Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста

Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста

А. А. Лазукина, учитель-дефектолог, Л.И.Латыпова, М. А. Анощенкова, учителя-логопеды, Н.П. Радванская, педагог-психолог, ГБОУ «Школа № 64», дошкольная группа № 2, ЗАО, Москва

Цель. Расширить кругозор и эрудицию детей, выявить творческие способности старших дошкольников.

Задачи: закрепить знания о произведениях А.С. Пушкина, вызвать интерес к произведениям поэта; формировать связную речь, обогащать словарь; развивать интонационную выразительность речи при чтении стихотворений, творческие способности, коммуникативные навыки общения, умение детей работать в команде; воспитывать доброжелательное отношение в детском коллективе.

Предварительная работа. Чтение сказок А.С. Пушкина, заучивание стихотворений наизусть, рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.

Оборудование: литературный уголок, оборудованный книгами А.С. Пушкина, иллюстрациями к сказкам, детскими рисунками; портрет А.С. Пушкина, диск с записью звуков кошки; костюм «Кот ученый»; иллюстрация «Волшебное зеркало»; развивающая игра «Танграм» и контурные изображения «Лебедь», «Петушок», «Рыбка» к игре; ребусы; телеграммы от сказочных героев; красивый мешочек с завязками; предметы: яблоко, веревка, орех; слова мудрой мысли А.С. Пушкина, записанные на листах бумаги «Сказка – ложь, да в ней – намёк. Добрым молодцам урок!»

Ход литературной викторины

Ведущий. Здравствуйте, дорогие дети! Сегодня я хочу вам рассказать одну историю… Двести лет назад жил-был мальчик Саша. За ним ухаживала няня Арина Родионовна. Она очень любила маленького Сашу и рассказывала мальчику много разных интересных сказок: веселых и грустных, страшных и добрых. И он так полюбил эти сказки, что сам, когда вырос, стал их сочинять. Но сказки не простые, а сказки в стихах. Ребята, вы догадались, про кого эта история? (Ответы детей.)

Педагог демонстрирует детям портрет А.С. Пушкина.

Александр Сергеевич Пушкин – знаменитый русский поэт. А вы любите сказки? (Ответы детей.)

За ширмой раздается мяуканье кошки (CD «Голоса животных и птиц»).

Кажется, кто-то мяукает? Ребята, кто принес кошку?

Выходит педагог в костюме Кота ученого из «Лукоморья» (педагог может использовать в качестве персонажа мягкую игрушку или куклу би-ба-бо).

Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста

Кот.

Кот ученый – это я.

Я со сказками дружу.

В гости милости прошу!

Я — Кот ученый, кот волшебный,

Живу я в сказочной стране.

И каждый здесь меня узнает,

И каждый здесь известен мне.

Приветствую вас, дорогие друзья!  А знаете, откуда я прибыл? (Ответы детей.) Правильно, из Лукоморья.

Показывает иллюстрацию сказочного Дуба из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина.

А вы хотите попасть в сказочное Лукоморье и встретиться со сказками? (Да.) Тогда отправляемся в увлекательное путешествие в удивительный мир сказок. На пути вас ждут испытания. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать слово. В конце пути из этих слов вы сможете составить мудрое послание от А.С. Пушкина.

1-й тур. Из какой сказки отрывок?

Ведущий. Сейчас я буду читать вам отрывки из сказок, а вы отгадывайте, из какой сказки этот отрывок.

Три девицы под окном,

Пряли поздно вечерком.

(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.)

Ах, ты мерзкое стекло,

Это врешь ты мне назло?

(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.)

Год, другой проходит мирно,

Петушок сидит все смирно.

(Сказка о золотом петушке.)

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто.

(Сказка о рыбаке и рыбке.)

Жил-был поп, толоконный лоб.

(Сказка о попе и о работнике его Балде.)

Кот ученый выдает первую карточку со словом «СКАЗКА».

