Сложные ситуации в вопросах и ответах. Вредные привычки

Сложные ситуации в вопросах и ответах. Вредные привычки

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва

 

В рамках рубрики «Актуальный разговор» обсудим тему вредных привычек. Как предотвратить их формирование, что делать, если они уже закрепились и какую роль в их преодолении могут сыграть полезные мультфильмы.

 

Дочка ничего не хочет делать сама. В детский сад только на руках, все подними и убери за ней. Ей два года и восемь месяцев. Это переходный возраст? Как с этим справиться? Как не избаловать ее, но и не сломать способность отстаивать свое мнение?

Начните с анализа истоков такого поведения дочери. Она всегда так себя вела или это началось в определенный период? В первом случае мы имеем дело с привычкой. Ребенку удобно и комфортно. И отходить от закрепленных моделей нужно постепенно. Малышу  трудно понять и еще труднее сразу перестроить привычные действия, если вчера вы все делали за него, а сегодня неожиданно потребовали самостоятельности. В рубрике «Актуальный разговор» подробно обсуждалось, какую самостоятельность в каком возрасте можно и даже нужно предоставлять ребенку (Дошкольное воспитание. 2017. № 3). Поэтапно вводим правила по самообслуживанию и самостоятельности, например, начинаем с уборки за собой посуды после еды. Желательно делать это в игровой форме или с использованием психотерапевтических сказок.

Если подобное поведение появилось после формирования навыков самостоятельности, то оно может свидетельствовать о кризисном периоде (названном вами переходным возрастом) в жизни малыша. Причем кризис бывает как возрастной, так и ситуативный. Вопрос, как родителям вести себя в ходе кризисов, также рассмотрен ранее в рубрике «Актуальный разговор» (Дошкольное воспитание. 2017. № 2).

В любом случае, поскольку модели поведения уже закрепились, от родителей потребуется терпение, спокойствие, но при этом уверенная твердость и многочисленные объяснения, а также обязательное поощрение за выполнение (даже частичное) введенных правил.


Как предотвратить формирование вредных привычек у ребенка с ранних лет?

Есть несколько основных моментов в профилактике вредных привычек. Прежде всего это комфортный для малыша психологический климат в семье, атмосфера любви и приятия, достаточное внимание близких. Большое значение имеет также личный пример родителей. Бессмысленно требовать от ребенка аккуратности, если это качество не присуще всем членам семьи. Не менее важно знать о возрастных особенностях развития ребенка, чтобы понимать, какие требования самостоятельности в каком периоде уместны и справедливы, а в каком – нет.

Некоторые важные моменты развития самостоятельности и формирования навыков самообслуживания также рассматривались в рамках рубрики «Актуальный разговор» (Дошкольное воспитание. 2020. № 6).


Ребенок (4 года) постоянно жует различные предметы, например карандаши, рукава одежды. Как эффективнее преодолеть эту вредную привычку?

Оптимально начать с определения причин такого поведения. В большинстве случаев оно сигнализирует о повышенной тревожности и стрессе. Таким способом ребенок успокаивается, разряжается и расслабляется. Что стоит за тревожностью малыша – это следующий вопрос. В качестве причин могут выступать неблагоприятная семейная обстановка, недостаток общения, изменение привычного уклада жизни. Желательно по возможности устранить причины его беспокойства, окружить вниманием и заботой.

Ребенок может жевать предметы из-за скуки, таким образом занимая себя. Тогда важно предложить ему интересные способы проведения досуга. Возможно, он «подсмотрел» эту привычку у старшего брата или папы, неосознанно грызущих карандаши и ручки, и хочет быть на них похожим. Тогда преодолевать такую манеру поведения придется и тем, кто стал для него образцом. Причина может заключаться в том, что вы так акцентируете на подобных действиях внимание, что для малыша это отличный повод наконец получить его от вас в достаточном количестве. В таком случае важно демонстрировать спокойствие и даже некоторое безразличие к закрепленной форме поведения. Но одновременно уделять малышу больше внимания каждый день, чтобы удовлетворять его потребности в заботе и общении.

К числу универсальных приемов преодоления, независимо от причины возникновения привычки, можно отнести переключение внимания ребенка: когда он начинает жевать предметы, рассказывать в ходе игры или с помощью психотерапевтической сказки, по каким причинам такое поведение неуместно и к каким последствиям оно может привести.

Важно запастись терпением. У вашего ребенка уже сформировалась модель поведения, которая преодолевается не за один день. При систематической работе на это нужно в среднем 30–40 дней.

 

Перечень мультфильмов по теме вредных привычек

 

Мультфильм «Сестрички-привычки» (1989 г.). Мальчик познакомился с сестричками Канителькой, Неряшкой и Капризулькой. Общение с ними помогло ему избавиться от вредных привычек, потому что ничего хорошего это ему не принесло. Используем просмотр мультфильма для разговора о вредных привычках ребенка, в том числе неаккуратности и капризности.

Возрастная категория: 0+.

Продолжительность: 10 мин.

Основные вопросы и ход беседы. Как Андрюша познакомился со своими сестричками-привычками? Что ему не понравилось в каждой из них? Что делать, чтобы справиться с такими сестричками-привычками, как Канителька, Неряшка и Капризулька? А у тебя есть сестрички – вредные привычки? Как можно справиться с ними?

