Психотерапевтические сказки

Психотерапевтические сказки

А.И. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва

 

Уважаемые читатели!

Рубрике «Актуальный разговор» исполнилось два года. За это время мы подробно рассмотрели 12 психологических тем, обращая особое внимание на физиологические составляющие развития, и ответили более чем на 80 поступивших от вас вопросов. Хотим в очередной раз поблагодарить всех за активность. Отдельное спасибо за предложения и рекомендации, которые вы присылали, и конечно, за откровенность, с которой делились сокровенными актуальными вопросами.

В наступившем году рубрика вновь трансформируется. Мы не ответили на все ваши вопросы, более того, они по-прежнему продолжают поступать. Поэтому в 2019 году будем рассматривать несколько самых актуальных. Но, кроме этого, предложим примеры использования одного из самых действенных методов работы с психологическими трудностями – сказкотерапии. Мы познакомим вас с приемами составления психотерапевтических сказок, а также с конкретными примерами по отдельным темам.

В дальнейшем ждем от вас не только вопросов, но и предложения актуальных тем, по которым будем создавать сказки вместе. Более того, на основании ваших предложений, а также ответов на вопросы и задания в каждом номере, в конце года выберем самых интересных главных героев и составим совместную психотерапевтическую сказку, тему которой предстоит определить вам, уважаемые читатели.

«Актуальный разговор» в новом формате начнем с вопросов, связанных с интересом к чтению, также коснемся общей технологии составления психотерапевтических сказок.

 

Каким образом можно привить ребенку интерес к чтению? И с какого возраста лучше начинать?

Основная рекомендация: не заставлять читать или же, если речь идет о малышах, которые этого делать пока не умеют, не принуждать их слушать сказки или рассказы, когда они этого не хотят. Важно, чтобы этот процесс вызывал чувство удовольствия.

Интерес к чтению можно и нужно прививать ребенку с самого рождения. В этом процессе как никогда важен пример родителей. Чтение должно быть регулярным, совместным и долгожданным. Пусть это будет радостное и приятное событие, которое сопровождается рассматриванием картинок, играми и пением. Чтение должно стать увлекательной игрой, квестом с вопросами и заданиями, а не скучной обязанностью, которая быстро надоест. Превратите его в настоящий ритуал: ежедневно, в определенное время, с чашкой какао или в ванной, а может, с любимой игрушкой, которой «тоже интересно послушать». Содержание ритуала зависит от интересов малыша и вашей фантазии.

Оптимально читать каждый день, но выбирать время, когда ребенок в хорошем настроении. Продолжительность чтения зависит от его возраста и интереса. Время будет постепенно увеличиваться от четырех–пяти минут для детей в возрасте до полутора лет к 20–25 минутам после трех лет и до 30–40 минут в старшем дошкольном возрасте. Важно прекращать чтение, как только малыш теряет интерес, или предлагать ему самому «дочитать», т.е. досочинять историю.

Элементы творчества смело вводим после трех лет: сочинять сказку заново, переделывать, продолжать. Это будет закреплять интерес к процессу. До этого возраста можно просить переворачивать страницы или рассказывать, что ребенок видит на картинке. Полезен будет любой интерактив: раскрасить, наклеить, вырезать или смастерить. Книги можно делать и самостоятельно. Большое значение имеет также обсуждение после прочтения, вопросы, которые вы задаете ребенку, а также ответы на его вопросы. Когда малыш учится читать, можно читать сказки и рассказы по очереди. Позже просить его почитать вам и хвалить за это.

Важно читать эмоционально, с удовольствием, по ролям. Читайте ребенку книгу столько раз, сколько он просит. Это важный процесс подготовки к вдумчивому, внимательному чтению в будущем, а также источник его психологического комфорта и чувства безопасности. Читать можно везде, не только дома, пусть в вашей сумке всегда лежит любимая книга малыша.

Можно использовать книги для утешения расстроенного или капризничающего ребенка. В случае провинности лишение чтения может использоваться в качестве наказания. Это закрепит отношение к чтению как к удовольствию и интересному делу.

У малыша должно быть право выбора, какую книгу почитать. Вплоть до поступления в школу это легко устроить. Посещение детских библиотек и книжных магазинов может стать семейной традицией.