2-й ТУР. Сложи картинку

Ведущий (показывает карточки, на которых схематические изображения персонажи из сказок Пушкина). Ребята, с помощью конструктора Танграм сложите фигуры, изображенные на карточках. Скажите, герои каких сказок у вас получились. (Дети выполняют задание в парах).

Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста
ЛЕБЕДЬ РЫБКА ПЕТУШОК
Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста

Кот ученый выдает вторую карточку со словом «ЛОЖЬ».

3-й ТУР. Узнай сказку по словам

Ведущий показывает детям зеркало или иллюстрацию с изображением зеркальца из сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Зеркало.

Испытание другое

Вы пройти сейчас готовы? (Ответы детей.)

И вначале для порядка,

Загадаю вам загадки.

Соглашайтесь без опаски!

Вспомним пушкинские сказки.

Я вам предметы покажу,

Но сказку я не назову.

Угадайте сказку по трем словам.

Бочка, орех, комар. («Сказка о царе Салтане…».)

Невод, землянка, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

Лес, солнце, яблоко. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

Кот.

Что за умные ребятки!

Отгадали все загадки!

Кот ученый выдает третью карточку со словосочетанием «ДА В НЕЙ».

4-й тур. Волшебные картинки

На столах разложены карточки с иллюстрациями из трех сказок, отгаданных в предыдущем туре («Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).  Дети делятся на три команды. По сигналу педагога дети подбирают иллюстрации к сказкам, а потом каждая команда называет героев своей сказки.

Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста

Кот ученый выдает четвертую карточку со словом «НАМЁК».

 5-й тур. Сказочные ребусы

Ведущий. Ребята, перед вами ребусы. Попробуйте их разгадать.

Дети с помощью ведущего и Кота отгадывают ребусы.

Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста ЗЕРКАЛО
Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста ЛЕБЕДЬ
Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста ЛУКОМОРЬЕ

 Кот ученый выдает пятую карточку со словом «ДОБРЫМ».

6-й тур. Кто прислал нам телеграмму?

Ведущий. А теперь другое ждет вас испытание. Узнайте, кто прислал нам телеграммы.

«Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить». (Балда.)

«Ждите меня, скоро буду. Вот только орешки догрызу». (Белка.)

«Спасибо за приглашение, но приехать не могу. Нужно старухе корыто чинить». (Старик.)

«Приеду не одна, а со свои женихом королевичем Елисеем». (Молодая царевна.)

Кот ученый выдает шестую карточку со словом «МОЛОДЦАМ».

7-й тур. Волшебный мешочек

Кот убегает за ширму и выходит с «Волшебном мешочком».

Кот. Ой, ребята, посмотрите, нам не только телеграммы пришли, но и посылка! Пусть каждая команда достанет из мешочка один предмет и угадает из какой он сказки.

Дети по очереди достают яблоко («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»), веревку («Сказка о попе и его работнике Балде»), орех («Сказка о царе Салтане…»).

Кот ученый хвалит детей и выдает седьмую карточку со словом «УРОК».

Из полученных карточек дети, Кот ученый и педагог складывают послание: «Сказка – ложь, да в ней – намек! Добрым молодцам урок!»

Кот.

Сказки Пушкина – чудо страна!

Свои двери открыла она.

Эти сказки опять и опять

Будут дети читать и читать!

Ведущий. Сказки и все герои прощаются с вами. До новых встреч!

 

 

Список использованной литературы:

  1. А. Богатырева, Ю. Богатырев «Дошкольникам о Пушкине», М., «Гном и Д», 1999г.
  2. В. Даль «Пословицы русского народа», М., «Русская книга», 1993г.
  3. А. Самарцев «А.С. Пушкин», М., «Белый город», 2003г.
  4. И. Тихомирова «Воспитание сказками Пушкина», М., «Дошкольное воспитание», 2003г.
5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x