Занятия после просмотра. Любимые игры с водой. Жмурки. Генеральная уборка всей семьей.

Сложные ситуации в вопросах и ответах. Вредные привычки

 

Мультсериал «Малышарики» (2016 г.). Сборник 1. Выпуск 3. Серия 24. «Лошадка». Про то, как из-за беспорядка может потеряться игрушка. Используем мультфильм для профилактики и преодоления вредной привычки не убирать игрушки на место.

Возрастная категория: 0+.

Продолжительность: 5 мин.

Основные вопросы и ход беседы. Во что играли Крошик и Ежик? Куда пропала лошадка? Что ее спрятало? Что ребята решили сделать с беспорядком? Что они спрятали в коробку? А что сделали со стикерами? Где оказалась лошадка? Как ты думаешь, какие твои игрушки и куда мог скрыть беспорядок? А куда мы можем «спрятать» беспорядок в твоей детской комнате? Давай устроим соревнование: кто быстрее «спрячет» беспорядок.

Занятия после просмотра. Любимые игры. Рисование. Игры с кубиками и конструктором. Пазлы. Затем устраиваем уборку игрушек – «прячем» беспорядок. Важно, чтобы у игрушек было свое место. По желанию можно «спрятать» беспорядок в доме в целом.

Сложные ситуации в вопросах и ответах. Вредные привычки

 

Мультсериал «Котики, вперед!». Сезон 2 (2019 г.). Серия 65. «Макси видит, Макси рушит». Про мартышку, которая ломала игрушки. Используем просмотр мультфильма для профилактики и преодоления вредной привычки ломать игрушки.

Возрастная категория: 0+.

Продолжительность: 5 мин.

Основные вопросы и ход беседы. Что делала с игрушками мартышка Макси? Какие игрушки она сломала? Что сделали котики, когда все игрушки в магазине закончились? Что они подарили Макси? Как себя вести, чтобы случайно не ломать игрушки? У Макси получилось быть аккуратнее с подаренной машинкой и не сломать ее? Что можно сделать со сломанными игрушками? Каким образом Макси починила самолетик, единорога, мяч и машинку?

Что случилось с домом на дереве котиков? Что они решили с ним сделать в конце мультфильма?

Давай вместе починим твои игрушки. Что будем чинить, и что нам для этого понадобится?

Занятия после просмотра. Чиним сломанные игрушки. Строим дом из подручных предметов (коробки, столы, стулья, одеяла и др.). Играем с любимыми игрушками. Играем в мячик.

Сложные ситуации в вопросах и ответах. Вредные привычки

 

Мультсериал «Кукутики». Сезон 1 (2020 г.). Серия 105. «Козявки». Песенка про гномика, который любил ковырять в носу. Используем просмотр мультфильма для профилактики и преодоления вредной привычки ковырять в носу.

Возрастная категория: 0+.

Продолжительность: 3 мин 14 с.

Основные вопросы и ход беседы. Что любил делать веселый гномик из леса? Куда он клал свои козявки? Что ему говорили мама с папой и доктор? А кто над ним смеялся? Что однажды начал делать гномик вместо того, чтобы есть козявки? Что еще вкуснее козявок, кроме торта?

Как ты думаешь, что нужно делать с козявками из носа? Обсуждаем с ребенком ежедневную гигиену носа в ванной. А также то, чем может быть опасно ковыряние в носу.

Занятия после просмотра. Учимся аккуратно вычищать нос в ванной. Ролевые игры в гномиков. Уход за комнатными растениями. Игра с мячом «Съедобное – несъедобное».

 

Мультсериал «Смешарики: Азбука здоровья» (2009 г.). Сезон 1. Серия 2. «Руки». Про то, что может случиться, если не мыть руки перед едой. Используем просмотр мультфильма для профилактики и преодоления вредной привычки есть грязными руками.

Возрастная категория: 0+.

Продолжительность: 6 мин 30 с.

Основные вопросы и ход беседы. Что принесла Совунья Крошу и Ежику, которые делали для нее тележку? Что имел в виду Крош, когда спрашивал Ежика про то, что у него с руками? А что имела в виду Совунья, когда задавала тот же вопрос Крошу? Что нужно делать каждый раз перед едой? Когда еще важно мыть руки? Что может произойти, если не делать этого перед едой? Что попадает на еду через грязные руки? Как так получилось, что руки не мыл Крош, а заболел Ежик? Из-за чего заболел живот у Кроша? С чем нужно мыть руки, чтобы защититься от микробов? Что еще важно мыть перед едой?

Занятия после просмотра. Учимся тщательно мыть руки. Игры с водой. Учимся мыть фрукты и овощи. Мастерим из дерева.

Сложные ситуации в вопросах и ответах. Вредные привычки

 

Примечание. В рубрике «Актуальный разговор» (Дошкольное воспитание. 2020. № 6) предложен перечень мультфильмов по темам развития самостоятельности и формирования навыков самообслуживания, в котором также частично отражены вопросы профилактики и преодоления вредных привычек.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x