«Родина милая, Родина малая…». Образовательная деятельность для детей старшей группы

«Родина милая, Родина малая…». Образовательная деятельность для детей старшей группы

Л.А. Никитина, музыкальный руководитель, МБОУ Могильно-Посельская СОШ, с. Могильно-Посельское, Большереченский район, Омская область

 

Цель. Воспитание гражданина и патриота своей страны. Формирование нравственных ценностей, любви к Родине, родному краю.

Задачи. Дать представление о том, что такое малая родина. Познакомить с историей названия и возникновения родного села Могильно-Посельское. Прививать любовь к родным местам, учить видеть прекрасное вокруг себя, вызывать желание больше узнать о своём крае. Познакомить с творчеством поэтов Омской области через разучивание стихотворений о родном крае. Познакомить с устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине, родной земле. Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь. Закрепить знакомый музыкальный материал, развивать выразительность и эмоциональность исполнения.

Материал. Мультимедийная презентация «Моя малая родина». Фотографии старинных и современных видов Могильно-Посельского, Большеречья.

Предварительная работа. Экскурсии по селу Могильно-Посельское, в краеведческий музей. Разучивание музыкально-литературного репертуара. Рассматривание фотографий. Встречи со старожилами села. Выполнение рисунков, посвящённых родному селу.

 

Ход ОД

 

Звучит песня «Наш край» (муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца), дети заходят в зал.

Музыкальный руководитель (м. р.).

Малая Родина – островок земли –

Под окном смородина, вишни расцвели,

Яблоня кудрявая, а под ней скамья,

Ласковая, малая родина моя!

Добрый день дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие по родному краю, вспомним всё, что знаем о своём селе.

А как вы понимаете выражения «родной край», «родные места», «родительский дом»? (Ответы детей.) Кого или что мы ещё можем назвать «родным», «родной»? (Маму, папу, детский сад, село, свою страну.)

Послушайте, как слово «родная» может звучать в стихотворении.

Ребёнок.

Родная моя, бескрайняя Россия:

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святы,

Где бы ты в России ни бывал.

Каждая берёзка, кустик каждый,

Задремавшие в лесу поля,

Всё напомнит мне о самом главном,

Только здесь родимая земля!

М. р. «Родимая, родная сторона» – это место, где нам всё дорого и близко, где мы родились и выросли, где всё для нас родное.

Кто из вас знает, как называется страна, в которой мы живём? (Россия.) У нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия. Давайте посмотрим на экран. Что мы видим? (Это карта России – на ней реки, города…)

Посмотрите, как много городов в нашей стране! А как называется главный город нашей страны, столица нашей Родины? (Москва.)

Мы видим, что Россия – большая страна. В России много рек, гор, лесов, городов. Когда на одном конце нашей страны люди ложиться спать, на другом конце наступает утро. На одной стороне может идти снег, а на другой припекает солнышко. Вот какая большая Россия! В нашей огромной стране живут люди разных национальностей, но всех нас объединяет одно: мы все россияне, одна большая Российская семья! (Приглашает детей встать в круг.)

Пальчиковая гимнастика «Российская семья»

Живут в России разные

Народы с давних пор. (Пальцы рук сцеплены в замок.)

Одним тайга по нраву,

Другим – родной простор. (Делают массаж пальцев рук.)

У каждого народа

Язык свой и наряд (вытягивают руки вперёд, пальцы соединяют),

Один черкеску носит (поднимают ладони вверх от лица),

Другой надел халат. (Проводят ладонями вниз от плеч.)

Один рыбак с рожденья (ладоням имитируют плаванье рыбы),

Другой – оленевод. (Руки перекрещивают над головой, пальцы расставляют в стороны.)

Один кумыс готовит (выполняют круговое поглаживание живота рукой),

Другой готовит мёд. (Тыльной стороной ладони вытирают рот.)

Одним милее осень (руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями),

Другим милей весна (Приседают, поглаживают «траву».)

А Родина – Россия (делают руками «домик») –

У нас у всех одна! (Берутся за руки и поднимают их вверх.)

«Родина милая, Родина малая…». Образовательная деятельность для детей старшей группы

Но есть место в нашей огромной стране, где мы родились и растём – это наш родной край, это наша малая родина – она есть у каждого. Из множества маленьких родных уголков состоит наша общая великая страна.

А кто скажет, как называется  область, в которой мы с вами живём?

Давайте сейчас посмотрим на карту нашего прекрасного сибирского края.

