Творческий проект «Ознакомление старших дошкольников с русскими народными музыкальными инструментами в условиях ФГОС ДО»

Творческий проект «Ознакомление старших дошкольников с русскими народными музыкальными инструментами в условиях ФГОС ДО»

Ю.Б. Чекмарева, музыкальный руководитель, МБДОУ Детский сад № 4, г. Старица, Тверская область

 

Слайд 1. Тема нашего проекта – «Ознакомление старших дошкольников с русскими народными музыкальными инструментами в условиях ФГОСДО». Участники – дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители. Вид проекта: творческий. Продолжительность с сентября по май.

Слайд 2. Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Доказано, что восприятие музыкальных произведений в исполнении русских народных  инструментов обеспечивает ребёнку эмоциональный и психологический комфорт, способствует более яркому, красочному и живому познанию окружающего мира.

Слайд 3. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Одной из задач ФГОС является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств. В связи с этим особую актуальность приобретает овладение народным наследием, приобщающим ребёнка к основам национальной культуры.

Слайд 4. В процессе реализации проекта мы решили показать дошкольникам, что существует удивительный, яркий и весёлый мир – народная музыка, а русские народные инструменты всегда современны, любимы и востребованы. Данная тема близка, понятна и интересна ребёнку, потому что связана с игрой. Ребята с удовольствием исследуют тот или иной музыкальный инструмент, извлекают необычный звук, чувствуют его голос, а, следовательно, хотят услышать звучание инструмента в профессиональном исполнении. Это доказывает, что мир музыки интересен и важен для всех детей. Поэтому мы считаем, что данная тема актуальна, следовательно, педагоги должны помочь дошколятам почувствовать красоту народной музыки, слияние её с человеческой душой.

Слайд 5. Целью проекта мы сделали приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, миру русских музыкальных инструментов, способствующее интеллектуальному и духовному развитию наших воспитанников, а также наметили ряд задач. Мы решили привлечь родителей к реализации проекта, а также познакомить детей с участниками Старицкого народного ансамбля «Сюрприз».

Слайд 6. Мы предположили, что в результате реализации проекта дети  узнают и полюбят произведения русской народной музыкальной культуры, смогут узнать звучание русских народных инструментов в жизни, в записи, на экране, сумеют воплотить свои знания в продуктивной и самостоятельной деятельности.

Слайд 7. Были определены основные направления в работе с детьми. Сюда вошли познавательные беседы, игры различной направленности, слушание русской народной музыки в исполнении народных оркестров, знакомство с выдающимися деятелями культуры, проведение занятий совместно с преподавателями ДШИ, семейных праздников, изготовление музыкальных инструментов в совместной деятельности.

Слайд 8. На предварительном этапе мы выявили знания детей о народных музыкальных инструментах. Наши воспитанники обменялись опытом: рассказали о знакомых им русских народных инструментах, о том, где слышали народную музыку, о членах своих семей, умеющих играть на гитаре, гармони, баяне. Ребята рассматривали иллюстрации и репродукции, слушали голоса различных инструментов, подбирали прилагательные, обозначающие их характер. На занятии дети смогли услышать русские народные мелодии («Камаринская», «Светит месяц» и другие).

Слайд 9. В группе систематически пополняется развивающая предметно-пространственная среда, которая создана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, санитарно-гигиенических требований, безопасных условий. В группе создано настенное панно, на котором размещаются и меняются детские работы по темам проекта. Это «Весёлая берёзка с гармошками».

Слайд 10. На занятии по аппликации мы изготовили «волшебные цветы папоротника». Смысл этой композиции в том, что музыка помогает папоротникам расти, а сам цветок папоротника издревле связан с русскими народными поверьями и сказаниями.

Слайд 11. Полученные знания в результате слушания русской музыки, чтения сказок и рассматривания иллюстраций дети реализовали на занятии по декоративному рисованию «Русские народные костюмы». Следующей композицией стало отражение народной традиции сговора юношей и девушек в хоровод. На молодых людях русские народные костюмы, придуманные детьми.

Слайд 12. В группе провели интегрированные занятия «Фабрика по изготовлению музыкальных инструментов» (ручной труд и аппликация), в процессе которого у нас получились замечательные гитары и домры.

Слайд 13. Гитары и домры тоже были размещены на панно.

Слайд 14. На основном этапе были проведены беседы «Как появились русские народные музыкальные инструменты», «Музыкальные традиции древних славян», «Русские народные костюмы», «Струнные музыкальные инструменты», «Королева гитара», «Аккордеон и баян – сходство и отличие».

Слайд 15. Для детей были подобраны загадки и литературные произведения о русских народных музыкальных инструментах «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева, русская сказка «Волшебная дудочка», сборник русских песенок «Гармошка-говорушка», «Тростниковая дудочка» и др.

Слайд 16. Организованы музыкальные, музыкально-дидактические, музыкально-ритмические игры, игры с текстом, игры малой подвижности «Угадай, чей голосок», «Повтори ритм», «Придумай свой ритмический рисунок», «Игра с бубном», «Оркестр», «Бубенчики» и др.

