Проект «С добром в сердце»

Проект «С добром в сердце»

Н.И. Зенкова, Е.П. Дурнева, воспитатели, МДБОУ Детский сад № 2 «Чебурашка», г. Красавино, Великоустюгский район, Вологодская область

 

Тип проекта: информационно-творческий, социально-ориентированный

Срок реализации проекта: с15 января по 15 февраля 2023 года

Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель

Вид проекта: среднесрочный (месяц)

 

Актуальность проекта

Актуальность проблемы воспитания у подрастающего поколения таких качеств как доброта, толерантность не вызывает сомнения. Решение этих вопросов лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте. Процесс формирования нравственных качеств у дошкольников сегодня существенно затруднен. Многие взрослые сами утратили моральные ориентиры и не всегда представляют себе, что, когда и как следует формировать у детей, приобщая их к нравственной культуре. В дошкольном возрасте качества доброты и отзывчивости должны быть сформированы хотя бы на элементарном уровне. Если это условие не выполнено, дальнейшие возможности формирования указанных нравственных качеств, становятся очень проблематичными.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, сформированных этических норм поведения. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Постановка  проблемы

Важно, чтобы дети сами подошли к постановке проблемы. При чтении рассказа «Почему хорошо жить на свете?» В. Дудочкина дети задумались над вопросом: что они сделали хорошего? В ходе обсуждения пришли к выводу, что в жизни нужно совершать добрые, нужные поступки. Это необходимо не только тому, кому нужна эта помощь, но и тому, кто эту помощь оказывает. (Какие вы знаете добрые поступки? Кому можно и нужно помочь? Как надо помогать? Для чего нужно совершать добрые дела? Какие добрые поступки вы наблюдали? Что случится, если человек не будет делать добрых дел?)

Дети предложили некоторые варианты решения: внимательно относиться к окружающим, приходить на помощь, в отдельных случаях оказывать поддержку самостоятельно, не ждать когда об этом попросят, помогать друг другу, поиграть в игры.

Цель проекта (педагогическая): создание условий для формирования первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях.

Задачи проекта (педагогические)

Образовательные задачи

Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

Закреплять знание правил вежливого общения.

Формировать представления детей о волонтерском движении, благотворительности.

Распространять идею доброты, толерантности, взаимопомощи посредством художественного, музыкального творчества детей, издания книг и буклетов.

Развивающие задачи

Развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях; уверенность в себе и своих возможностях.

Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.

Развивать уверенность в себе и своих возможностях.

Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми; положительное отношение ко всем людям.

Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).

Воспитательные задачи

Воспитывать умение оценивать поступки окружающих.

Воспитывать желание оставлять «добрый след» о себе в душах людей.

Цель для детей: участие в добрых делах группы, детского сада, города.

Задачи для детей

Узнать, что такое доброта, какие поступки считаются добрыми, для чего их нужно совершать.

Познакомиться  с волонтерским движением, благотворительностью.

Составить совместно со взрослыми буклет «Несем добро».

Продукты (ожидаемый результат)

Фотоколлаж «Кораблик добрых дел».

Выставки работ детей по теме проекта: рисование «Подарок другу», аппликация из салфеток «Цветы для мамы», конструирование из бумаги: «Гирлянда добрых сердец», «Цветок добра».

Выставка буклетов совместного творчества «Несем добро».

Пополнен книжный уголок произведениями на тему «Доброта».

Изготовлены дидактические игры «Ладошки добра», «Гусеница», «Чей голос», «Ромашка доброты», фризы «Устами младенца», тематические альбомы «Если добрый ты», «Этюды эмоций».

Для детей

Дети узнали много нового и интересного о таком качестве, как доброта.

Научились распознавать добрые и плохие поступки.

Познакомились с такими понятиями как волонтерское движение и благотворительность.

Повысился уровень познавательной активности, любознательности, коммуникативных умений.

Повысился интерес и желание совершать добрые поступки.

Для родителей

Активное участие в проектной деятельности, участие в акциях.

Осознанное отношение к нравственному воспитанию детей.

Для педагога

Обогащение предметно-развивающей среды.

Систематизация и повышение качества работы с детьми по социально-коммуникативному развитию через разные видыдеятельности.

 

План реализации проекта

 

Подготовительный этап

 

 

Мероприятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

Подбор и изучение методической литературы и нормативных документов по данной теме (закон «Об образовании», ФГОС, «Концепция духовно-нравственного воспитания» и т. д.).

Поиск идей проекта: изучение интереса детей для определения целей проекта.

Опрос родителей «Доброта и современный мир – миф или реальность?».

Подбор материала для консультаций «Воспитание дружеских отношений в игре», «Вежливость воспитывается вежливостью».

Составление перспективного плана мероприятий для реализации проекта по областям.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала

Беседа с детьми «Что такое дружба, доброта?», «Какое доброе дело я сделал сегодня?». Ознакомление родителей с предстоящим проектом.