Вот это, ребята, и есть наша Омская область, в которой мы с вами живём. Самый главный город нашей области как называется? Кто скажет? Конечно, город Омск. Здесь, на карте, он отмечен большим кружком. И здесь же, в Омской области, находится наша малая родина – село Могильно-Посельское – тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом.

Ребёнок.

Уголок России,

Нет тебя красивей!

Сельская глубинка,

Милое село!

Сердцем и душою,

Я всегда с тобою,

Что бы ни случилось,

Не произошло.

(З. Свирина)

М. р. Мы с вами одна большая семья, потому что живём в одном селе. Про тех, кто живёт в одном городе, посёлке, селе говорят: они земляки. Мы с вами земляки. Повторим это интересное слово!

Ребята, а давайте выразим всю нашу любовь к малой Родине в песне (Исполняется песня «Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева //Музыкальный руководитель. – 2016. – № 6. – С 22.)

Ребята, как вы думаете, почему наше село носит такое необычное название?

Послушайте одну историю… (Негромко звучит музыка.)

Наше село Могильно-Посельское очень старинное, оно основано в 1637 году. Первое слово в названии деревни Могильно-Посельское означает, что переселенцам из России отвели место для обустройства неподалёку от могильных холмов кочевников. Второе слово происходит от слова «посельщики» – так называли в официальных документах 17 века переселенцев. Развитию деревни способствовал проходивший рядом Московско-Сибирский тракт. Отдельные жители занимались извозом, везли купеческие товары на ярмарки, а с ярмарок – закупленную ими пушнину и другие товары. Вольные ямщики на лихих сибирских тройках от одной ямщицкой станции до другой перевозили пассажиров и почту. В селе была построена церковь, открылась церковно-приходская школа. В школе было три класса. Учителями чаще всего были дети церковнослужителей и сами священники. Преподавали Закон Божий, разучивали молитвы, церковные песнопения. Дети часто посещали церковь, пели в церковном хоре. В конце 19 века население было уже достаточно велико, но в школу ходили лишь немногие дети, в основном мальчики – девочки занимались хозяйством. Действовала школа до 1918 года. Позже её преобразовали в начальную школу. Сейчас у нас в селе построена церковь в честь Введения во храм Божией Матери.

Многое пришлось пережить жителям нашего села, но самым страшным испытанием стали годы Великой Отечественной Войны. Почти всё трудоспособное население ушло на фронт защищать Родину. Многие не вернулись. Каждый год в День Победы мы вспоминаем их имена. Среди них есть и ваши прапрадедушки и прапрабабушки.

«Родина милая, Родина малая…». Образовательная деятельность для детей старшей группы

Ребята, как называется самая длинная улица в нашем селе? (Улица Чехова.) Центральная улица протяженностью около пяти километров носит имя Антота Павловича Чехова – великого русского писателя. В конце 19 века Антон Павлович, следуя на Сахалин по Московско-Сибирскому тракту, останавливался в селе Могильно-Посельское. Чехов оставил в итоге своей поездки по нашим местам очерк «Из Сибири», в котором посвятил целую главу Фёдору Павловичу Копейкину, ямщику из села Могильно-Посельское. Потомки Копейкина живут в нашем селе. На улице Чехова и сейчас стоят дома, построенные в конце 18 века (им больше двухсот лет!), и многие сохранились почти в первозданном виде.

Вот какая большая история у нашего маленького села!

Ребёнок.

Конечно, есть места и краше,

Но дорог мне посёлок мой.

Любой из нас об этом скажет:

Хорош он летом и зимой.

(И. Войцеховская)

М. р. Что растёт вокруг нашего посёлка? (Лес.) Верно, вокруг нашего посёлка растёт лес. Предлагаю туда отправиться!

Физминутка «Прогулка в лесу»

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес отправимся гулять. (Выполняют обычную ходьбу.)

По извилистым тропинкам

Потихоньку мы пойдём.

Может быть, и под листочком,

Сладку ягоду найдём. (Идут «змейкой».)

На носочки, дети, встали,

По дорожкам побежали! (Бегут на носках.)

И на каблучках пойдём,

Через лужи перейдём. (Выполняют ходьбу на пятках.)

Отдохнули? Вот и славно.

Поговорим теперь о главном!

М. р. У нас в селе есть много разных зданий. А как они называются, вам помогут вспомнить мои загадки.

Загадки

Это что за чудный дом?

Сколько деток в доме том!

Дом детишкам очень рад.

Что же это? (Детский сад.)

 

В этом домике врачи

Ждут людей, чтоб их лечить.

Всем они помочь готовы –

Отпускают лишь здоровых. (Больница.)