Слайд 17. На занятии по ручному труду мы изготовили шумовые музыкальные инструменты и наполнили коробочки разными семенами для определённого звучания. Ребята работали в парах.

Слайд 18. А затем сыграли на этих и других инструментах в оркестре.

Слайд 19. Для детей была подготовлена презентация о нашем земляке Василии Васильевиче Андрееве – знаменитом музыканте-балалаечнике, создателе Великорусского оркестра народных инструментов, дети прослушали музыкальные произведения в исполнении этого оркестра.

Слайд 20. Ежедневно проводятся хороводные игры «Как у наших у ворот», «На лесной поляне», «Весёлые музыканты», «Во поле берёза стояла» и другие игры, в которых  предполагается импровизация игры на различных музыкальных инструментах – балалайке, дудочке, барабане, гармони и др.

Слайд 21. В процессе реализации проекта мы сотрудничали с педагогами детской школы искусств. Было проведено несколько занятий в музыкальной гостиной. Н.А. Пустовит познакомила наших воспитанников с народными музыкальными инструментами – бубнами, бубенцами, трещотками, коробочками, рубелем и др.

Слайд 22. Дети с помощью педагогов разыграли музыкальные инструментальные сказки.

Слайд 23. «Домра – солнечный домик» – так называлась следующая встреча в музыкальной гостиной. В исполнении на домре Натальи Александровны ребята услышали русскую народную музыку.

Слайд 24. И узнали, что под аккомпанемент этого замечательного инструмента можно и петь, и танцевать.

Слайд 25. Третье занятие было посвящено гитаре. Дошколята узнали, что этот инструмент называется струнным щипковым, что гитара состоит из деревянного корпуса и грифа. На слайдах дети увидели изображения древних гитар – кифар, гитаристов разных стран, шестиструнные, семиструнные и электрические гитары.

Слайд 26. К радости детей, учащиеся школы искусств по классу гитары устроили для них концерт. Было очень интересно услышать звуки гитары в детском исполнении.

Слайд 27. С аккордеоном наши дети хорошо знакомы. Но им было интересно подробно узнать о его строении, регистрах, при помощи которых инструмент может звучать как целый оркестр, и о том, что дальней родственницей аккордеона была простая губная гармошка.

Слайд 28. В исполнении на аккордеоне ребята услышали русские народные мелодии и вальс «На сопках Манчьжурии».

Слайд 29. В гостях у детей побывал директор и преподаватель школы искусств Александр Юрьевич Шабашкин. Он прекрасно исполнил на баяне русские народные песни и весёлые полечки.

Слайд 30. Ребята смогли не только послушать звучание этих инструментов, но и потанцевать.

Слайд 31. Педагоги школы искусств пригласили нас в гости. Для детей были проведены увлекательные беседы и игры. Каждый ребёнок мог посмотреть, потрогать любой музыкальный инструмент, попробовать извлечь из него звук.

Слайд 32. На заключительном этапе состоялся семейный концерт «Радуга талантов», в котором приняли участие педагоги, родители и воспитанники.

Слайд 33. Перед дошкольниками выступил известный в Старице коллектив – народный ансамбль «Сюрприз». Зрители с восторгом приняли музыкальные произведения «Сельская кадриль» и «Вечерний хоровод».

Слайд 34. Дети, их родители, выпускники детского сада порадовали всех своими выступлениями.

Слайд 35. Своё настроение, созданное во время различных мероприятий, дети отразили в разноцветной радуге и весёлых нотках. В итоге у нас получилось радужное панно под названием «Это русская сторонка».

Слайд 36. В рамках проекта в районной газете «Старицкий вестник» опубликованы статьи «Музыка всюду живёт» и «Островок любви и добра».

Слайд 37. Можно отметить, что в результате проделанной работы воспитанники получили представление о русской народной музыкальной культуре: хорошо знают и называют русские народные музыкальные инструменты (домра, гитара, баян, аккордеон и др.), узнают их звучание в оркестре, обладают знаниями об одарённых мастерах и знаменитых оркестрах народных инструментов. В тесном контакте мы работали с педагогами Старицкой школы искусств, с их помощью дети смогли услышать «живые» голоса русских народных музыкальных инструментов. Родители с удовольствием приобщились к интересной и познавательной работе, участвовали в занятиях и концертах.

Слайд 38. В ходе реализации проекта использовались современные формы совместной деятельности взрослых и детей: сотрудничество, сотворчество, интеграция, синтез, поиск информации на сайтах интернета, в источниках научной и художественной литературы. Вся работа систематически освещалась на сайте ДОУ.

Слайд 39. В ближайшее время запланирован концерт учащихся детской школы искусств для детей и родителей нашей группы. Ребята сыграют на русских народных инструментах, с которыми дошкольники познакомились в процессе реализации проекта.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x