Привлечение родителей к изготовлению буклетов для работников детского сада «Несем добро».

Ознакомление родителей с положениями акций «Покормите птиц зимой», «Своих не бросаем», «Дарите книги с любовью»

 

Реализационный этап

 

Мероприятия
Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
Проведение мероприятий по теме.

Оформление консультаций для родителей.

Создание развивающей среды для осуществления проекта Изготовление дидактических игр и фризов по теме проекта (с привлечением родителей).

Пополнение литературного центра.

Подбор картинок, иллюстраций по теме «Добро»

 

НОД «Дом доброты», «Доброта раны заживляет».

Игры и упражнения «Пресс-конференция», «Разозлились –одумались», «Поменяемся местами те, кто…», «Гусеница», «Танец дружбы», «Кричалки, шепталки, молчалки», «Чей голос?», «Ладошки дружбы».

Беседы «Добрые слова улучшают настроение», «Что

такое доброта», «Какими могут быть добрые дела?», «Добрый человек не оставит в беде», «Добрый или злой (оценить героя из мультфильма, сказки), «Дарите людям доброту», «Как отличить хороший поступок от плохого», «Чем порадовать друга», «К чему ведут ссоры», «Добрые дела, я люблю трудиться».

Разучивание пословиц, поговорок, песен о дружбе».

Рассматривание стенда «Устами младенца» (высказывания детей «Что значит быть добрым»).

Ситуативные игры-истории «Котик и ежик на качелях», «Помощь бельчонку».

Составление рассказов «Как я помогаю дома», «Почему добро побеждает зло», «Мой любимый сказочный добрый герой».

Придумывание сказок с детьми «Как стать добрым и вежливым».

Интервью с детьми «Что такое доброта?».

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Спасатели».

Художественно-творческая деятельность: рисование

«Подарок другу», аппликация из салфеток «Цветы для

мамы», конструирование из бумаги «Гирлянда добрых сердец», «Цветок добра». Трудовая деятельность «Наводим порядок в группе».

Чтение художественных произведений: А. Барто. «Вовка

– добрая душа», сказка «Два жадных медвежонка»,

сказка «Три сына»; В. Осеева. «Добрые слова»; Е. Благинина. «Подарок»; В. Катаев. «Цветик-семицветик»; Г.Х. Андерсен. «Снежная королева» (сказка); В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»; русская народная сказка «Морозко.

Просмотр мультфильмов «Добро пожаловать!», «Сказка про доброго носорога», «Чудовище», «Как ослик счастье искал» (по выбору).

Участие в акциях «Покормите птиц зимой» (городская), «Своих не бросаем», «Дарите книги с любовью» (сбор книг для детей Алчевска).

 

Оказание помощи в оформлении РППС по теме проекта.

Знакомство с содержанием

консультаций «Вежливость воспитывается вежливостью», «Воспитание дружеских отношений в игре»

 

Заключительный этап

Мероприятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

Систематизация практического материала (игры, фото, детская продуктивная деятельность).

 

«Кораблик добрых дел» (стенд с фотографиями добрых дел детей).

Развлечение «Путешествие в страну доброты».

Неделя добрых дел:

– помощь дворнику в уборке территории ДОО;

– трудовой десант в среднюю группу «Лечим книги» (ремонт книг);

– вручение буклетов сотрудникам детского сада «Несем добро»;

– изготовление и дарение детям ясельной группы самодельной книги «Игрушки» (А. Барто);

– концерт «Веселое путешествие» для детей младшей группы

 

 

 

Вывод

Данный проект расширил представления дошкольников о доброте, её роли в жизни каждого человека. Дети стали чаще проявлять сочувствие, сострадание, милосердие, отзывчивость. Появилось желание делать добро, помогать ближним. В группе укрепились дружественные отношения между детьми, создалась более доброжелательная атмосфера. Дети активно участвовали во всех этапах проекта, радовались выполненным ими добрым поступкам. Они не только сами с удовольствием принимали участие в играх, но и организовывали их друг для друга, проявляя при этом взаимопонимание, взаимовыручку. Повысилась компетентность родителей в вопросах воспитания нравственной личности человека.

Перспективы:

  1. Продолжать работу по формированию нравственно-этических умений и навыков.
  2. Побуждать детей к дальнейшему проявлению искренней и бескорыстной доброты, а так же совершению добрых поступков.

 

Список литературы

  1. Киселёва Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2006.
  2. Островская Л.Ф. Правильно ли воспитываем малыша?: пособие для воспитателя детского сада. М., 1979.
  3. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2008.
  4. Соколова, Е.Р. Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста: метод.-практич. пособие /Е.Р. Соколова. М.: Учитель, 2016.
  5. Психология социальной одаренности»/Под редакцией Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. М.: Линка-Пресс, 2009.
  6. Хрестоматия для старших дошкольников/Под редакцией И. Логиновой. М.: Просвещение, 1990.
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x