«Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
В.А. Сухомлинский
Патриотическое воспитание играет колоссальную роль в период личностного развития ребенка. Чтобы наши воспитанники стали достойными гражданами России, необходимо передать им богатейшую многонациональную историю и культуру нашей страны.
Вместе с коллегами мы наметили основные задачи воспитательной работы в этом направлении:
формировать представления об истории ВОВ, используя различные виды деятельности;
познакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, с городами – героями;
побуждать интерес к прошлому нашего города, приобщать детей к историческому прошлому большой и малой Родины;
показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;
учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас;
привлекать родителей к участию в праздничных мероприятиях, в создании наглядно-дидактического материала по теме «Великая Отечественная война», способствовать сохранению и продолжению непрерывной связи поколений.
На I (подготовительном) этапе провели анкетирование с родителями и педагогами, наблюдали за детьми, изучили литературу, разработали план мероприятий, заключили договора с организациями.
На II (основном) этапе разработали формы работы с детьми, родителями, педагогами, с социальными партнерами.
С детьми: беседы о войне; рассматривание иллюстраций с изображением героев ВОВ; непосредственная образовательная деятельность «Мы помним!», «Путешествие по России»; чтение книг «Читаем детям о войне», «Память отлитая в строку»; праздники, развлечения, квест-игры; поход к памятникам города, к памятнику воинам д. Кочаково и д. Пятино, павшим на полях сражений в 1941-1945 г.г.; экскурсии в музеи «Материнской славы», «Дружбы народов».
Наряду с традиционными формами мы использовали активные методы работы с родителями – участвовали в акции «Подарок ветерану», «Подари цветок ветерану». Воспитанники старших групп выступили на открытии детского сада № 202 – исполнили танец «Синий платочек», приняли участие в «Параде Победы!».
С родителями широко применяются как групповые, так и индивидуальные формы работы : консультации, беседы, совместная продуктивная деятельность с детьми, родительские собрания, праздники и акции приуроченные к «Дню Защитников Отечества» и «Дню Победы». Была организована семейная проектная деятельность «Моя семья в Великой Отечественной войне» и получила положительный отклик всех участников процесса.
Работа с социальными партнерами – еще одно важное направление в деятельности нашего детского сада. Наши партнеры: городские библиотеки и музеи, КВЦ «Радуга», СОШ № 55. Два раза в месяц дети посещают библиотеку им. Л. Кассиля. Администрация детского сада оказала библиотеке помощь в организации выставки детских рисунков «День Победы!». Воспитанники приняли активное участие во Всероссийских акциях «Письмо Победы», «Окна Победы!». На открытии недели детской книги в ТЮЗе дети с родителями посетили интерактивную площадку «Сурский рубеж». Была проведена экскурсия в военно-патриотический музей поискового отряда «ВЕДА», организованный при библиотеке им. К. Иванова .
Моя работа проходит в тесном контакте с педагогами – делюсь опытом по взаимодействию с родителями, провожу различные консультации, открытые мероприятия, мастер-классы, участвую в проведении педсоветов. В финале городского конкурса «Верность профессии» представила проект «Детям о войне», участвовала в конкурсе «Воспитатель года — 2022». На базе педагогического отделения Чебоксарского профессионального колледжа им. Н.В. Никольского поделилась опытом работы по патриотическому воспитанию. Принимала активное участие в шествие «Бессмертного полка». Мною разработаны всевозможные дидактические игры, конспекты мероприятий с детьми, перспективный план работы с родителями. Пишу статьи и публикуюсь в СМИ: в журнале «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения», в газете «Чебоксарские новости», в электронных сборниках «Вестник дошкольного образования».
Благодаря проделанной работе мы достигли следующих результатов:
у воспитанников появился интерес к подвигу народа в годы ВОВ;
дети проявляют уважительное отношение к ветеранам, труженикам тыла, детям войны, стали бережно относиться к семейным фотографиям и реликвиям (медали, ордена и др.), испытывать чувство гордости за свой народ;
повысился уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах ознакомления детей дошкольного возраста с подвигом русского народа;
предметно-развивающая среда обогатилась методическими материалами, мультимедийными продуктами, посвященным 78-летию Победы в Великой Отечественной войне, совместными усилиями педагогов, родителей и воспитанников оформлена «Книга памяти»;
родители (законные представители) стали более заинтересованными (активными) в сотрудничестве с детским садом в педагогическом процессе, предложили создать мини музей в детском саду.
Воспитанники, родители, педагоги активно участвуют в акциях поддержки населению Донбасса и спецоперации российских войск на Украине; организована выставка рисунков «Zа МИР» и др.
Патриотизм – это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим. Это уважение к историческому прошлому страны, к традициям, любовь к малой Родине. Это каждодневные усилия во имя того, чтобы наша страна становилась могущественнее и краше, чтобы граждане Российской Федерации независимо от их национальности жили лучше и верили в будущее своих детей и внуков.
Мы воспитываем юное поколение нашей страны, которое растет с любовью к Родине!