игры.
Речевое развитие. Стимулирование речевой активности в процессе двигательной деятельности; организация физкультурного занятия по мотивам сказок и потешек.
Художественно-эстетическое развитие. Привлечение внимания дошкольников к внешнему виду; украшение спортивного зала, нанесение разметки для упражнений и игр; музыкальное оформление занятия; развитие артистических способностей в игре и диалоге.
Предварительная работа. Чтение рассказов, стихов и загадок об осени. Беседы о приметах осени, свойствах опавших листьев, урожае, лесных животных.
Методические приёмы: сюжетный рассказ инструктора; игра-драматизация; метод создания проблемной ситуации; повторный; наглядный.
Оборудование. Осенние листья разных цветов по количеству детей. Гимнастическая палка по количеству детей. Резиновые коврики (5 шт.). Дуги (2 шт.). Домик Ёжика, норка Лисички. Корзина с угощением.
Словарная работа: гладкий, шершавый.
Действующие лица: инструктор по физическому воспитанию, воспитатель, музыкальный руководитель; Лиса, Ёж (дети старшего дошкольного возраста); дети младшего дошкольного возраста.
Ход занятия
Инструктор по физкультуре встречает детей в спортивном зале.
Инструктор.
Здравствуйте, мои друзья,
Всех вас рада видеть я!
Сегодня я для вас, ребятки,
Приготовила загадку.
Слушайте внимательно,
Отгадывайте старательно.
Листья жёлтые летят, ветер их уносит,
У деревьев листопад, потому что…
Дети. Осень!
Инструктор.
Встретим осень мы в лесу?
В гости мы пойдём к Ежу? (Дети соглашаются.)
В гости к Ёжику пойдём,
Домик мы его найдём.
На дорожку дети, встанем,
Вместе дружно зашагаем. (Ходьба завоспитателем в колонне по одному.)
Узкий мостик впереди –
Нужно по нему пройти.
На носочки все встаём
И по мостику идём. (Ходьба на носках.)
А теперь на пятки встанем.
Так ходить мы не устанем. (Ходьба на пятках.)
Косолапят наши ноги:
Мы, как мишки, на дороге. (Ходьба на внешней стороне стопы.)
Прыгать будем мы, как зайки.
Эй, друзья, не отставайте! (Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд.)
Сзади кто-то зарычал,
Наших деток напугал! (Лёгкий бег врассыпную.)
Ох, устали мы бежать,
Снова будем все шагать. (Спокойная ходьба в колонне по одному.)
Дети двигаются за воспитателем в центр зала, где на полу находят кленовые листья и гимнастические палки
Инструктор. Ребята, мы с вами оказались на полянке. Посмотрите, как тут красиво! А осенних листьев и веток сколько! Наверное, ветер всё разбросал…
Давайте все возьмём листок
За тонкий стебелёк,
К носу листик поднесём,
Осенний аромат вдохнём. (Дыхательное упражнение: вдох через нос, выдох-через рот – 3 раза.)
А сейчас листок потрём,
Сторону гладкую найдём. (Дети трогают лист с гладкой стороны.)
Теперь мы лист перевернём
И сторону шершавую потрём. (Дети трогают лист с шершавой стороны.)
Золотым осенним днём
Мы листочки соберём.
Листикам в букет пора –
Собирайте, детвора! (Дети собирают листочки в букет.)
А теперь пришла пора
Собрать нам ветки, детвора.
Ветки будем собирать
И полянку расчищать.
Дети берут гимнастические палки и встают в круг.
Инструктор.
Крепко веточку сожмём,
Упражнения начнём!
(И. п. – основная стойка. Гимнастическая палка в обеих руках. Руки опущены. Раз – руки вверх; два – вернуться в исходное положение; 4–5 раз.)
Вправо-влево повернёмся
И друг другу улыбнёмся.
(И. п. – ноги на ширине плеч. Гимнастическая палка прижата к груди. Раз – поворот вправо; два – вернуться в исходное положение; три – поворот влево; четыре – вернуться в исходное положение; 4–5 раз.)
Вперёд с веткой потянитесь
И пониже наклонитесь.
(И. п. – основная стойка. Гимнастическая палка в опущенных руках. Раз – наклон вперёд с одновременным вынесением гимнастической палки вперёд; два – вернуться в исходное положение; 3–4 раза.)
А теперь приседай,
От друзей не отставай.
(И. п. – основная стойка. Гимнастическая палка в опущенных руках. Раз – присесть, одновременно вынося гимнастическую палку вперёд; два – встать, вернуться в исходное положение; 4–5 раз.)
Веточку сейчас положим,
Вокруг неё мы прыгать сможем.
(И. п. – основная стойка, гимнастическая палка на полу. Прыжки через гимнастическую палку; 4 раза.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Веточки пора собрать!
Дети поднимают гимнастические палки.
Инструктор.
Нам ещё чуть-чуть пройти,
И встретим домик на пути.
Чтоб до домика добраться,
Нужно очень постараться:
Друг за другом – прыг по кочкам!
И пролезем под мосточком… (Ходьба по залу, прыжки по «кочкам», подлезание под дугу.)
Вот мы с вами и дошли до домика Ежа!
Здравствуй, Ёжик! Как дела?
(Неожиданно из норки выбегает Лиса.)
Лиса. Я давно тут вас ждала!
Воспитатель.
Ой, какие чудеса:
Нас встречает здесь Лиса!
Лиса.
Я к Ежу вас не пущу,
Догоню всех и схвачу!
Дети разбегаются, Лиса их догоняет, затем снова прячется.
Инструктор.
Потихоньку подойдём…
Всё равно Лису найдём!
(Игра повторяется.)
Лисонька, нас не пугай,
К Ежу в гости приглашай.
Лиса.
Я ребяток не пугала.
Я с ребятками играла.
Ёжик, Ёжик, выходи,
На ребяток погляди!
Из домика выходит Ёж с корзиной яблок.
Ёж.
Вы, ребята, молодцы,
Вы, ребята, удальцы!
Так усердно занимались,
Не ленились и старались,
И поэтому для вас
Я подарочки припас! (Угощает детей яблоками.)
Инструктор (детям).
Спасибо скажем мы Ежу,
И я вас в группу провожу.