Городок Боровичи
О.И. Николенко, воспитатель, МАДОУ Детский сад № 4, г. Боровичи, Новгородская область; участник Всероссийского конкурса «Моя малая родина»
Занятие с приоритетным направлением содержания «Художественно-эстетическое развитие». Старшая группа
Цель. Создание у детей эстетического образа города Боровичи, формирование представлений о его отличиях от других населённых пунктов.
Задачи. Развитие умения внимательно слушать музыкальное произведение, выделять на слух знакомые черты родного города. Развитие разговорной речи, умения полно выражать свои мысли и чувства, подбирать слова, близкие по смыслу (синонимы), составлять слова по схеме. Формирование цветового восприятия, умения смешивать цвета, добиваясь возникновения разных оттенков. Побуждение детей к созданию городского пейзажа с помощью техники «Пластилинография». Развитие мелкой моторики, конструктивных способностей, самостоятельности и аккуратности в ходе работы. Воспитание чувства единения с природой, достопримечательностями родного края средствами изобразительного искусства и музыки.
Предварительная работа. Рассматривание фотографий, картин с пейзажами города Боровичи. Прослушивание песен. Чтение стихов о Боровичах. Экскурсия в Музей истории города Боровичи и Боровичского края. Целевая прогулка по арочному мосту (проектировщик Н.А. Белелюбский). Участие в мастер-классе боровичской мастерицы-берестяночницы «Древние промыслы Боровичей».
Материалы и оборудование
Общий круг: фотографии с видами г. Боровичи. Аудиозапись песни «Городок Боровичи» (муз. и сл. Ю. Ткачёва). Магниты. Лист выбора центра. Блокноты.
Центр творчества: пластилин, стеки, доски, картон, рамка.
Центр строительства: разрезные картинки «Мост», «Вокзал». «Дом культуры», «ФОК «Олимп»».
Центр науки: карта-схема города Боровичи, фишки красного и синего цветов.
Центр чтения и письма: набор букв, схемы слов «вокзал», «мост», «музей», «парк», «Олимп».
Ход занятия
ОБЩИЙ КРУГ
Дети сидят на стульчиках полукругом, также в общем кругу находятся и другие участники образовательной деятельности: родители, помощник воспитателя.
Воспитатель. Дорогие друзья! Наступил новый день, полный загадок и сюрпризов. Давайте поприветствуем друг друга. (Дети и взрослые приветствуют друг друга разными способами: с помощью речи, мимики, жестов.)
Я очень рада вам сообщить, что день сегодня по-настоящему добрый, потому что начался он с сюрприза. Сегодня утром я получила письмо по электронной почте от девочки Жени из Москвы. Женя пишет, что ей пять лет, и она вместе со своими родителями очень любит путешествовать по разным городам России. Например, на зимних каникулах Женя побывала в одном небольшом, но очень красивом городке. Чтобы мы могли догадаться, где побывала Женя, послушаем звуковое письмо от неё!
(Звучит в записи песня «Городок Боровичи».)
Догадались, в каком городе гостила Женя на зимних каникулах? По каким признакам вы узнали, что эта песня о Боровичах? (Ответы детей.)
С чем сравнивает мост автор песни? Как вы думаете, что он при этом имеет в виду: цвет моста или его форму? (Ответы и размышления детей.) А как вы понимаете выражение «река извилистая»?
(Проводится динамическая пауза: дети и взрослые пытаются изобразить извилистую реку с помощью рук, туловища и т. д., подбирают синонимы.)
Замечательно! Я уверена, что Женя тоже с удовольствием поиграла бы вместе с вами, но, к сожалению, ей сегодня немного грустно… Дело в том, что когда Женина семья вернулась из поездки, их щенок Тобик так обрадовался возвращению хозяев, что нечаянно уронил фотоаппарат, и из него исчезли все фотографии, которые наши путешественники сделали на память о Боровичах. Что же делать? Как помочь Жене? (Предложения детей.)
Предложений поступило очень много. Чтобы нам справиться, необходимо разделиться на подгруппы. Итак, берём в руки свои волшебные магниты.
(Проводится презентация центров активности.)
В центре «Домовёнок» (строительства) вы сможете по частям собрать для Жени фотографии с видами Боровичей.
В центре «Мастерилкино» (творчества) можно сделать картину-пейзаж из пластилина.
