Спасём девочку Катю от микробов! Игра-путешествие для детей средней группы
Ю.С. Хабарова, старший воспитатель, ГБДОУ Детский сад «Ромашка», г. Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Форма проведения: совместная деятельность взрослого и детей.
Цель: формировать у детей представление о здоровом образе жизни и личной гигиене.
Задачи:
Образовательные:
– закреплять знания детей о личной гигиене, здоровом образе жизни;
– уточнять представление детей о предметах личной гигиены, о режиме дня, о пользе витаминов;
– закреплять названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать;
– закреплять знания детей о цифрах и счёте до 5, геометрических фигурах, цветах;
– закреплять умение правильно держать карандаши и фломастеры, правильно сидеть за столом.
Развивающие:
– развивать речь, словарный запас, чувственный опыт и фиксировать полученные впечатления в речи;
– развивать мелкую моторику;
– развивать память, мышление, воображение;
– развивать двигательную активность.
Воспитательные:
– воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни;
– воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье.
Предварительная работа: беседы с детьми о здоровом образе жизни (в соответствии с лексическими темами), ежедневное формирование правил личной гигиены в режимных моментах, чтение художественной литературы «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского, знакомство с цифрами, геометрическими фигурами, цветами на занятиях по ФЭМП, ИЗО.
Материал и оборудование
– Конверт с письмом
– Карта с подсказками
– Следы рук и ног из коричневой бумаги
– Цифры от 1 до 5
– Картинки «Мяч», «Карандаш»
– Мыло, зубная щётка, полотенце, зубная паста, гель для душа, мочалка, расчёска, бантики, ложка, фломастер, молоток, кубик, машинка, муляжи фруктов и овощей, бумага, щётка для обуви
– Картинки из серии «Распорядок дня»
– Тарелки с нарезанными овощами и фруктами
– Повязка на глаза
– Фломастеры, карандаши по количеству детей
– Геометрические фигуры из цветной бумаги
– Магнитная доска, магниты
– Покрывало с наклеенными на него изображениями микробов
– Магнитофон, диск с музыкой
– Телевизор или мультимедиа проектор с мультфильмом «Фиксики», серия «Микробы»
– Стол, стулья по количеству детей
– Пульверизатор с водой
Действующие лица: воспитатель, девочка Катя (можно пригласить ребёнка старшей или подготовительной к школе группы).
Ход мероприятия
- Организационный момент
Воспитатель. Ребята, нам пришло письмо от девочки Кати. Давайте я его вам прочитаю: «Ребята, помогите! Меня зовут Катя, я не хотела умываться и причёсываться и стала грязнулей-замарашкой! Утром я пошла гулять. Меня схватили злобные микробы и утащили в своё королевство. Они оставили следы, по которым вы сможете меня. Освободите меня, друзья!»
Ребята, поможем Кате освободиться от злобных микробов?
Дети. Конечно, поможем!
- Основная часть
По группе расклеены грязные следы рук и ног. На следы наклеены цифры.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие грязные следы оставили микробы! Думаю, нам нужно по ним пойти. А вот и первая подсказка (цифра 1): «Подбери предметы правильно». (Воспитатель просит детей выбрать предметы, помогающие ухаживать за телом, лицом, зубами, волосами.)
Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием микробов. Идём дальше. Ищем след с цифрой 2. Отгадайте загадки о чистоте и здоровье.
По утрам и вечерам
Чистит-чистит зубы нам,
А днём отдыхает,
В стаканчике скучает. (Зубная щётка.)
Вафельное и полосатое,
Ворсистое и мохнатое,
Всегда под рукою –
Что это такое? (Полотенце.)
Мойдодыру я родня.
Отверни-ка ты меня,
И холодною водою
Быстро я тебя умою (Кран.)
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным.
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю… (зарядку).
Не смотрю пока в него,
Рядом нету никого.
Не помыться, не побриться
И прическу не видать.
Без него не могут люди
И наряды примерять. (Зеркало.)
Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длиннее,
Чем у волков и у медведей. (Расчёска.)