 

Будут ли давать эффект сказки, которые придумывают для детей родители? Или лучше использовать готовые психотерапевтические сказки?

Готовые психотерапевтические сказки составлены профессионалами в соответствии с требованиями к их созданию и возрастными особенностями детей. С другой стороны, родители лучше всего знают своего ребенка и понимают, какие истории будут для него наиболее полезны и эффективны. Поэтому можно модифицировать уже готовые психотерапевтические сказки под особенности конкретного малыша, а также сочинять их самим, но только опираясь на конкретные методические рекомендации.

 

Основные рекомендации по созданию и использованию психотерапевтических сказок

  • Напомню, что использовать метод сказкотерапии можно начиная с двухлетнего возраста или даже раньше. Главное, чтобы ребенок понимал прочитанное. После трех лет можно подключать малыша к сочинению сказки. Однако наиболее действенным такой прием будет в возрасте пяти–восьми лет.
  • Составление сказки начинаем с анализа проблемы, которая тревожит вас или ребенка. Необходимо обдумать, как она воспринимается малышом. Необходимо четко и ясно обозначать проблему, без метафор, недосказанности и полутонов. Проблема должна быть конкретна и максимально идентична той, которая беспокоит вас или вашего ребенка. Например, герой боится темноты, грубит родителям, много смотрит телевизор и т.д.
  • После обозначения проблемы обдумываем, какое решение или комплекс действий хотим предложить малышу, какие мысли и идеи передать с помощью сказки. Иными словами, обозначаем желаемый результат и конкретные шаги по его достижению. Решения должны быть простыми и понятными ребенку, реализуемыми.Например, подружиться с темнотой, поиграть с ней, заменять грубые слова на приятные родителям, выключить телевизор и начать читать веселую книгу с картинками. Основные категории решений: приобрести новые знания и навыки, получить поддержку у близких и друзей, найти нестандартное решение или ритуал по преодолению проблемы. Если сочиняете вместе с ребенком, то необходимо озвучить ему несколько вариантов решения на выбор. После пяти лет можно предложить придумать решение самому.
  • Сказка должна быть простой, доступной пониманию ребенка. Продолжительность ее зависит от возраста (не более10 минут в возрасте до трех лет, не более15 – до пяти лет, не более20 – до семи лет), при этом чем короче будет история, тем лучше. Эти нормы приблизительные. Ориентируйтесь на ту продолжительность, которая интересна вашему ребенку. Примерно столько и должна длиться психотерапевтическая сказка. После того как вы записали историю, необходимо перечитать и максимально упростить ее, сделать четкой и лаконичной.
  • Сказка должна быть реалистичной. Это требование достигается за счет описаний и диалогов. Важно, чтобы в истории присутствовали описания зрительных образов, звуков, запахов, тактильных и вкусовых ощущений, а диалоги героев вызывали разные эмоции: радости и печали, тревоги и спокойствия, любви и ненависти.
  • Сказка неизменно начинается с описания главного героя или героев. Он или они должны быть одного пола с вашим малышом, но носить выдуманные имена. Это может быть как человек, так и игрушка, герой мультфильма. Если главный герой – детеныш животного, можно обойтись без имени. Этот вариант особенно подходит для детей до четырех–пяти лет. Ребенок должен максимально идентифицироваться с главными героями, поэтому они обязательно обладают не только схожими проблемами и тревогами, но и чертами характера, интересами и привычками. Добавьте в описание положительные стороны характера и таланты вашего малыша. Например, медвежонок, который боялся Бабу Ягу, но был очень дружелюбным и красиво пел, или девочка Люлю, которая постоянно лезла в драку, но помогала родителям и хорошо рисовала. Хороший эффект дает использование в сюжетах ситуаций, имевших место в жизни ребенка совсем недавно.
  • Далее следует описание антигероя, с которым у главного героя назревает конфликт, или же он или кто-то из его близких попадает в беду, а ее преодоление – это и есть решение проблемы. Например, появляется та самая Баба Яга, она забирает младшую сестру медвежонка, и ему нужно ее освободить; или девочка Люлю, которая подралась с сыном злого волшебника, и он превратил ее в комарика.