В центре «Пиши-читай» (чтения и письма) можно сложить из букв слова о нашем городе.
В центре «Мудрецы-молодцы» (науки) можно будет поработать с планом нашего города и показать Жене дорогу к разным интересным местам.
Дети работают с листом выбора центра, расходятся по выбранным центрам активности, во главе каждого из них находится один из взрослых.
РАБОТА В ЦЕНТРАХ АКТИВНОСТИ
Центр строительства «Домовёнок»
Проводится дидактическая игра «Собери фотографию из восьми частей». Если дети затрудняются, им предлагается фотография-образец.
Центр науки «Мудрецы-молодцы»
Дети выполняют задание «Помоги туристам».
Перед детьми – карта-схема части города Боровичи.
Задание 1
«Мы стоим на мосту через реку Мсту.
Покажите, как пройти, чтоб гостиницу «Олимп» найти».
Детям предлагается выложить синими фишками дорогу от моста до гостиницы.
«Может быть, где-нибудь есть короче путь?».
Дети выкладывают красными фишками более короткий путь между теми же объектами.
Задание 2
«Мы стоим на мосту через реку Мсту.
Покажите, как пройти, мы кафе хотим найти».
Дети выкладывают дорожку из синих фишек от моста до кафе.
Задание 3
«Мы стоим на мосту через реку Мсту.
Покажите, где идти, чтобы нам музей найти».
Дети выкладывают красными фишками дорогу от моста до музея.
Задание 4
«Мы стоим на мосту через реку Мсту.
Очень много мы ходили и по городу бродили,
А сейчас хотим чуть-чуть в прохладном сквере отдохнуть.
Подскажите, как пройти, чтобы этот сквер найти».
Дети выкладывают дорогу синими и красными фишками «через одну» от моста до городского сквера.
Задание 5
«Мы стоим на мосту через реку Мсту.
К сожалению, пора уезжать нам, детвора!
Покажите два пути, как нам на вокзал пройти.
Торопиться мы не станем, потихоньку не устанем,
И хотим сейчас пройти мы по длинному пути».
Дети выкладывают две дорожки – короткую и длинную – от моста до вокзала.
Центр творчества «Мастерилкино»
Детям предлагается набросок пейзажа «Мост над Мстой», который нужно «оживить» с помощью цветного пластилина. Как же это сделать, какие цвета и их оттенки использовать? Дети с воспитателем вспоминают, что во время прогулки по мосту они обратили внимание на то, что вода в реке тёмная, в ней отражается голубое небо и белые облака. Про берега реки Мсты говорят: «зелёный ковёр», наш город «весь утопает в зелени…». Значит, пригодятся синий, голубой, зелёный, белый цвета. Детям предлагается поработать над смешиванием цветов. Как получить тёмный цвет реки? (Смешать тёмно- синие и голубые оттенки.). Что сделать, чтобы получился цвет неба? (Смешать голубой, белый, синий цвета.). Какие цвета нужно смешать, чтобы получить ярко-зелёный цвет берёзовой листвы? А тёмно- зелёный оттенок для старых сосен? (Ответы детей.) Полученные цвета дети наносят на рисунок, ровно распределяя его по поверхности.
Центр чтения и письма «Пиши-читай»
Детям предлагаются буквы слова на карточках. Каждый ребёнок выбирает карточку со словом и подбирает нужные буквы, чтобы собрать слово. Совместно со взрослым слово прочитывается. Затем дети меняются карточками или выбирают другую карточку. Данное задание способствует образному запоминанию буквы и слова, развивает внимание, зрительное восприятие, мышление.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Дети собираются в общем кругу и представляют результаты работы в центрах, высказываются, делятся впечатлениями.
Воспитатель. Молодцы, все замечательно потрудились, но на этом сюрпризы не закончены. Женя и её родители уже успели получить по электронной почте ваши подарки для них: фотографии, картину, план местности, названия интересных мест Боровичей. Они благодарят вас и хотят подарить вам небольшие сувениры – блокнотики, в которых вы сможете зарисовывать, а очень скоро и записывать всё самое интересное, что происходит в нашем городе, и рассказывать об этом своей новой подружке Жене. А ей очень хочется, чтобы каждый из вас побывал в её родном городе – в Москве.
Фото занятия в формате Microsoft PowerPoint
Презентация «Прогулка по Боровичам»