Развитие художественно-творческих способностей детей 6-7 лет средствами театрализованных игр

Развитие художественно-творческих способностей детей 6-7 лет средствами театрализованных игр

Е.Н. Смирнова, воспитатель,  ГБОУ «Школа № 2070», г.  Москва

 

В статье представлен материал по развитию художественно-творческих способностей и связной речи детей старшего дошкольного возраста  в ходе  театрализованных  игр-занятий.

 

Цель: формирование  художественно-творческих способностей  у дошкольников   в ходе организации театрализованных  игр-занятий.

В рамках данного направления был  составлен план театрализованных игр-занятий в старшей группе детского сада для дошкольников.

Каждое занятие имеет определенный план и включает в себя:

  • организационный этап —  ритуал приветствия, разминку, включающие в себя средства воздействия на эмоциональное состояние дошкольников, их активность, настрой на продуктивную совместную деятельность,
  •  основной этап, подразделяющийся на два блока: театральной и речевой подготовки,
  • заключительный этап  — рефлексия, ритуал прощания.

На организационно-подготовительном этапе проводятся различные упражнения, направленные на знакомство, групповое сплочение, снятие мышечных зажимов, улучшение мозговой деятельности, артикуляционная гимнастика, речевая зарядка.

Основной этап занятия включает в себя работу над определенной лексико-грамматической темой, по возможности, включенной в рамки театрализованной деятельности, а также работу, направленную на развитие специализированных умений, необходимых для театрально-игровой деятельности.

Задачей заключительного этапа является подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы. На этом этапе вырабатывается ритуал прощания, дети дают оценку своему эмоциональному состоянию. В соответствии с принципом комплексности, в течение всего курса занятий происходит непрерывное взаимодействие  с родителями, воспитателями. Результаты психологической диагностики, наблюдения педагогов и родителей учитываются при проведении занятий, распределении ролей.

Формирующая работа по преодолению речевых нарушений средствами театральной деятельности у детей дошкольного возраста включает следующие направления.

  1. Развитие речи детей дошкольного возраста с нарушениями речи, а также коррекция ее нарушений в процессе театральной деятельности и на этапе подготовительной работы: формирование лексико-грамматического строя речи, связного высказывания интонационной выразительности.
  2. Развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные театральные представления.
  3. Развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы.
  4. Развитие эстетических способностей.

В соответствии с направлениями нашей педагогической работы были выделены основные разделы театральной деятельности как средства преодоления речевых нарушений у детей 6-7 лет.

  1. Культура и техника речи. Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи: развивать речевое дыхание, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; формировать связную образную речь, расширять творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы, произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произнесение согласных в конце слова; учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

  1. Основы театральной культуры.

Этот раздел призван познакомить детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства: особенности театрального искусства; виды театрального искусства; основы актерского мастерства; культура зрителя.

Задачи: познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

  1. Работа над спектаклем.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, а также работу над спектаклем — от этюдов к рождению спектакля.

Задачи: учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния: говорить грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. п.; пополнять словарный запас, образный строй речи.

Предлагаемая нами система театрализованных – игр-занятий (НОД) включает в себя два раздела, определяющие содержание театральной деятельности и речевой работы, которые дополняют друг друга. Этот способствует развитию специализированных театральных умений, связанных с освоением позиций актера, режиссера и сценариста, а также коррекции речевых нарушений, как необходимого звена успешной театральной деятельности; последовательность тем курса выбирается не случайно, а в соответствии с особенностями  образовательной программы   детей 6-7 лет.

Далее в таблице  представлена последовательность и содержание разработанного курса театрализованных игр -занятий.

