Сложные ситуации в вопросах и ответах. Развитие кругозора

Сложные ситуации в вопросах и ответах. Развитие кругозора

 А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва

 

В этот раз остановимся на развитии познавательной сферы ребенка и его кругозора в современных условиях. Отвечаем на ваши актуальные вопросы и предлагаем перечень полезных мультфильмов по теме.


Время не стоит на месте. Понимаю, что можно и нужно использовать игры и мультфильмы для развития малыша. Но их столько, что глаза разбегаются. На что ориентироваться при выборе, чтобы не навредить ребенку?

Прежде всего – на содержание развивающих игр и мультфильмов, которые вы выбираете для ребенка. Для этого взрослым рекомендуется предварительно поиграть в игру или посмотреть мультфильм, который они хотят предложить малышу. Обращаем внимание на возрастную маркировку и характеристики цветов, а также используемую анимацию. Чем младше ребенок, тем больше ориентируемся на минимализм используемых цветов и медленный ход сюжета, без резких смен. Не меньшее значение имеет продолжительность просмотра. В зависимости от возраста ребенка она будет колебаться от пяти до 20 минут единовременного использования девайса. Подробнее эту тему обсуждали ранее в рамках рубрики «Актуальный разговор» (Дошкольное воспитание. 2017. № 1).


Возможно ли развивать внимание и память ребенка при минимальном участии родителей? Очень загружена, времени не хватает. Переживаю, что что-то упускаю.

Первостепенное значение имеет не количество, а качество времени, которое вы проводите с ребенком. Одного–двух часов в день вполне достаточно для дошкольников. Развитием познавательных процессов в игровой форме мы занимаемся из этого времени от пяти до 30  минут (в зависимости от возраста). В помощь родителям – дополнительные развивающие занятия с педагогами, а также электронные игры и мультфильмы. То, как их выбирать, мы обсудили выше. Ниже даем описание мультфильмов, способствующих развитию познавательных процессов и кругозора ребенка. Вы можете использовать их и дополнять список.

Большинство серий предложенных мультфильмов можно использовать для развития познавательных процессов и расширения кругозора ребенка. Для этого взрослым рекомендуется предварительно смотреть каждую серию, самостоятельно готовить примерные основные вопросы и план занятия после просмотра.

 

 

Мультфильмы на развитие познавательных процессов

и кругозора ребенка

Мультсериал «Тини Лав» (“Tiny Love”) (2007 г., Израиль). Серия 1. Забавные игры барашка, щенка и теленка. Используем для развития восприятия, внимания, памяти, речи и кругозора ребенка.

Возрастная категория: 0+ Оптимально для детей в возрасте до трех лет.

Продолжительность: 33 мин.

Ориентировочное время используемых фрагментов: рекомендуется смотреть серию небольшими частями продолжительностью не более семи минут. Ниже приведен пример просмотра первых 6 мин 38 с первой серии.

Основные вопросы и ход беседы. Что ты увидел, когда открылось окно? Что ты скажешь, когда встретишь друга? А когда будешь расставаться с ним? Из каких фигур состоит ксилофон? Каких цветов эти прямоугольники? Тебе понравилось, как звучит ксилофон? Что было интереснее: играть в прятки или помогать найти воздушного змея? Когда нам весело? В какие цвета окрасился мячик?

Мультфильм создан так, что детям задают вопросы сами герои мультфильма. Вопросы выше можно использовать для закрепления увиденного.

Примеры вопросов при просмотре следующих фрагментов в зависимости от их содержания: Какие формы ты запомнил? А какие цвета? Какие слова? Какие музыкальные инструменты тебе понравились больше всего? Какие игры заинтересовали?

Занятия после просмотра. Ищем вокруг предметы прямоугольной формы. Называем цвета предметов в детской комнате. Здороваемся и прощаемся с любимыми игрушками. Играем на ксилофоне. Играем в прятки.

Примечание. Мультсериал состоит из четырех серий, общей  продолжительностью около двух часов. Все серии можно использовать.

Сложные ситуации в вопросах и ответах. Развитие кругозора

 

Мультсериал «Школа кролика Бобо» (2018 г.). Сезон «Учимся говорить». Серия 1. «Первые слова». Кролик Бобо знакомит малышей с первыми словами: мама, папа, бабушка, дедушка, дай, люблю, да, нет, привет и пока. Используем просмотр мультфильма для развития речи.

Возрастная категория: 0+ Оптимально для детей в возрасте до трех лет.

Продолжительность: 6 мин 20 с.

Основные вопросы и ход беседы. С какими словами тебя познакомил сегодня кролик Бобо? Какие ты уже знал? Какие услышал впервые? Как зовут твоих маму, папу, бабушку и дедушку? (Если ребенок еще не знает, можно познакомить его с именами близких.) Что ты скажешь, когда папа вернется с работы? А когда бабушка с дедушкой будут уходить к себе домой? Как можно показать, что ты любишь родителей?

Занятия после просмотра. Закрепление изученных слов в разных ситуациях. Любимые игры ребенка. Чтение книг или прослушивание аудиокниг.

Примечание. Цикл мультфильмов построен на основе карточек Домана. Все серии сезона «Учимся говорить» можно использовать для развития речи малыша.

