Масленица. Музыкально-творческий проект
А.В. Седова, музыкальный руководитель, МБДОУ детский сад № 33 комбинированного вида «Золотая рыбка», п. Новоликеево, Нижегородская область
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Срок реализации: краткосрочный.
Актуальность: необходимость патриотического воспитания дошкольников через приобщение к традиционной русской культуре в учебно-воспитательном процессе детского сада.
Цель проекта: приобщение детей к истокам народной культуры, ее духовным, нравственным и эстетическим ценностям.
Задачи:
- пробудить интерес к обрядовым русским праздникам;
- обогатить духовный мир детей, их представление о древней народной культуре;
- обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица»;
- вызвать у детей эмоциональное сопереживание празднику и народному искусству, связанному с ним.
Подготовительная работа по художественной литературе:
- изучение литературного фольклора – сказки, пословицы, поговорки по теме «Масленица»;
- заучивание народных закличек на Масленицу, понимание их жанровых особенностей и смыслового значения;
- знакомство с пословицами и поговорками праздника, уточнение и закрепление их жанровых и языковых особенностей;
- развитие у детей интереса к народной литературе, пониманию смысла различных образных выражений, воспитание любви к устному народному творчеству.
- беседы с детьми во время рассматривания различных иллюстраций на темы народных гуляний, праздников, а также с изображениями бытовой крестьянской утвари.
Подготовительная работа по музыке:
- слушание русских народных масленичных песен«А мы масленицу дожидались», «Весенняя», «Эх масленица, да ты красавица», «Ой, блины», «масленичных» частушек, народных наигрышей.
- разучивание масленичных частушек;
- освоение хороводов, танцев, подвижных игр.
Подготовительная работа по изобразительному искусству:
- рисование по теме«Масленица пришла»;
- изготовление куклы «Масленица».
Материал и оборудование: презентация «Широкая Масленица»; спортивное оборудование — мешки, канат.
Деятельность дошкольников в процессе проекта
Развитие речи: беседы на тему «Праздник Масленицы в жизни русского народа. Прошлое и настоящее».
Музыкальная деятельность: разучивание закличек, песен.
Ручной труд: коллективное изготовление куклы Масленицы.
Игровая деятельность: музыкальные подвижные игры «Солнце», «Горелки»; игры-аттракционы «Бег в мешках», «Перетягивание каната».
Работа с родителями: подбор рецептов блинов; выпуск стенгазеты с фотографиями детей «Я пеку блины».
Ожидаемые результаты проекта:
- патриотическое, художественно-эстетическое воспитание детей через приобщение к народной культуре;
- знание и практическое освоение детьми традиций народного праздника Масленицы;
- повышение познавательного интереса, любознательности детей к родной истории и культуре, расширение их кругозора;
- развитие эмоциональной сферы дошкольников, их сопереживания народным образам, сюжетам, представлениям о природе и окружающем мире;
- развитие эстетической восприимчивости, творческой самостоятельности в создании художественных образов – литературных, музыкальных, изобразительных, танцевальных, игровых;
- овладение новым словарным запасом, ясной выразительной речью, мимикой, пластикой движений, правильным, выразительным исполнением народных песен;
- создание единого интегрированного образовательного пространства в процессе проведения проекта.
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста
«Широкая Масленица»
Герои:
- скоморох 1,
- скоморох 2,
- Баба Яга,
- Кузя,
- Зима,
- Весна,
- медведь,
- Масленица, кукла-чучело.
Ход праздника
Звучит песня «Ой, Масленица».
Дети входят в зал, их встречают скоморохи.
Дети встают в хоровод.
Скоморох 1: Душа ты наша, Масленица годовая,
Наша гостьюшка годовая!
В детский сад к нам пришла
И веселье принесла.
Скоморох 2: Ой, масленица-кривошейка,
Мы встречаем тебя хорошенько.
Сыром, маслом, калачом
И румяным пирогом.
Скоморох 1: В хороводе мы пойдем,
Дружно спляшем и споем.
Русский хороводный танец «А мы Масленицу дожидаем».
Появляется Баба-Яга.
Баба-Яга: Здорово, ребятки! Поклон вам, люди добрые! А меня-то вы узнали? Верно, касатики мои, она самая – Баба-Яга – костяная нога! Я теперь другая и совсем – совсем не злая. И даже разрешаю вам прокатиться на моей метле! Хотите?