Планирование и содержание цикла игр- занятий с использованием театральной деятельности как средства развития художественно-творческих способностей детей

 

Средства и методы, используемые на занятиях  представлены в следующих формах:

  • кукольный театр — сказки, басни, рассказы, песни. Этот вид театра способствует развитию речи, ее выразительности, пластичности и дифференцированности мелкой моторики руки, обогащению и гармонизации эмоциональной. Под руководством педагога дети овладевают техникой обращения с куклами би-ба-бо, учатся сочетать действия с речью;
  • драматический образно-ролевой спектакль, в котором дети сами исполняют роли. В процессе обучения технике перевоплощения педагог добивается осмысленности, правдивости, целенаправленности действий в передаче сюжета и образа, непосредственного, эмоционального отношения детей к происходящим по сюжету событиям, подлинного общения с партнерами-сверстниками, выразительной речи, посильного овладения основами сценической грамотности как необходимого условия формирования театрализованно-художественной деятельности. Свои театральные успехи дети показывают зрителям: родителям, сверстникам, гостям. Это имеет большое значение для ребенка с проблемами развития, поскольку в этот момент он наполняется чувством своей социальной значимости. Театральное искусство — лишь одно из звеньев в системе воздействий, определяющих процесс преодоления речевых нарушений у детей с нарушениями речи;
  • словесная режиссерская игра организует активную поисковую деятельность, нацеленную на вербальное комментирование проблемной ситуации в игровых действиях. Это побуждает детей пережить образно воплощаемое содержание сказки и роль героя. Направленность в общении на познание смысла происходящих событий, взаимоотношений персонажей создает необходимость выражения своих мыслей, чувств, переживаний в более сложно организованной, развернутой форме речи, обогащенной лексическими и грамматическими категориями. В процессе словесной режиссерской игры дети осуществляют вербальную ориентировку в конфликтной ситуации сказки. Сознательность первичного анализа выразительных эпизодов сказки обеспечивается аргументированным комментированием проигрываемой ребенком роли. Для того чтобы доказать свои суждения, дети обращаются к содержанию произведения, воспроизводят фразы из текста;
  • игры-этюды — это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом;
  • использование психогимнастики позволяет побуждать детей к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, к произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела. Самыми простыми являются упражнения на исполнение контрастных эмоциональных состояний, в которых дети действуют одновременно и одинаково со взрослым. Перед показом состояний в мимике и позе взрослый помогает наводящими вопросами;
  • большое значение для эмоциональной включенности ребенка в выразительное исполнение образа имеет музыкальная композиция. Она же является сигналом для снятия эмоциональных барьеров через произвольное напряжение или расслабление мышц тела. Динамика, темп музыкальной композиции облегчают понимание и отображение в действии, мимике сказочного образа.

Кроме перечисленных форм используются игры и упражнения направленные на коррекцию речи  – это методы коррекционного воздействия на детей с использованием игровых приемов. На занятиях проводится работа по расширению, уточнению словаря признаков, действий, автоматизация поставленных звуков, развитие фонематического восприятия, грамматического строя речи, связной речи, интонационной выразительности.

М.М. Кольцова в своих исследованиях доказала, что развитие мелкой моторики, тренировка пальцев рук положительно воздействуют на формирование речевых реакций. Поэтому в коррекционной работе активно используем пальчиковую гимнастику. Развитию мелкой моторики способствуют игры с пальчиковыми куклами бибабо. Выработать точные, дифференцированные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Ролевые диалоги мы используем в работе по автоматизации и дифференциации звуков. На занятии применяются карточки, с одной стороны которых напечатан текст диалога, содержащий слова с необходимыми звуками, с другой – приклеена соответствующая картинка-иллюстрация.

Дети повторяют текст, постепенно заучивая его наизусть, автоматизируя звуки. Затем его обыгрывают. Чтобы сделать декламацию более живой и интересной, дети могут использовать пальчиковые куклы, соответствующие содержанию диалога.

Для правильной организации театральных занятий с дошкольниками рекомендуется учитывать следующие принципы (Э.Г.Чурилова).

  1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
  2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.
  3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
  4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми
  5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

Проведение целенаправленной работы по преодолению речевых нарушений средствами театральной деятельности способствует повышению мотивации к преодолению речевых нарушений, позволяет сделать занятия более эмоционально насыщенными, интересными для детей, снять эмоциональную напряженность, застенчивость, неуверенность, свойственные детей дошкольного возраста.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x