Путешествие Лягушки по Тюменскому краю. Театрализованное представление по одноименной сказке «Лягушка-путешественница» В. Гаршина. Старший дошкольный возраст
Н.Б. Ушакова, музыкальный руководитель, МАДОУ Детский сад № 62, г. Тюмень
Цель. Приобщение к театральному искусству через знакомство с историей и традициями родного края.
Задачи. Развивать речь, память, внимание и творческие способности детей посредством знакомства с творчеством тюменских композиторов и поэтов.
Формировать навык по накоплению эмоционально-чувственного опыта. Способствовать совершенствованию их исполнительских умений, пониманию образов героев, их поведения. Воспитывать любовь к родному краю.
Предварительная работа. Чтение сказки «Лягушка-путешественница» В. Гаршина, рассказов о родном крае тюменских авторов. Слушание и разучивание стихов, песен, танцевальных композиций. Рассматривание иллюстраций, фильмов о родном крае. Пошив детских костюмов. Изготовление атрибутов, сувениров, масок. Оформление музыкального зала.
Атрибуты: костёр, лучик, веточка, обручи, болотные кочки, костюмы персонажей.
Действующие лица: Сказочница, Лягушка, лягушки-подружки, Утка-вожак, утки, Шаман, Каюр, оленята, Волк, Ненец, Татарин, Русский, ненецкие дети.
Ход представления
Зал украшен сказочно. На переднем плане бутафорский костёр, осенние деревья, на центральной стене изображение северного сияния на осеннем фоне, вдалеке виднеется чум, небольшие болота с улетавшими стаями перелётных птиц.
Под музыку выходит Сказочница с лучиком в руке. Садится.
Сказочница.
Поведу я вас, ребята,
Путешествовать в страну
Северных оленей, добрых медведей.
Что же это за страна?
Отгадайте, детвора! (Северная сказка.)
Волшебным лучиком взмахнём
И в царство сказок мы войдём. (Взмахивает лучиком. Выключается свет.)
В одном краю, на болоте, жила обыкновенная Лягушка со своими подружками. Лягушки всё лето грелись на солнышке, прыгали с кочки на кочку и распевали свою песенку. (Под песню «Лягушачий джаз» в исполнении шоу-группы «Улыбка» выпрыгивает Лягушка, усаживается на болотную кочку и подпевает.)
Вот однажды знакомые утки рассказали Лягушке о тёплой стране. И наша Лягушка размечталась… Ах, как жаль, что у неё нет крыльев!
Лягушка (мечтательно).
За высокими горами,
За далёкими морями
Есть прекрасная страна,
Комаров и мух полна.
К Лягушке подпрыгивают лягушки-подружки.
1-я лягушка.
Как рассказывали утки,
Много тёплых есть озёр.
А над ними вьются тучи
Аппетитных комаров.
2-я лягушка.
Только ты на кочку сядешь –
И обед тебе готов.
Ты проглотишь, сколько хочешь,
Мошек, мушек, комаров.
Лягушка.
Неужели? В самом деле?
Ах, какая красота!
До чего ж хочу, подружки,
Хоть во сне попасть туда! (Смотрит вдаль.)
Собираться будут утки
В эту дивную страну.
Попрошу я их сердечно,
Просьбу выполнить мою.
Под музыку «Осеннее настроение» В. Боровкова «влетают» утки. Делают круг и выстраиваются перед зрителем.
Утка.
Вот и осень наступила,
Собираться в путь пора.
Хоть и трудно нам прощаться,
Но торопят холода.
Утка- вожак. Все готовы?
Утки. Кря!
Утка-вожак. Все собрались?
Утки. Кря!
Утка-вожак.
Я даю приказ лететь!
Торопитесь, путь далёкий,
Надо вовремя успеть! (Утки «отлетают» с места.)
Лягушка (кричит уткам вслед).
Утки добрые, постойте!
У меня к вам просьба есть:
Вы меня с собой возьмите,
С вами я хочу лететь.
Утки (по очереди, удивлённо).
Что же это, в самом деле?
Чтоб лягушки с утками летели?
Это просто ерунда!
Такого не может быть никогда!
Лягушка.
Умоляю вас, прошу,
Выполнить мечту мою.
Никогда я не бывала,
В тёплых странах, никогда!
Но всегда, всегда мечтала,
Наяву попасть туда!
Вот вам веточка –
Её вы в клювах
Крепко будете держать.
Лапками я закреплюсь,
Крепко-накрепко возьмусь,
И пока лететь мы будем,
Ни за что не отцеплюсь.
Утка-вожак.
Что я слышу? Это шутка? (Лягушка качает головой.)
Дорога нам каждая минутка!
Раз не шутишь – торопись!
Видишь, мы уж собрались.
Утки подают Лягушке веточку. Лягушка берёт её в руки и «улетает» с утками.
Лягушка (на лету кричит подружкам).
До свидания, подружки, не скучайте!
Ждите нас весной, прощайте! (Утки с Лягушкой «облетают» один круг и «улетают». Лягушки прыгают на места.)