  • Главный герой успешно разрешает конфликт или преодолевает проблему. Возможные решения: пожалеть или прийти на помощь (например, медвежонок помог Бабе Яге), играть (например, со страхом), договориться (например, со шнурками, которые не хотят завязываться), научиться (например, Люлю научилась, как поступать с гневом и раздражением, и снова превратилась в девочку), защититься (например, от микробов), понять (например, природу пугающих явлений: грозы или землетрясения), дружить (например, с зубной щеткой), отдать (подарить свою неаккуратность) или настроить себя (например, улыбнуться, когда расстроен).
  • Для повышения эффективности воздействия истории можно ввести ритуал, о котором герой рассказывает в конце сказки. Например: считалка (противострашное заклинание), песня (чтобы подружиться с темнотой), талисман (камень, который успокаивает, когда хочется кого-то ударить), ритуал (действие, которое помогает успокоиться вовремя грозы, например, глубокое дыхание), музыка (которая успокаивает перед походом к врачу) и т.д.
  • Лучше всего не читать, а рассказывать сказку. Ели вы создаете ее сами, это не составит труда. Можно добавить в начало рассказа немного юмора. История должна нравиться не только ребенку, но и рассказчику – т.е. быть интересна вам. Рассказывайте эмоционально, по ролям. Во время первого прочтения обратите внимание на те моменты, которые особо интересны ребенку (их необходимо оставить), а также на то, что вызывало у него скуку, – это нужно будет заменить, придумать что-то новое. Оптимально менять сказку до тех пор, пока она не станет интересна малышу практически от начала до конца. Читаем и рассказываем ребенку сказку, только когда он в хорошем настроении, и прекращаем, как только теряет интерес.
  • После прочтения сказка обязательно обсуждается с ребенком. Взрослые просят его вспомнить сюжет, спрашивают, что интересно, а что нет, кто понравился, а кто нет, про отношение малыша к чувствам героев и выбранным ими решениям. Обсуждение происходит после каждого прочтения, но вопросы меняются. Если они появляются в процессе чтения или рассказывания, то сразу же отвечаем на них или просим ребенка порассуждать на этот счет. Во втором случае переадресовываем малышу его вопрос: «А как ты думаешь? Давай попробуем угадать».
  • Эффективность психологического воздействия сказки повышается, если ее разыгрывать, используя игрушки. Это может быть как кукольный спектакль, который смотрит малыш, так и совместная игра, в которой он принимает непосредственное участие. Историю допустимо рисовать, лепить, снимать на видео сам рассказ или спектакль. Любая инсценировка будет усиливать эффект.
  • Начинаем внедрять предложенное решение в жизнь. С ним должен согласиться ребенок. Поддерживайте его в случае неудач и хвалите за малейшие достижения в преодолении проблемы. Если получается не сразу, расскажите, что у героя сказки сначала тоже так было. Если малыш разочарован, время идет, а результата нет, необходимо предложить ему через сказку другое решение. Герой может остаться прежним.
  • Сказку не обязательно записывать от и до. Вы можете составить план истории по приведенной ниже схеме. Важно отрепетировать повествование (оптимально рассказать себе вслух или даже записать на диктофон и прослушать) и после уже делиться сказкой с ребенком (при составлении рекомендаций использованы схема Д. Бретт и рекомендации И.В. Маниченко).

 

Универсальная схема психотерапевтической сказки

  1. Простое название, в котором обозначена проблема. Например, «Медвежонок и Баба Яга», «Как Яша уколов боялся».
  2. Главный герой, у которого есть та же проблема, те же черты характера и привычки, что и у вашего малыша.
  3. Главный герой попадает в беду. По сути – это та же проблема, которая беспокоит вас или вашего ребенка. Альтернативный вариант – вводится антигерой и конфликт, который развивается у него с главным героем.
  4. Главный герой успешно преодолевает проблему или разрешает конфликт.
  5. Ритуал для закрепления.

 

В следующем месяце рубрика будет посвящена девайсам и интернету. Кроме ответов на вопросы, вас ждут актуальные сказки. Ждем от вас предложений и замечаний.

Также просим ответить на вопросы:

  • Какой главный герой мог бы стать универсальным героем психотерапевтических сказок?
  • Может таких героев быть несколько? Как их зовут? Как они выглядят? Расскажите о них.

Адрес не изменился: info@dovosp.ru

Пишите с пометкой: Рубрика «Актуальный разговор». Сказки.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о