Масленица. Музыкально-творческий проект

Масленица. Музыкально-творческий проект

А.В. Седова, музыкальный руководитель, МБДОУ детский сад № 33 комбинированного вида «Золотая рыбка», п. Новоликеево, Нижегородская область

 

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Срок реализации: краткосрочный.

Актуальность: необходимость патриотического воспитания дошкольников через приобщение к традиционной русской  культуре в учебно-воспитательном процессе детского сада.

Цель проекта: приобщение детей к истокам народной культуры, ее духовным, нравственным и эстетическим ценностям.

Задачи:

  1. пробудить интерес к обрядовым русским праздникам;
  2. обогатить духовный мир детей, их представление о древней народной культуре;
  3. обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица»;
  4. вызвать у детей эмоциональное сопереживание празднику и народному искусству, связанному с ним.

Подготовительная работа по художественной литературе:

  • изучение литературного фольклора – сказки, пословицы, поговорки по теме «Масленица»;
  • заучивание народных закличек на Масленицу, понимание их жанровых особенностей и смыслового значения;
  • знакомство с пословицами и поговорками праздника, уточнение и закрепление их жанровых и языковых особенностей;
  • развитие у детей интереса к народной литературе, пониманию смысла различных образных выражений, воспитание любви к устному народному творчеству.
  • беседы с детьми во время рассматривания различных иллюстраций на темы народных гуляний, праздников, а также с изображениями бытовой  крестьянской утвари.

Подготовительная работа по музыке:

  • слушание русских народных масленичных песен«А мы масленицу дожидались», «Весенняя», «Эх масленица, да ты красавица», «Ой, блины», «масленичных» частушек,  народных наигрышей.
  • разучивание масленичных частушек;
  • освоение хороводов, танцев, подвижных игр.

Подготовительная работа по изобразительному искусству:

  • рисование по теме«Масленица пришла»;
  • изготовление куклы «Масленица».

Материал и оборудование: презентация «Широкая Масленица»; спортивное оборудование  — мешки, канат.

Деятельность дошкольников в процессе проекта

Развитие речи: беседы на тему «Праздник Масленицы в жизни русского народа. Прошлое и настоящее».

Музыкальная деятельность: разучивание закличек, песен.

Ручной труд: коллективное изготовление куклы  Масленицы.

Игровая деятельностьмузыкальные подвижные  игры  «Солнце», «Горелки»; игры-аттракционы «Бег в мешках»,  «Перетягивание каната».

Работа с родителями: подбор рецептов блинов; выпуск стенгазеты с фотографиями детей «Я пеку блины».

Масленица. Музыкально-творческий проект

Ожидаемые результаты проекта:

  1. патриотическое, художественно-эстетическое воспитание детей через приобщение к народной культуре;
  2. знание и практическое освоение детьми традиций народного праздника Масленицы;
  3. повышение познавательного интереса, любознательности детей к родной истории и культуре, расширение их кругозора;
  4. развитие эмоциональной сферы дошкольников, их сопереживания народным образам, сюжетам, представлениям о природе и окружающем мире;
  5. развитие эстетической восприимчивости, творческой самостоятельности в создании художественных образов – литературных, музыкальных, изобразительных, танцевальных, игровых;
  6. овладение новым словарным запасом, ясной выразительной речью, мимикой, пластикой движений, правильным, выразительным исполнением народных песен;
  7. создание единого интегрированного образовательного пространства в процессе проведения проекта.

 

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста

«Широкая Масленица»

 

Герои:

  1. скоморох 1,
  2. скоморох 2,
  3. Баба Яга,
  4. Кузя,
  5. Зима,
  6. Весна,
  7. медведь,
  8. Масленица, кукла-чучело.

 

Ход праздника

 

Звучит песня «Ой,  Масленица».

Дети входят в зал, их встречают скоморохи.

Масленица. Музыкально-творческий проект

Дети встают в хоровод.

Скоморох 1: Душа ты наша, Масленица годовая,

Наша гостьюшка годовая!

В детский сад к нам пришла

И веселье принесла.

Скоморох 2: Ой, масленица-кривошейка,

Мы встречаем тебя хорошенько.

Сыром, маслом, калачом

И румяным пирогом.

Скоморох 1: В хороводе мы пойдем,

Дружно спляшем и споем.

Русский хороводный танец «А мы Масленицу дожидаем».

Появляется Баба-Яга.

Баба-Яга: Здорово, ребятки! Поклон вам, люди добрые! А меня-то вы узнали? Верно, касатики мои, она самая – Баба-Яга – костяная нога! Я теперь другая и совсем – совсем не злая. И даже разрешаю вам прокатиться на моей метле! Хотите?