Сказочница. Летят утки мимо северных полей, а там оленей видимо не видимо, скачут, резвятся, а рядом каюры ходят, из чумов дымок идёт. Удивляется Лягушка, но рот не открывает.
Исполняется танец северных оленей. По окончанию танца из чума выходит Каюр, олени замирают.
Каюр.
Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами.
Ой, горит большой костёр,
Выше леса, выше гор!
Он горит, а снег не тает,
Он блестит – не согревает.
Мёрзнут горы и леса,
Коченеют небеса.
Кто зажёг огонь чудесный,
Золотой костёр небесный?
Не живёт ли в вышине
Великан могучий?
Не печёт ли в вышине
Хлеб себе за тучей?
Никого за тучей нет,
Не пекут там хлеба.
Это – свет, холодный свет,
Северного неба!
Каюр уходит, олени убегают на места. На центральной стене «расцветает северное сияние». Утки «облетают» круг и «улетают».
Сказочница. Летят утки дальше, видят, как сибиряки нефть добывают, как тюменские дети отдыхают. Сидят у костра и песни тюменских композиторов поют да стихи о родном крае рассказывают.
Дети (по очереди).
Здесь вздымаются кроны,
Сосны, ели, кедры.
Их не смеют тронуть
Никакие ветры.
Вызнал эту тайну
Я в лесу сибирском,
Он ведь не случайно
Вырос богатырским.
Вы на карту посмотрите
И Сибирь на ней найдите.
Потому что здесь наш дом –
Мы на Севере живём!
Будет день такой, что любо!
Сразу тундра ожила,
И спешат навстречу людям
И заботы, и дела.
Пастухи поедут в стадо,
Ладит снасти зверолов,
А рыбацкая бригада
Привезёт большой улов.
Пусть нефть и газ Тюменского края
Льются широкой рекой.
Для общего блага, для нашего счастья
Пусть будет мир над землёй!
Тюменский край позвал на подвиг смелых,
Они пришли, и не жалея сил,
Из-под земли от этих рук умелых
Здесь не один фонтан забил.
Трубопроводы с нефтью из Тюмени,
Через года пройдут во все концы.
Тогда сказать все смогут гордо:
«Тюменцы – молодцы!»
Дети выходят в центр зала. Исполняется песня «Тюмень моя, Тюмень!», муз. В. Серебренникова, сл. А. Марковой.
Сказочница. Спустились утки на берега Оби отдохнуть, а там тюменские дети в игры играют да славят весь сибирский край.
Ненец.
В мире нет щедрей земли и шире,
Ей любое дело по плечу.
Припадаю сердцем я к Сибири,
Словно к материнскому плечу.
Татарин.
Всем она обильна и богата,
Водами, лесами и рудой.
И людьми с душой, что краше злато,
Силой её вечной, молодой.
Русский.
Бурят недра сыновья Сибири,
По морям и в небесах плывут.
Ведь её недаром в целом мире
Матушкой ласкательно зовут!
Игра «Важенка и оленята»
В центре зала раскладываются обручи-домики. В каждом из них важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце зала.)
«Бродит в тундре важенка, с нею – оленята.
Топают по лужам оленята малые,
Терпеливо слушая наставленья мамины» – играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду.
«Волк идёт!» – оленята и важенки убегают в свои домики. Пойманного оленёнка волк уводит с собой.
Сказочница. А сейчас я предлагаю нашим гостям сыграть в интересную игру.
Игра «Кто живёт в тундре?»
Играющие идут по кругу со словами:
«Мы по кругу все идём,
Кто живет, здесь узнаём».
Останавливаются. Сказочница задевает лучиком одного из играющих и произносит: «Обернись, покружись, в жителя тундры превратись! Участник изображает животное тундры, остальные угадывают, кто это. Игра проводится несколько раз (Сказочница предлагает превратиться жителя тайги, реки, полей и т. д.).
После игры участники занимают свои места.
Под весёлую музыку утки делают круг, оставляя Лягушку, «улетают».
Сказочница. Полетели утки дальше, а Лягушка не перестаёт удивляться тому, что увидела, раскрыла рот от восторга, да и упала на кочку.
Лягушка. Ой, как здесь замечательно! И зачем это я хотела улететь, когда так здорово на моей родной земле!
Под песню «Наш край» (муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца) все участники подходят к Лягушке на в центрт зала. В руках держат сувениры, сделанные своими руками. Дети по очереди читают стихотворение «Что мы родиной зовём?» В. Степанова.
Лягушка.
Я живу в красивейшем субъекте,
Самой лучшей области из всех!
В день рожденья области желаю:
Пусть везде сопутствует успех
Семьдесят второму региону!
Процветает пусть родной мой край!
Моя область, я хочу признаться:
Я горжусь тобой – ты это знай!
Дети вручают гостям сувениры, а затем исполняют «Песню о Сибири», муз. Ю. Чичкова, сл. В. Бокова. Праздник окончен.
Спасибо за интересную идею театрализации. Обязательно буду использовать в работе!