Сложные ситуации в вопросах и ответах. Развитие кругозора

 

Мультсериал «Малышарики» (2016 г.). Серия 53. «Сапожки». Крошик и Ежик решили поиграть в луже. Но для этого Крошику нужно помирить свои резиновые сапожки. Используем просмотр мультфильма для усвоения понятий «право» и «лево».

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: 5 мин.

Основные вопросы и ход беседы. Что Крошик и Ежик пускали в луже? Какие предметы еще умеют плавать? Что случилось с сапожками Крошика? Где у тебя правая нога? А где левая? Покажи, где право, где лево. Возьми карандаш в левую руку. А теперь в правую.

Занятия после просмотра. Игры с водой. Изучаем, какие предметы умеют плавать, а какие нет, опуская их в воду. Закрепление понятий «право» и «лево»: обуваем любимую обувь, берем предметы в руки, показываем стороны.

Сложные ситуации в вопросах и ответах. Развитие кругозора

 

Мультсериал «Паровозик Чух-Чух» (2014 г.). Серия «Паровозик Чух-Чух и объемные геометрические фигуры. Часть 1». Паровозик знакомит с геометрическими телами и предлагает интересные задания с ними. Используем просмотр мультфильма для развития восприятия ребенка.

Возрастная категория: 0+

Продолжительность: 12 мин 19 с.

Детям до пяти лет рекомендуется показать мультфильм по частям. Разбиваем его на две части, одну (продолжительность не более 10 мин) смотрим утром, вторую – после обеда. После просмотра второй части проводим беседу и игры.

Основные вопросы и ход беседы. О чем рассказывал паровозик Чух-Чух? Как можно назвать все эти фигуры? Какие из них ты запомнил? На что похож куб, а на что – параллелепипед? Какие бывают пирамиды? Чем пирамида отличается от конуса? На что похож шар, а на что – тор? Чем цилиндр отличается от призмы?

Занятия после просмотра. Ищем вокруг предметы, по форме напоминающие изученные фигуры (куб, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр, шар, тор, призма). Сооружаем дом или любые другие постройки из объемных фигур. Рисуем предметы, состоящие только из геометрических тел.

Сложные ситуации в вопросах и ответах. Развитие кругозора

 

Мультсериал «Смешарики. Пин-код» (2013 г.). Сезон 2 («Нобелевский сезон»). Серия 40. «Метод Ежика». О том, что изобретателем может стать любой. Главное – наблюдать и делать выводы. Используем просмотр мультфильма для расширения кругозора ребенка, формирования интереса к исследованию, творчеству и изобретательству.

Возрастная категория: 0+ Оптимально для детей старше трех лет.

Продолжительность: 13 мин.

Детям до пяти лет рекомендуется показать мультфильм по частям: одну (продолжительность не более 10 мин) смотрим утром, вторую – после обеда. После просмотра второй части проводим беседу и игры.

Основные вопросы и ход беседы. Кем хотел стать Ежик? Кто такие изобретатели? Кто такой Ирвинг Ленгмюр, и что он изобрел? Что нужно, чтобы стать изобретателем? Что изобрел Ежик? Как назвали его метод?

Занятия после просмотра. Изучение информации об интересных изобретениях и исследованиях. Игры в изобретателей и исследователей. Проведение простых опытов по изучению свойств воды.

Сложные ситуации в вопросах и ответах. Развитие кругозора

 

Мультсериал «Фиксики». Сезон 2 (2013 г.). Серия 54. «Кубик Нолика». О том, как Кубик Рубика можно превратить в Кубик Нолика. Используем просмотр мультфильма для развития логического мышления с помощью головоломок.

Возрастная категория: 6+

Продолжительность: 6 мин.

Основные вопросы и ход беседы. Что такое Кубик Рубика? Как эту головоломку нужно собирать? Как Кубик Рубика превратился в Кубик Нолика? Что такое головоломки? Какие ты знаешь? Что тебе больше нравится: лабиринты, пазлы или «Тетрис»?

Занятия после просмотра. Игры с головоломками: Кубик Рубика, лабиринты, пазлы, «Тетрис».

Сложные ситуации в вопросах и ответах. Развитие кругозора

 

Мультсериал «Семья почемучек» (1996 г., Франция). Серия 9. Посвящена ответам на вопросы: как работает пульт дистанционного управления; отчего люди чихают; почему светят звезды; почему гром всегда следует за молнией; как живут растения. Используем просмотр мультфильма для расширения кругозора ребенка.

Возрастная категория: 6+

Продолжительность: 21 мин.

Основные вопросы и ход беседы. Что ты сегодня узнал? Почему люди чихают? Как работает пульт дистанционного управления? Как дышат и едят растения? Почему мы слышим гром всегда после молнии? Почему светят звезды? О чем из этого ты хотел бы узнать подробнее?

Занятия после просмотра. Уход за домашними растениями. Игры с водой. Наблюдение за звездами в темное время суток. Изучение дополнительной информации по тому вопросу, который заинтересовал ребенка.

Примечание. Каждая серия содержит пять законченных отрывков – ответы на пять вопросов, можно разделять просмотр на части (от 2 до 5 в зависимости от желания и интереса ребенка).

 

 

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x