Музыкальная игра с Бабой Ягой.
«Я Яга, Яга, Яга, я лечу, лучу, лечу. Хочешь быть моим хвостом?»
Баба-Яга: Есть еще одна игра, поиграем, детвора? Я очень люблю летать на ступе, но ступы у меня с собой нет, зато есть волшебные мешки, с ними тоже будет очень весело.
Эстафета « Бег в мешках».
Баба-Яга: Ребятушки, касатики мои, а ведь я зашла-то к вам по делу.
Скоморох 1: По какому делу?
Баба-Яга: Я ведь домовенка своего Кузеньку потеряла. Вы его не видели?
Скоморох 2: Да, нет Баба-Яга, к нам он не заходил.
Баба-Яга: А мне сорока на хвосте принесла весточку, как будто Кузьма мой у вас прижился.
Скоморох 2: Ну, что ты, Баба-Яга, мы его не видели, но давай поищем вместе.
Все ищут Кузю. Баба-Яга громко зовет его.
Баба-Яга: Кузенька, не пугай нас, покажись яхонтовый мой. Ну, что тебе у чужих людей делать-то?
Появляется Кузя.
Кузя: Чего раскричались, расшумелись? Тут я! Не дадут отдохнуть по- человечески.
Баба-Яга: Кузенька, пойдем домой, я крендельков напекла, пирожков.
Кузя: Не пойду! Не хочу я твоих крендельков, хочу блинов.
Баба-Яга: Пойдем со мной, коли хочешь, я и блинов напеку!
Кузя: Не хочу уходить! Мне здесь весело. Здесь пляшут, в игры разные играют, и я хочу. Мне здесь нравится.
Баба-Яга: Ребятки, поиграйте с Кузей.
Игра « Перетягивание каната».
Баба-Яга: Ставьте ушки на макушки,
Наши парни и подружки,
Все, кто стар и молодой,
Спляшем с бабушкой Ягой!
Танец «Бабушка, испеки оладушки».
Входит Зима
Зима: Это кто же здесь и пляшет, и играет,
А Зимушку не приглашает?
С вами я в снежки играла?
Дети: Да!
Зима: Вас на саночках катала?
Дети: Да!
Зима: Бабу снежную лепила?
Дети: Да!
Зима: Ничего не позабыла?
Дети: Нет!
Скоморох 1: Ай-да, Зимушка-зима!
Зима славная была!
Но пришла пора проститься,
Да, с весною подружиться.
Зима: Я – зима, Весны сестричка,
Снега, стужи мастерица,
Весне я место уступлю,
Но очень уж играть люблю.
Скоморох 2: Давайте, ребятки проводим Зимушку, поиграем с ней напоследок.
Хороводная игра «Варежки передавайте».
Все встают в круг, звучит веселая музыка. Скоморохи начинают игру, передавая детям две варежки в разных направлениях, дети варежки передают дальше. Внезапно музыка останавливается и те, у кого варежки остались, выходят в круг и танцуют. Остальные им хлопают, пританцовывают. Игра продолжается несколько раз.
После игры Баба-Яга и Кузя незаметно уходят.
Зима: А мы Масленицу величаем,
Весну красную закликаем.
Хоровод « Приходи весна».
Во время хоровода-песни входит Весна.
Скоморох 1: Здравствуй, Весна-красна!
Весна: Здравствуйте, люди добрые!
Здесь ли все поют, играют
И меня, Весну, встречают?
Дети: Да!
Весна: Очень я в игры люблю играть, да песни распевать.
А я к вам ни одна пришла, я медведя привела.
Входит медведь.
Весна: А с медведем мы будем играть.
Игра с медведем «Бой на мешках»
Входит Баба-Яга и Кузя. Они несут чучело Масленицы.
Баба-яга идет с блинами.
Кузя (кричит): Расступись, честной народ,
Масленица к нам идет.
Скоморох 2: А мы Масленицу ожидали,
Молоко с киселем не хлебали.
Вот и Масленица на двор въезжает,
Широкая на двор выступает.
Скоморох 1: Здравствуй, Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая.
Баба-Яга: А какая же Масленица без блинов горячих да румяных.
Дети поют песню «Мы давно блинов не ели».
Весна: Давайте, ребятишки,
С Масленицей прощаться,
Отправимся на улицу на горках кататься.
Да блинами угощаться.
Звучит песня «Прощай Масленица».
Все цепочкой выходят из зала.