Музыкальная игра с  Бабой Ягой.

«Я Яга, Яга, Яга, я лечу, лучу, лечу. Хочешь быть моим хвостом?»

Баба-Яга: Есть еще одна игра, поиграем, детвора? Я очень люблю летать на ступе, но ступы у меня с собой нет, зато есть волшебные мешки, с ними тоже будет очень весело.

Эстафета « Бег в мешках».

Баба-Яга: Ребятушки, касатики мои, а ведь я зашла-то к вам по делу.

Скоморох 1: По какому делу?

Баба-Яга: Я ведь домовенка своего Кузеньку потеряла. Вы его не видели?

Скоморох 2: Да, нет Баба-Яга, к нам он не заходил.

Баба-Яга: А мне сорока на хвосте принесла весточку, как будто Кузьма мой у вас прижился.

Скоморох 2: Ну, что ты, Баба-Яга, мы его не видели, но давай поищем вместе.

Все ищут Кузю.  Баба-Яга громко зовет его.

Баба-Яга: Кузенька, не пугай нас, покажись яхонтовый мой. Ну, что тебе у чужих людей делать-то?

Появляется Кузя.      

Кузя: Чего раскричались, расшумелись? Тут я! Не дадут отдохнуть по- человечески.

Баба-Яга: Кузенька, пойдем домой, я крендельков напекла, пирожков.

Кузя: Не пойду! Не хочу я твоих крендельков, хочу блинов.

Баба-Яга: Пойдем со мной, коли хочешь, я и блинов напеку!

Кузя: Не хочу уходить! Мне здесь весело. Здесь пляшут, в игры разные играют, и я хочу. Мне здесь нравится.

Баба-Яга: Ребятки, поиграйте с Кузей.

Игра  « Перетягивание каната».

Масленица. Музыкально-творческий проект

 

Баба-Яга: Ставьте ушки на макушки,

Наши парни и подружки,

Все, кто стар и молодой,

Спляшем с бабушкой Ягой!

Танец «Бабушка, испеки оладушки».

Входит Зима

Зима: Это кто же здесь и пляшет, и играет,

А Зимушку не приглашает?

С вами я в снежки играла?

Дети: Да!

Зима: Вас на саночках катала?

Дети: Да!

Зима: Бабу снежную лепила?

Дети: Да!

Зима: Ничего не позабыла?

Дети: Нет!

Скоморох 1: Ай-да, Зимушка-зима!

Зима славная была!

Но пришла пора проститься,

Да, с весною подружиться.

Зима: Я – зима, Весны сестричка,

Снега, стужи мастерица,

Весне я место уступлю,

Но очень уж играть люблю.

Скоморох 2: Давайте, ребятки проводим Зимушку, поиграем с ней напоследок.

Хороводная игра «Варежки передавайте».

Все встают в круг, звучит веселая музыка. Скоморохи начинают игру, передавая детям две варежки в разных направлениях, дети варежки передают дальше. Внезапно музыка останавливается и те, у кого варежки остались, выходят в круг и танцуют. Остальные им хлопают, пританцовывают. Игра продолжается несколько раз.

После игры Баба-Яга и Кузя незаметно уходят.

Зима: А мы Масленицу величаем,

Весну красную закликаем.

Хоровод « Приходи весна».

Во время хоровода-песни входит Весна.         

Скоморох 1: Здравствуй, Весна-красна!

Весна: Здравствуйте, люди добрые!

Здесь ли все поют, играют

И меня, Весну, встречают?

Дети: Да!

Весна: Очень я в игры люблю играть, да песни распевать.

А я к вам ни одна пришла, я медведя привела.

Входит медведь.

Весна: А с медведем мы будем играть.

Игра с медведем  «Бой на мешках» 

Масленица. Музыкально-творческий проект

 

Входит Баба-Яга и Кузя. Они несут чучело Масленицы.

Баба-яга идет с блинами.

Кузя (кричит): Расступись, честной народ,

Масленица к нам идет.

Скоморох 2: А мы Масленицу ожидали,

Молоко с киселем не хлебали.

Вот и Масленица на двор въезжает,

Широкая на двор выступает.

Скоморох 1: Здравствуй, Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая.

Баба-Яга: А какая же Масленица без блинов горячих да румяных.

Дети поют песню  «Мы давно блинов не ели».

Весна: Давайте, ребятишки,

С Масленицей прощаться,

Отправимся на улицу на горках кататься.

Да блинами угощаться.

Звучит песня «Прощай Масленица».

Все цепочкой выходят из зала.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x