 

Сюда мы после сада ходим,

Себе занятья здесь находим.

По увлеченьям кабинеты:

Класс танца, лепки и балета…

Здесь интересов общий круг.

Конечно, дети, это… (клуб).

 

Стоит весёлый светлый дом,

Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают,

Рисуют и читают. (Школа.)

 

Надо хлеба нам купить

Иль подарок подарить –

Сумку мы с тобой берём

И на улицу идём.

Там проходим вдоль витрин

И заходим в… (магазин).

 

Ты можешь здесь купить конверт,

Послать посылку срочно,

Всем передать большой привет,

Ведь зданье это… (почта).

 

На площадке средь скамеек

Две команды неумеек

Ловят мяч, но не руками,

А ногами-головами.

Если б взяли бы меня,

Показал бы игру я:

Я бы мяч схватил руками,

И бегом домой бы, к маме!

Что же это за площадка,

По краям её сетчатка? (Спортивная площадка.)

М. р. Молодцы! Ребята, как называется наш район? (Ответы детей.) Правильно, Большереченский район. Наш районный центр Большеречье – красивый, уютный посёлок, расположенный на левом берегу реки Иртыш и на реке Большая. Мы все часто там бываем.

Ребёнок.

Большеречье моё, Большеречье,

Ты в Сибири такое одно,

Берегами своей тихой речки

Ты мне сердце пленило давно.

И уж так повелось здесь в Сибири,

Чем места эти так хороши,

Что у маленьких скромных посёлков

Есть большие запасы души.

Ну а разве же это не чудо? –

Тот, кто видел его, тот поймёт:

Здесь у речки единственный сельский

Зоопарк на природе живёт…

Приезжайте, почувствуйте сами

Не заморский, не горный пейзаж,

А неброский характер Сибири,

Красотой чистоты север наш.

М. р. Какие достопримечательности Большеречья вам больше всего нравятся? (Зоопарк, резиденция Деда Мороза…)

В посёлке действует Большереченский зоопарк, в котором, несмотря на холодный климат, обитают зебры, львы и тигры, крокодил и анаконда, бегемоты и другие животные. А ещё в Большеречье работает историко-культурный комплекс «Старина Сибирская», в котором круглый год проходят конкурсы, праздники и фестивали, а зимой он становится настоящей новогодней сказкой для детей.

Мы живём в сибирском крае. А какой сибиряк не любит весёлых частушек?

Дети исполняют частушки, на проигрыш аккомпанируя на музыкальных инструментах.

Сибирские частушки

  1. Мы, сибирские ребята,

В Омской области живём,

И для вас свои частушки

Мы сегодня пропоём.

 

  1. Мы живём в краю прекрасном,

А Сибирь бывает разной:

Летом зной, зимой мороз.

Ты держи по ветру нос!

 

  1. Широки у нас просторы,

Реки тоже глубоки,

Зелен лес, высоки горы –

Здесь живут сибиряки!

  1. Наш Иртыш – река большая,

Всем на удивленье.

Я девчонка боевая,

Всем на загляденье.

 

  1. С папой мы сибиряки,

Вместе закаляемся.

За окошком снег и ветер –

Теплее одеваемся!

 

  1. Мама мне кричит весь день:

– Дочка, шарфик ты одень!

– Мама, я ведь не мерзлячка,

Я коренная сибирячка!

  1. Мы пропели вам частушки,

Мы старались от души.

Нам похлопайте в ладоши,

Коль частушки хороши!

М. р. Родину называют матерью, потому, что она кормит своим хлебом, поит своими водами и защищает от врагов. Народом сложено много пословиц и поговорок о Родине. Сейчас я начну их читать, а вы продолжите.

На чужой стороне и весна… (не красна).

Одна у человека мать, одна у него и… (Родина).

Человек без Родины, что соловей без… (песни).

Где родился, там и… (пригодился).

Исполняется песня «Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой.

Ребёнок.

Как красиво песня прозвучала,

О стране, в которой я живу.

Где просторам нет конца и нет начала,

И где люди добрые живут.

Где берёзки над рекой склонились,

Где поля от солнца золоты.

Как не петь мне о тебе, Россия?

Как не любить всей этой красоты?

(Л. Никитина)

М. р. Вот и подошло к концу путешествие по нашему селу. Сегодня вы узнали о родном крае много нового. И пускай закончилось занятие, но не закончилось изучение нашей малой родины. Дорогие ребята, вы будете расти и узнавать всегда что-то новое, потому, что Родина не только то, что вокруг тебя, но и ты сам.

4 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x