Моя малая родина – Татарстан. Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста (с участием родителей)

Моя малая родина – Татарстан. Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста (с участием родителей)

Ю.Л. Мингазова, музыкальный руководитель, О.В. Бикмуллина, воспитатель, МБДОУ Детский сад № 58 присмотра и оздоровления, Московский район, г. Казань, Республика Татарстан; участники Всероссийского конкурса «Моя малая родина»

 

Цель. Воспитывать любовь к родному городу, вызвать гордость за малую родину.

Задачи

Образовательные: формировать духовно-нравственное отношение к родному дому, семье, к культурному наследию своего народа; воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей; воспитывать уважительное отношение к государственной символике, традициям государства, общественным праздникам; воспитывать любовь к природе, желание беречь и защищать её; формировать яркие положительные эмоции в процессе творческого взаимодействия детей со взрослыми.

Развивающие: развивать способности к освоению и преобразованию культурного пространства; развивать детское творчество в музыкальной и художественной деятельности.

Воспитательные: воспитывать музыкальный и эстетический вкус, интерес к родному краю, любовь и уважение к родным и близким; показать красоту и своеобразие родного края, помогая детям осознать себя частицей своей малой Родины.

Подготовительный этап квест-игры

  1. Определение темы, цели и задач игры.
  2. Разработка формы игры.
  3. Разработка системы оценок для жюри, выбор жюри.
  4. Информация об игре, реклама, подготовка призов.

Предварительная работа

С детьми: рассматривание карты Республики Татарстан; рассматривание иллюстраций старой и новой Казани; чтение стихотворений о Родине;

беседа об истории, о достопримечательностях, символике, известных людях Татарстана; экскурсия в «Национальный музей Республики Татарстан»;

дидактическая игра «Экскурсия по городу».

С родителями: подготовка мини-сцен из сказки Габдуллы Тукая «Шурале», изготовление костюмов и декораций; изготовление шумовых инструментов для озвучивания мини-сценки.

С педагогами: организация и проведение мастер-класса для родителей по изготовлению шумовых инструментов.

Материал и оборудование. Иллюстрации с изображением города Казань (старая и новая). Презентация «Моя малая Родина». Мультимедийный экран. Скрипичный ключ. Ноутбук. Карточки с названием музыкальных произведений. Флеш-носитель с музыкальными отрывками из балета «Шурале» Ф. Яруллина, оперы «Алтынчеч» Н. Жиганова, оперы «Су анасы» Э. Бакирова, «Осень» Р. Яхина. Отрывки танцев народов мира. Фланелеграф с нотным станом. Костюмы для мини-сценок. Тюбетейка. Атрибуты для музыкальных импровизаций. Семь карточек с нотами. Шумовые инструменты. Пазлы репродукций картин и фотографии известных художников Татарстана.

Участники игры. В игре принимают участие дети старшего дошкольного возраста и их родители.

Критерии оценки игры

  1. Ответы на вопросы и задания должны быть полными и правильно сформулированными.
  2. Учитываются быстрота и правильность выполнения заданий.

Подготовка и проведение игры: Бикмуллина О. В. – воспитатель высшей категории; Мингазова Ю. Л. – музыкальный руководитель первой категории.

Жюри игры: Мадеева И. Э. – заведующий; Кузнецова И. Ю. – старший воспитатель.

 

Действующие лица: ведущий (воспитатель) и Скрипичный ключ (музыкальный руководитель).

 

Ход игры

Под музыку дети вместе с родителями заходят в музыкальный зал, занимают свои места за столиками.

Ведущий. Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Приглашаю вас принять участие в игре «Моя малая Родина»: мы с вами должны собрать капсулу культуры, в которой будут заключены история, традиция, красота и своеобразие Татарстана. А потом мы передадим её нашим друзьям из других республик.

Что мы Родиной зовём?

Дом, в котором мы живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Все, что в сердце бережём.