Чтобы волосы блестели
И красивый вид имели,
Чтоб сверкали чистотой,
Мною их скорей помой. (Шампунь.) (3)
Ребята, вы отлично справились с загадками!
Ищут след с мячом. Физкультминутка.
Воспитатель. Ребята, давайте немного отдохнём и разгоним усталость, чтобы нам хватило сил идти дальше.
(Дети выполняют движения по тексту.)
Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишко,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся. (1)
Ищут след с цифрой 3. «Путаница».
Воспитатель. Ребята, смотрите, микробы перепутали все картинки с распорядком дня. Давайте расставим их правильно, и тогда мы сможем пойти дальше. (В ходе игры дети комментируют свой выбор карточек.)
Ищут след с цифрой 4.
Воспитатель. Для того, чтобы быть здоровыми и крепкими, нам нужны витамины. А где есть витамины?
Дети. В овощах и фруктах.
Воспитатель. Правильно! И сейчас мы с вами угадаем эти полезные продукты на вкус.
Игра «Угадай на вкус». Воспитатель вносит тарелку с нарезанными овощами, фруктами, предлагает детям с закрытыми глазами попробовать кусочек какого-то овоща, фрукта и задаёт вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?», «Кислый, как что?», «Сладкий, как что?».
Ищут след с карандашом.
Воспитатель. Ребята, смотрите, микробы дали вам сложное задание. Нужно выбрать себе одну геометрическую фигуру, назвать её форму и цвет. А потом эту фигуру превратить в микроба. Для этого вам понадобятся карандаши и фломастеры. А вот какие бывают микробы (показ фото на экране телевизора). Где живут микробы на нашем теле?
Дети. На зубах, на коже, под ногтями, в ушах…
Воспитатель. Предлагаю размять наши пальчики перед рисованием.
Пальчиковая гимнастика «Моем руки»
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
(Энергично потирают ладонь о ладонь.)
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
(Сжимают в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляют пальцы, как бы стряхивая воду.)
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
(Энергичными движениями «вытирают» поочерёдно руки.) (2)
Дети садятся за стол и приступают к рисованию микробов. Важно обратить внимание на правильную посадку за столом. Рисунки развешивают на магнитную доску. С выставкой рисунков можно продолжать работу, либо раздать рисунки детям домой.
Воспитатель. А скажите, пожалуйста, откуда к нам прилипают микробы? Что нужно делать, чтобы их уничтожить? (Ответы детей.)
Ищут след с цифрой 5. Дети находят покрывало с нарисованным на нём микробом, под которым сидит и плачет девочка Катя.
Воспитатель. Ребята, кажется, мы нашли девочку Катю. Но как же нам её освободить? Может, поможет волшебное заклинание?
(Произносит «заклинание».)
От простой воды и мыла у микробов тают силы!
Дети повторяют «заклинание», а воспитатель опрыскивает покрывало водой. Из-под покрывала появляется лохматая, с грязным лицом и руками девочка Катя.
Воспитатель. Катя, мы так долго тебя искали! Столько трудностей преодолели! Ребята, поможем Кате привести себя в порядок и отправиться к маме.
Дети под весёлую музыку умывают девочку Катю, вытирают полотенцем, причёсывают (звучит песня из м/ф «Маша и медведь»).
Катя. Ребята, спасибо вам огромное! Вы спасли меня от злых микробов. Теперь я буду каждый день умываться, чистить зубы, причёсываться, делать зарядку, есть только полезные продукты и стану такой же здоровой и красивой, как вы.
Девочка Катя под музыку уходит.
- Заключительная часть
Воспитатель. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что понравилось больше всего? Что нужно делать, чтобы быть здоровыми? Вы показали, что много знаете о здоровом образе жизни, и я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Фиксики» серию «Микробы».
Источники
- Лебедева О.И. Здоровье сберегающие технологии: физкультминутки в средней группе//Образовательная социальная сеть nsportal.ru
- Меркулова В.А. Пальчиковая гимнастика по теме «Культурно-гигиенический навыки» для детей 3-5 лет»//Образовательный портал Prodlenka.
- Познавательно-развивающий сайт для благополучия ваших близких и детей po-ymy.ru «Загадки про гигиену и про предметы личной гигиены».