(В. Степанов)

О чём говорится в этих строках? (Ответы детей: о Родине; о маме, о праздниках.)

Что такое Родина? (Ответы детей: это место, где ты родился, где живут твои родные люди: мама и папа; это твои родственники; это место где, ты живёшь, это русские леса, поля и реки; земля, на которой жили наши предки, это земля, которую защищали от врагов и т. д.)

Послушайте пословицы:

Родина начинается с семьи.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Родина любимая – мать родимая.

А в какой стране мы живём? (В России.) Да, Родина у нас всех одна – это Россия. Но есть у нас ещё одна родина – малая, та, где мы родились, выросли и ходим в детский сад. Наша с вами малая родина – Республика Татарстан.

Ребёнок (читает стихотворение Резеды Валеевой «Край мой родной, Татарстан»).

Край мой родной,

Ты сегодня известен

Чудом подземных своих кладовых –

Трудно дающимся золотом нефти –

И красотой городов молодых!

Край мой родной,

Где становятся былью

Дерзкие взлёты крылатой мечты,

Подвигом – песней поэта Джалиля –

Целой планете запомнился ты!

Ведущий. Давайте посмотрим на экран…

(На экране слайд с изображением государственного флага Республики Татарстан.)

Цвета флага нашей Республики означают: зелёный – зелень весны, возрождение; белый – цвет чистоты; красный – зрелость, энергия, сила, жизнь.

(На экране слайд с изображением герба Республики Татарстан.)

Государственный герб нашей Республики представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещённого в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись «Татарстан».

Моя малая родина – Татарстан. Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста (с участием родителей)

(На экране слайд с портретом композитора Рустема Яхина.)

Рустем Яхин – татарский композитор, написавший музыку к гимну республики Татарстан. Предлагаю послушать гимн стоя. (Музыка не звучит.)

Ничего не понимаю… Музыка не звучит. Что же делать? (Ответы детей.) Как же мы соберём капсулу культуры без гимна?

В зал входит Скрипичный ключ.

Скрипичный ключ. Здравствуйте, дорогие друзья! Вы меня узнали? (Дети отвечают. На мультимедийном экране появляется «дверь». Скрипичный ключ касается этой двери маленьким скрипичным ключом и «дверь» «открывается». Появляется нотный стан с семью нотами.)

Ребята, что вы видите? (Ответы детей: ноты, нотный стан, скрипичный ключ.) Для чего нужны ноты? (Ответы детей: чтобы записывать музыку.) А эти ноты непростые (показывает на экран). За каждой нотой спрятаны вопросы и задания по разным направлениям: географии, музыки, истории… Я верю, что вы легко и быстро справитесь с ними. Готовы начать?

Итак, открываю ноту «до»… (На экране появляется задание: отгадать кроссворд.)

Скрипичный ключ. Что ж, вы справились с этим заданием! (Вручает участникам карточку с нотой «до».)

Открываю ноту «ре»… (На экране появляется задание: выбрать карточку с названием музыкального произведения и передать в движениях образы разных персонажей в соответствии с характером музыки.)

Помогут вам выполнить задание различные атрибуты (платки, перчатки, парики, шарфики, ленты, листья и т. д.).

Карточка № 1. Балет «Шурале» Ф. Яруллина.

Карточка № 2. Опера «Алтынчеч» Н. Жиганова.

Карточка № 3. Балет «Водяная» Э. Бакирова.

Карточка № 4. Пьеса «Осень» Р. Яхина.

Скрипичный ключ. Молодцы, вы точно передали настроение и характер музыки! (Вручает участникам карточку с нотой «ре».)

Открываю ноту «ми»… (На экране появляется задание: изучить и сравнить фотографии старой и современной Казани, ответить на вопросы: что общего между ними? Чем они различаются? Какая фотография больше всего нравится и почему?)

Вы отлично справились с этим трудным, но интересным заданием! (Вручает участникам карточку с нотой «ми».)

Открываю ноту «фа»… (На экране появляется задание: посмотреть мини-сценку из сказки «Шурале» Г. Тукая и озвучить её музыкальными шумовыми инструментами.)

Ведущий.

Дровосек работой занят, знай, стучит себе, стучит. (Барабан.)

На мгновение забылся очарованный джигит. (Треугольник.)

Чу! Какой-то крик ужасный раздаётся вдалеке (свистулька),

И топор остановился в замахнувшейся руке.

И застыл от изумленья наш проворный дровосек. (Треугольник.)

Смотрит – и глазам не верит. Что же это? Человек?

Джин, разбойник или призрак – этот скрюченный урод? (Маракас.)

До чего он безобразен, поневоле страх берет! (Трещотка.)

Нос изогнут наподобье рыболовного крючка,

Руки, ноги – точно сучья, устрашат и смельчака. (Барабан.)

Злобно вспыхивая, очи в чёрных впадинах горят,

Даже днём, не то что ночью, испугает этот взгляд. (Трещотка.)

Он похож на человека, очень тонкий и нагой (маракас),

Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.

У него же в пол-аршина пальцы на руках кривых –

Десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых. (Барабан.)

(Г. Тукай. Шурале)

Моя малая родина – Татарстан. Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста (с участием родителей)

А сейчас предлагаю вам весёлую игру, которая называется «Танцующая тюбетейка». Встаём все в круг. Под музыку передаём тюбетейку друг другу по кругу. Когда музыка стихнет, тот игрок, у которого в руках окажется тюбетейка, надевает её на голову, выходит в круг и танцует под музыку.

После игры Скрипичный ключ хвалит участников и вручает им карточку с нотой «фа».

Скрипичный ключ. Открываю ноту «соль»… (На экране появляется задание: из пазлов собрать картины известных художников Татарстана и назвать их, затем из предложенных фотографий художников найти авторов картин.)

Вы отлично справились, молодцы! (Вручает участникам карточку с нотой «соль».)

Как вы знаете, татарским узором можно не только любоваться, но ещё и читать его. Круг в орнаменте – это солнце, волнистые линии – вода, квадрат – земля, дерево и птицы – плодородие. Открываю ноту «ля»! (На экране появляется задание: собрать по образцу татарский орнамент.)

Моя малая родина – Татарстан. Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста (с участием родителей)

Замечательно, друзья! (Вручает участникам карточку с нотой «ля».)

Осталась последняя нотка. Кто её назовёт? (Ответы детей: «си».) Открываю ноту. (На экране появляется задание: провести виртуальную экскурсию и рассказать об объектах всемирного наследия Республики Татарстан: Казанском кремле, Болгарском историко-археологическои комплексе и музее-заповеднике «Остров-град Свияжск».)

Моя малая родина – Татарстан. Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста (с участием родителей)

Вы успешно справились со всеми заданиями! (Вручает участникам карточку с нотой «си».) Сейчас эти ноты мы превратим в прекрасную мелодию. Возьмите их и разместите на нотном стане (фланелеграф). Вы слышите? Зазвучал гимн нашей Республики. (Звучит государственный гимн Республики Татарстан. Все слушают стоя.)

Текст гимна

Цвети, священная земля моя,

Да будет мирным твой небосвод!

Единый дом у нас, одна семья,

Живёт в согласии наш народ.

Богатый мудростью седых веков,

Надеждой, верою ты нам стал,

И пусть хранит тебя моя любовь,

Моя Республика, мой Татарстан!

(Ф. Пираев)

Ведущий. Друзья, мы проделали большую и важную работу по всем направлениям: географии, истории, музыке, искусству, истории. Капсула культуры собрана – мы подарим её нашим друзьям из соседних республик!

Всего доброго, до свидания!

Дети и родители выходят из зала.

3 4 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x